Музыкальная жизнь с Андреем Сергеевым

Без спецслужб

Оценить

Если вы ожидаете увидеть здесь рассказ о том, как сотрудники спецслужб чуть не сорвали концерт группы «Пасош», о чем писали многие федеральные СМИ вроде «Афиши», то не дождетесь – на том концерте мы не были. А больше ничего у нас не срывали.

ДжангоI

Что: Джанго
Где: Черчилль
Когда: 8 сентября

Прошлый раз поп-рок группа «Джанго» приезжала в Саратов выступать в рамках Собиновского фестиваля в 2014 году. На концерте в Театре оперы и балета вокалист Алексей Поддубный (Джанго) подробно высказывался по русско-украинскому вопросу. По касательной затронул эту тему и в этот раз: «На Собиновском фестивале была группа из Киева, но времена изменились, и сейчас на сцене ребята из Донецка». Новых коллег он встретил во время поездки на Донбасс, и в таком составе проект выступает всего год. Подробнее в тему гражданской войны Алексей погружаться не стал, по всей видимости, решив, что публика «Черчилля» вряд ли настроена на разговоры о политике. Что, скорее всего, было недалеко от истины. После этого он сел за синтезатор и заиграл первую песню.

Признаться, я сам изначально относился к тому типу слушателей, о которых Поддубный на концерте говорил, что они пришли ради песни «Холодная весна». То бишь был неофитом, с творчеством группы мало знакомым. О чем пришлось сразу же пожалеть, потому что «Джанго» удивили своей мелодикой. Мелодичных групп, конечно, немало, но, скажем так, в высших эшелонах эстрадной музыки (а я бы отнес «Джанго» к эстраде) их не хватает. И, самое главное, у «Джанго» есть свое лицо – очень тонкой души, которая, впрочем, готова в любой момент взорваться безудержным весельем. И так песня за песней – от грустной лирики до цыганских ритмов хита «Повеселей». Традиционно сдержанная публика «Черчилля» долгое время сопротивлялась танцам, хотя все равно отдельные зрители поднимались из-за столика. Артист, не знакомый с этой особенностью заведения, немного иронизировал: «Так приятно, так тихо у вас. Это значит, мы шибко серьезные музыканты». Мог перекинуться фразой и с конкретным человеком: например, не без иронии интересовался, успел ли его записать на смартфон один из зрителей. К счастью, фирменная ирония Джанго не переходила ни разу в сарказм. Примерно такие же ровные ощущения и от концерта: с одной стороны, «Джанго» для меня лично стали приятным открытием, с другой стороны, в топ концертов «Черчилля» едва ли войдет это выступление. Но планку качества выдержит без проблем.

Evgeny Ring QuintetII

Что: Evgeny Ring Quintet
Где: Филармония
Когда: 13 сентября

Холодное начало сентября мы запомним по подготовке к выборам и лавине культурных мероприятий, шедших друг за другом, а порой и параллельно. Когда ты попадаешь в эпицентр всего этого, то сложно не упустить из виду музыкальную жизнь города. Но в этом году карты легли удачно: в рамках телекинофестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания» был проведен концерт немецкого пост-боп джазового коллектива Evgeny Ring Quintet из Лейпцига. Правда, проблем с коммуникацией у гостей с залом не возникло, поскольку лидер коллектива – Евгений Ринг – уроженец России. Евгений сразу представил своих коллег и старался по возможности подробно рассказывать о каждой композиции с альбома «Mesokosmos», который был презентован на этом мероприятии. Играли музыканты исключительно собственный материал, чем, возможно, кого-то расстроили – все-таки любители джаза часто ходят на концерты, чтобы послушать стандарты – наверное, ни в одном другом жанре музыки культура кавера так не процветает, как здесь. Меня же это, напротив, радовало – я не любитель слушать перепевки.

Музыканты, как и полагается продолжателям пост-бопа, предпочитают легкому и ненавязчивому джазу сложные структуры и нестандартные композиционные решения. При этом они, насколько это возможно, упирают на визуальность – названия композиций сами подсказывают картину перед глазами: «Kontrolleur», «Oasis»... Примерно того же пытаются добиться пост-рокеры, и совсем неудивительно, что представители этих «пост»– стилей сходятся в общей любви к космосу – неиссякающему источнику вдохновения для многих поколений музыкантов. И по степени убедительности немцы едва ли уступают своим коллегам. А чего только стоит закрывавшая концерт до выхода на бис «The Ninth Wave», которая действительно словно переносит на язык нот брызги волн знаменитого «Девятого вала» Айвазовского и с каждой минутой все сильнее создает атмосферу тревоги и грядущей катастрофы. Грех выделять кого-то из столь профессионального коллектива, но сложно не отметить игру барабанщика Доминика Элерта, который, кажется, не просто так имеет прозвище «Гага» – действительно, при филигранной технике он удивляет тем, насколько непривычно «громок» для джаза. Его легче представить в какой-нибудь рок-группе или даже в metal’е, но не в джазе. Забавно, но спустя несколько часов я встретил ребят случайно в одном из рок-клубов города. Совпадение? Фразу Киселева можете продолжить сами.

Ну а если серьезно, то Evgeny Ring Quintet – это идеальная группа для знакомства с «серьезным» джазом и неожиданное открытие концертного месяца.

Елена ВойнаровскаяIII

Что: Елена Войнаровская/Fleur
Где: Machine Head
Когда: 18 сентября

По большому счету про концерт все предельно четко и корректно сказал Олег Елкис, и остается с ним только согласиться, кроме некоторых моментов скорее уже личного характера. Впрочем, так уж ли важно сообщать, что меня, в отличие от Олега, всегда больше тянуло не к знаменитой харьковской группе, а к сольным проектам его участников вроде «Оля и Монстр» или My Personal Murderer, а Fleur всегда оставались командой, которую надо наконец-то нормально послушать, но не сейчас. Так я и дотянул до их приезда в «Machine Head». Вернее, не столько Fleur, сколько сольного проекта одной из двух вокалисток – Елены Войнаровской.

Вообще, Елкис написал, что концерт немного подзадержался: пройди он в 2008-2009 году (и, скорее всего, не в «Machine Head»), он бы был куда актуальнее – тогда группа как раз находилась на пике популярности после альбома «Эйфория». Сложно сказать, так ли это – все-таки народ собрался и в этот раз. Не битком, но места было мало. Опять-таки, принимали все на удивление хорошо. Я бы даже сказал, что очень-очень хорошо, потому что редко когда встретишь такое абсолютное приятие любых песен, которые играет артист. А ведь Войнаровская исполняла не только Fleur (важное уточнение – песни Fleur собственного сочинения. Те, что написаны второй вокалисткой Ольгой Пулатовой, не исполняются). Программу постоянно перебивали песни сольного творчества, но, кажется, для публики заходило всё, тем более что стилистических отличий было по минимуму. Возможно, это и стало причиной того, почему концерт меня не зацепил. Ведь поностальгировать я не мог, а если оценивать «живость» происходившего на сцене, то тут было как-то грустно: музыканты полностью сосредоточились на игре, и, кажется, мимолетный контакт с залом возникал только тогда, когда Елена в перерывах между песнями благодарила публику за теплый прием. Кстати, организатор тура, с которым мне удалось перекинуться парой слов, говорила, что, на ее взгляд, музыканты в Саратове выступают, напротив, живо – что называется, вошли в туровый вкус.

Ей виднее. Ведь, в конце концов, каждый может оказаться в ситуации, когда банально «не зашло». А кардиовейв Fleur – вещь слишком специфичная и интимная, чтобы нравиться всем.

Люси и ребятаIV

Что: Люси и ребята
Где: Machine Head
Когда: 24 сентября

По правде говоря, обзора этого концерта изначально в планах не было. Я должен был пойти в «Metro» на «Свидание» (звучит странно, конечно, но группа действительно так называлась), а потом выяснилось, что проходок в тот вечер не намечается. Надо было чем-то закрывать, но выходило так, что последняя неделя сентября была напрочь лишена каких-то громких привозов. Тогда я решился на финт ушами: пойти на концерт группы, которая, будучи местной, сама по себе представляет собой экзотику. Как известно, Саратов – студенческий город, сюда приезжает учиться немалое количество иностранцев. Многие из них – музыкальные ребята и даже сколачивают свои группы (достаточно вспомнить Mr. Jules Band). Не все из иностранцев, впрочем, студенты. Например, Люси Лё Флок  работает уже много лет в «Альянс Франсез – Саратов». Вернее, работала. На концерте она объявила, что все-таки решила вернуться домой, во Францию, хотя еще обязательно приедет к нам в декабре. И все равно было грустно – как верно заметил в фейсбуке шеф-редактор «Открытого канала» Евгений Захаров, «Саратов точно что-то в себе потеряет, если его покинет Люси Лё Флок». Мелочь, но очень символичная: каждый человек, который купил билет на концерт, получал от Люси и ребят конфету.

Грустные разговоры про отъезд были уже в конце вечера, а до того Люси старалась веселить публику и, с переменным успехом, расшевелить ее. Недавно руководитель одного фольклорного ансамбля едко пошутила в адрес зала на открытии одной выставки: «Вы очень стойкая публика. Надо суметь не хлопать во время этой песни». Что-то подобное поначалу было и на концерте Люси, что странно, потому что Лё Флок – отличный фронтвумен и с ходу завоевывает любую площадку – правда, без всякого сарказма. Конечно, и машинхэдовская публика тоже оттаяла.

Пару слов надо сказать и про саму группу. «Люси и ребята» – экзотичная группа не только из-за Люси, но и из-за выбора песен. Фактически перед нами кавер-бэнд, но с одной любопытной деталью: Люси перепевает не просто французские песни, а в основном малоизвестных российской аудитории артистов – вроде Рифф Коэн или Заза Фурнье. При этом строго в своей манере. Так что «Люси и ребята» выглядят посамобытней многих оригинальных музыкантов. Плюс хороший состав: почти всех участников мы знаем по ряду других известных в Саратове проектов, ну а Люси... Люси хоть сейчас можно отправлять на «Голос» – она очень красиво поет, а в нынешнем сезоне так уж точно бы не затерялась. А еще она постоянно шутит: говорит, что Франция без вина – как Россия без водки, путает русские слова с французскими, называет себя болтушкой. В перерывах между песнями отвечает на вопросы, например, почему осталась в Саратове («Если люди уезжают из Саратова в Париж, почему из Парижа в Саратов нельзя? Майкл Джексон же переехал». Сидящий рядом тезка и земляк знаменитого певца кивает головой). В общем, как сказала однажды моя знакомая, видевшая Люси хорошо если полминуты, в этого человека невозможно не влюбиться – такой свет и позитив от нее исходит.

После концерта Люси на сцену выходит DJ Nando – еще один саратовский иностранец (из Мозамбика). Диджей ставит фанк, регги и афро-хаус, а также угощает время от времени всех желающих вкусным южноафриканским ликером. Зрители не расходятся и постепенно подтягиваются на танцпол. И все бы ничего, если бы не странный мужчина, время от времени подходящий к Nando и показывающий, что тот играет неправильную музыку для рок-клуба. Впрочем, на любом концерте всегда найдется такой персонаж. Но хоть без спецслужб.

Ближайшие концерты:

В октябре:

17 – Диана Арбенина и «Ночные снайперы» в Театре оперы и балета. Вход: 1500-4000 рублей.

18 – 1. Болот Байрышев, Тандалай Модорова и Алексей Чичаков в «Machine Head». Вход: 400-500 рублей. 2. «КняZz» в «Gatsby». Вход: 1000-2000 рублей.

19 – Sobo Blues Band (Россия/США) в «Machine Head». Вход: 700-800 рублей.

20 – 1. Closet Disco Queen (Швейцария) в «Metro». Вход: 200-350 рублей. 2. Гуша Катушкин в «Irish Papa’s Pub» на Московской. Вход: 400-500 рублей.

21 – Тавис Миннер (США) в консерватории. Вход: 600-1100 рублей.

22 – 1. Вадим Степанцов и «Бурлеск Оркестр» в «Machine Head». Вход: 800 рублей. 2. «Мураками» в «Harat’s Pub». Вход свободный.

23 – 1. «Аффинаж» в «Metro». Вход: 550-650 рублей. 2. LaScala в «BarDuck». Вход: 400-500 рублей.

24 – Нино Катамадзе & Insight (Грузия) в Театре драмы. Вход: 800-3500 рублей.

27 –1. Михаил Елизаров в «Machine Head». Вход: 400-500 рублей. 2. Пика #Патимейкер в «Gatsby». Вход: 600-1000 рублей.

28 – Виктор Мазур (Украина) в «Honky Tonk». Вход: 200 рублей.

30 – 1. «Браво» в «Черчилле». 2. The Morganatics (Франция) в «Machine Head». Вход: 400 рублей.

В ноябре:

2 – 1. Nautilus Pompilius в Театре оперы и балета. Вход: 1000-5000 рублей. 2. Miyagi и Эндшпиль в «Gatsby». Вход: до 3000 рублей.

3 – Chernikovskaya Hata в «Metro». Вход: 300-500 рублей.

4 – 1. «Кирпичи» в «Machine Head». Вход: 600-700 рублей. 2. «Год змеи» в «Metro». Вход: 250 рублей.

5 – 1. Концерт в честь 10-летия рок-клуба «Machine Head». Вход свободный. 2. Grandees в «Metro». Вход: 250-400 рублей.

6 – Ocean Jet в «Metro». Вход: 300-500 рублей.

7 – «4 апреля» в «Metro». Вход: 300-500 рублей.

8 – 1. Oxxxymiron в «Gatsby». Вход: от 1000 рублей. 2. «Электрофорез» в «Metro». Вход: 300-400 рублей.

10 – «Немного нервно» в «Machine Head». Вход: 400 рублей.

11 –1. Шиз-оркестр «Каша» в «Machine Head». Вход: 400-500 рублей. 2. «Изморозь» в «Magic». Вход: 200-400 рублей.

12 – Pressor и Juice Oh Yeah! в «M.Place». Вход: от 200 рублей.