Фотопамять

Оценить
Снимок как свидетель событий и настроений

Под знаком фотографии прошла минувшая неделя. Завершилась она в воскресенье традиционной акцией «Сушка», на которой профессиональные фотографы и любители принесли более 50 снимков в Детский парк. Этому событию предшествовали некоторые другие.

Она была белая-белая...

Традиционный областной «Вернисаж невест», проводившийся в этом году уже в шестой раз, приурочен ко Дню семьи, любви и верности. Организаторы определяют его как «некоммерческий проект социально-рекламного характера, основная миссия которого – привлечение внимания общества к социальной значимости семьи и необходимости развития семейных ценностей». Не совсем, правда, понятно, насколько способна справиться с этой задачей фотовыставка невест (именно невест – женихов, родителей и детей вы здесь не увидите), но раз организаторы считают, что могут чем-то помочь, то что ж с ними спорить?

«Вернисаж невест» был разделен на два этапа: 8 июня был съемочный день, через месяц же прошел финал-шоу в выставочном центре «Атриум», а после собственно презентации выставки в Lounge café SOHO состоялось награждение участников. Для фотосетов были выбраны пять тем: куафюр, богемный шик, рустик, напитки и сказка.

Снимок как свидетель событий и настроенийСвадебное фото – это очень сложная тема со своей спецификой. И это отчетливо проявляется после просмотра «Вернисажа невест» – несмотря на то что на выставке есть несколько действительно симпатичных снимков, в основном они оставляют ощущение, что главной задачей была съемка невесты на фоне красивой обстановки популярных саратовских кафе и ресторанов, в крайнем случае на природе. Лично мне же кажется, что красивое белое платье еще не создает образ невесты. И уж тем более непонятно, как богемный шик будет сочетаться с «развитием семейных ценностей».

Выставка продлится до 30 июля.

Шагая по лесу

Так называется выставка фотографа Артема Ильченко, открывшаяся 10 июля в кофейне «Кофе и шоколад» на Волжской.

Куратор выставки Кристина Никитина сказала на презентации: «Мы долго не могли сойтись на мысли, что объединяет все эти фотографии, является сквозной темой. Сначала мы думали, что это просто макросъемка, макропейзажи с его маленькими существами – божьими коровками, бабочками и теми, за кем наблюдает Артем Ильченко, гуляя по лесу. Идея, ставшая основной, пришла за месяц до открытия выставки. Артем тогда пропал: оказалось, что он ходил по лесу и снимал последнюю фотографию, которая, как он считал, дополнит картину его творчества и покажет всё то, чем он занимался последние годы. Таким образом, лес стал основной темой этой выставки. Лес как место творчества, место полета мысли и фантазии, место, где можно слиться с самим собой и раскрыть себя посредством искусства».

Взявший следом слово Артем рассказал, что он очень любит детей, и его работа связана с ними: «Мы помогаем детям из неблагополучных семей. Отправляем подарки в школы-интернаты. Одна из них находится в Широком Буераке. После выставки я хочу часть работ отправить именно туда, чтобы они не просто висели у кого-то на стенке, а там, где есть дети – самые впечатлительные существа. Чтобы дети с малых лет понимали, что надо беречь окружающий мир».

Сам же Артем замечает, что «лес – это то место, где я могу в полной мере почувствовать уверенность и раскованность. <...> Когда я вижу и снимаю что-то поистине чарующее, будь то «в линии жизни», «рамфоринх» из кленового листа или стебель цветка в форме шеи диплодока, то меня тут же одолевает какая-то детская радость, несравнимая ни с какими другими эмоциями в моей жизни. <...> Природа дает неиссякаемый простор для творчества, нужно лишь подходить к фотографированию ее со всем жизнелюбием, с чистыми мыслями, быть искренним в своих мотивах и сохранять ее в таком виде, в каком она была до тебя». Хочется поговорить о творчестве Артема подробнее, остановиться на его по-хорошему наивно-романтическом и одновременно пытливо-аналитическом взгляде, особенно увлекающемся светопередачей, но главное достоинство его фотографий – искренность – уже названо.

Выставка продлится до 11 августа.

Герой подводных глубин

Выставка из цикла «Поколение победителей» открылась в Музее боевой славы 11 июля. Посвящена она 105-летию со дня рождения капитана 1-го ранга, подводника, Героя Советского Союза Сергея Прокофьевича Лисина. И хотя фотография на этой достаточно скромной по объему выставке не является главным объектом, нельзя не отметить и ее важную роль как хранителя памяти.

Сергей Прокофьевич родился 13 июля 1909 года в Саратове, в 1936-м окончил Военно-морское училище имени Фрунзе, в 1938 году в рядах добровольцев-интернационалистов сражался в Испании, в Великую Отечественную был командиром лодки С-7 бригады подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда» и другими наградами. Звание Героя Советского Союза было присвоено в 1942 году за уничтожение четырех транспортов противника и проявленные при этом мужество и доблесть. После войны служил на Тихоокеанском флоте, позже преподавал. Скончался 5 января 1992 года.

Участник двух войн, ветеран Великой Отечественной войны, капитан 2-го ранга запаса Владимир Анатольевич Скородумов, сослуживец Лисина, рассказал о том, как он познакомился со старшим товарищем. Выступавший следом капитан 1-го ранга, член «Саратовского морского собрания» Виктор Константинович Воробьев подробно остановился на деталях боев, в которых довелось поучаствовать Лисину. И в частности, на истории, когда в 1942 году Сергей Прокофьевич чудом избежал гибели: С-7 тогда была торпедирована финской субмариной Vesihiisi и затонула. В живых остались только члены экипажа, находившиеся на мостике. В их числе был Лисин.

На выставке есть фотографии, связанные не только с военной биографией Лисина, но и с его семьей – с сыном Сергеем и супругой Антониной Григорьевной. Еще одно свидетельство памяти – письма любимой жене.

Продолжение темы «Под знаком фотографии»