Музыкальная жизнь с Андреем Сергеевым

Разные жанры, разные клубы

Оценить

После двух подряд материалов, посвященных концертной деятельности «Machine Head», мы решили вновь добавить разнообразия и обозревать не только «Машину» и не только рок.

I

Что: Денис Декада, Кирилл Коперник, Бикей Декада
Где: Machine Head
Когда: 9 октября

Но начать придется все же с «Machine Head».

Вообще, концерт подобного рода – не совсем типичная затея даже для этого клуба, в последнее время ведущего мультиформатную политику. Клауд-рэп, заигрывания со свежими трендами электронной и поп-музыки – даже несмотря на то, что «Машина» пытается идти в ногу со временем, такой радикальный эксперимент для нее – это слишком. Может быть, по этой причине в официальной группе клуба в соцсетях мероприятие слабовато анонсировалось, словно бы заведение пыталось сказать: «Это не совсем наш формат, вы должны нас понять».

Выступление ребят, некогда начинавших в наших краях, гораздо логичнее смотрелось бы в условном «Gatsby» или «Redbar», но никак не в том месте, в котором никогда не изживется атмосфера рок-клуба. Это не значит, конечно, что в «Машине» можно играть только рок, но вот то, что такая музыка там не «заходит», – это факт. С моей, разумеется, колокольни.

По этой причине я, находясь поначалу в благодушном расположении духа, в итоге с разочарованием уходил. И вроде все на месте у ребят – и сэмплы модные, и тексты неплохие (но не более того), местами проскальзывает что-то по-настоящему крутое, но в этих стенах тупо не звучит. И сколько ни пытались музыканты раскачать толпу, настоящего движа не наблюдалось. И это тем обиднее, что за такой музыкой, судя по всему, будущее, как бы мы к ней не относились.

II

Что: Буерак
Где: арт-бар «Ленинград»
Когда: 16 октября

Два вопроса, которыми я задавался перед походом на концерт: будет ли трэш, как на «Убийцах», потому что гиг организует Виталик «Злоба», и что за группа такая «Volchok» из Шымкента, которую анонсировали на разогреве? Переход по ссылке в группе мероприятия возвращал на родную страницу, а гугл непременно выдавал кучу ссылок на некоего volchok из Шымкента, который ищет спутницу жизни от 18 до 50 лет в Кзыл-Ординской области. В общем, было понятно, что без сюрпризов не обойдется.

Первыми на разогреве шли Geo Rascal Band. Несмотря на то, что каких-то по-настоящему существенных изменений в их музыке не произошло, все-таки они уже не настолько соответствовали своему прошлогоднему утверждению «Мы – отстой!». Справедливости ради, оценить их по достоинству мне сложно: все-таки лоу-фай панк, прямо скажем, не самый любимый жанр. Но играют его они вполне на уровне.

Потом шел Volchok, который, как выяснилось, стал практически реинкарнацией только что почившей местной команды «Всей юности итог». Любопытная эмо-панк группа, в целом оправдывающая один из ярлыков в описании «Vernimne1994». И никакого Шымкента.

Саппорт, конечно, немного неожиданный для «Буерака», но почему бы и нет? Ведь и сибиряки достаточно ироничны, недаром одной из визитных карточек постпанк коллектива является кавер на Арсена Петросова «Кайфуем». В Саратове, кстати, им так и не дали толком спеть эту песню, потому что микрофон выхватывали прямо у Артема Черепанова, да и вообще сценарий, по которому был бы трэш, вполне себе сбывался, если не считать, что технику не портили, ну а когда кто-то влетает в музыкантов на сцене – это не то чтобы нормально, но на андеграундных концертах картина вполне себе привычная. Впрочем, было заметно, что дуэт это напрягало – даже при всей готовности к подобным моментам, играть-то как-то нужно! Видимо, через некоторое время они попросили быть публику поспокойней, потому что передние ряды больше так не мешали. «Буерак» продолжали играть свой ироничный постпанк, я пытался вслушиваться, но лоу-фай есть лоу-фай – когда сложно разобрать текст, остается только наслаждаться музыкой и энергетикой. И задаваться вопросом: действительно ли на поведение публики так влияет фактор организатора?

III

Что: Виктор Мазур
Где: «Oldschool»
Когда: 18 октября

Идти на Мазура после «Буерака» – это все равно что принимать контрастный душ. Попасть на одесского музыканта мне не везло практически так же, как на другого замечательного барда – Атморави. Знакомство с петербуржцем, впрочем, так до сих пор и не состоялось.

Концерт Мазура напоминал скорее квартирник: совершенно божеская цена на входной билет – 150 рублей, сравнительно небольшое, но, как мне показалось, идеальное количество людей для того, чтобы не терялась атмосфера выступления для «своих», наконец, сама публика – сплошь друзья да знакомые если и не Виктора, то между собой.

Отсюда, правда, вытекал и один формальный недостаток: «разогрев» этого акустического вечера, при всей условности понятия «разогрев» в дружеской компании, сам был «дружеским». В том смысле, что выступали не по принципу художественной схожести, а, скорее, потому что появлялась возможность сыграть с друзьями. Выходит сначала Михаил Медведев, поет свои анархистские сочинения, потом обаятельная Юлия Бессонова исполняет немудреные, но приятные песни, в которых сложно не узнать интонации Дианы Арбениной, ну а потом, собственно, Мазур – и все они из разных опер. Другое дело, что сама по себе атмосфера на мероприятии была такой, что эта формальная тематическая несостыковка не бросалась так уж в глаза.

В Викторе Мазуре есть что-то удивительное – в этом невысоком, с тихим голосом рок-барде все словно наперекор устоявшимся стереотипам. Например, в нем нет этой условной «одесскости» – ни местного характерного юмора, ни бандитов в лирике, напротив, сдержанная, по-своему скупая музыка Виктора словно зарождается где-то на Севере, в Карелии или Архангельске.

Но при всей этой скупости, возникающих многозначительных пустотах в мелодиях Мазура иногда прорываются экзистенциальные раны XX века: «А давай окропим белый снежок, раскидаем красные ягоды. / Наши деды в земле полегли не за награды же» («Убежденность»), а то и раны многовековой давности – та же песня «Фома», которую Мазур не стал исполнять, потому что для нее требуется особая атмосфера. Атмосферность – вообще особенное свойство его музыки – относительно новая песня «Путь», на мой взгляд, является одним из сильнейших музыкальных творений 2010-х вообще и невольно навевает образы, словно бы вырезанные из «Овсянок» Федорченко или «Под электрическими облаками» Германа-младшего. Это то прекрасное иррациональное, что таится в нашей культуре.

Ну а если возвращаться с небес на землю и говорить непосредственно о концерте, то тут, пожалуй, стоит добавить, что Мазур поступил правильно, разделив свою программу на два отделения. Второе мне понравилось больше. Вообще, у Виктора наблюдается сейчас прелюбопытнейшая ситуация: его творчество усложняется, преображается, и потому есть прекрасная возможность пронаблюдать этот слом или плавную трансформацию на концерте, где ранние, возможно, чуть менее изысканные песни соседствуют с тем богатством, что расцветает сейчас.

IV

Что: Wit-word battle. 3 круг
Где: «Ланч кафе»
Когда: 24 октября

Некоторое время назад ведущий программы «На одной волне» Антон Сергеев кинул мне ссылку на один из выпусков рэп-баттла «Wit-word battle». Первое впечатление было, прямо скажем, не самое радужное. Но темой заинтересовался, начал просматривать «Versus» и даже по-своему проникся этим явлением, поэтому когда в середине октября Антон предложил посудить очередной баттл, я уже без колебаний согласился и 18 октября поехал на мероприятие.

Найти заведение оказалось непростым делом – спрятавшись на 2-м Станционном проезде, кафе не торопилось находиться, и я приехал сильно позже того времени, когда рассчитывал там оказаться. Впрочем, запись еще не началась, а внезапные срывы некоторых участников давали возможность вольготней распоряжаться съемочным днем. В результате записали всего два баттла.

Для тех, кто не очень понимает, что это такое, вкратце объясню: баттл – это соревнование двух рэперов, по итогам которого решается, кто пройдет дальше в турнире. Задача участников заключается в том, чтобы «переговорить» оппонента, убедить своими панчами (условно говоря, подколками) судей, что они выглядели в раундах достойней.

Первыми выступали R[1]ck и Psycho. Во втором туре сошлись P’ero и L. Defish. Подробно останавливаться на том, что зачитал каждый из ребят, пожалуй, не буду – нет смысла, да и в памяти элементарно панчи держать невозможно, хотя некоторые вышли весьма крутыми. Однако надо признать, что саратовский баттл хоть для меня и стал более привлекательным, пока еще серьезно отстает по уровню что от «Слова», что от того же «Versus», и в общем-то это не страшно и, наверное, закономерно. Все приходит с опытом, в том числе и свое лицо. Пока же нет-нет и проскочат нотки Oxxxymiron или кого-нибудь другого из ветеранов или молодых и дерзких.

V

Что: ЯМДС
Где: «Magic»
Когда: 24 октября

Сразу после окончания баттла я полетел на другой концерт – краснодарской группы «ЯМДС», что означает «Ясновидящая Мария дешевая сука». Тур у них, что характерно, называется «Мария портит всю страну». Забавно, но попал я на него так же, как и на баттл – по наводке, в этот раз – фронтмена «ЯМДС» Сергея.

На выступление «R.A.M.O.N.’s band» я не попал и, кажется, зря, потому что, по словам очевидцев, оно было хорошим, зато «Feeling the Way» посмотрел полностью. Что ж, можно сказать, что ребята растут, даже если их музыка сама по себе противоположна понятию «эволюция» («фили» играют альтернативный метал по канонам начала прошлого десятилетия, короче, условный «верните мой 2003»). Да и вообще, они сами по себе отличный «разогрев» с вечно позитивным вокалистом Павлом Леонтьевым.

«ЯМДС», по их же характеристике, это «седеющие подростки, выросшие на альтернативном роке и панке 80-90-х в его лучших проявлениях: Queens Of The Stone Age, Foo Fighters, Jimmy Eat World, Faith No More, NOFX и других». С этим описанием их роднит, наверное, одно: эти группы совершенно не похожи друг на друга, так же как песни «ЯМДС». Короче, это не тот случай, когда тебе успевает наскучить даже хорошая группа, потому что ты раскусил с ходу фишку и сюрпризов для тебя не осталось. Не последнюю очередь играют и достаточно крепкие тексты, порой до прекрасного минималистичные, как в «Я кутаю». Конечно, в некотором роде «ЯМДС» – это своеобразный музыкальный фастфуд, где каждый получит то, что хочет, – хотите драйв, будет вам драйв, хотите сексуальности – будет и она. Только, в отличие от фастфуда, нет риска отравиться и никто не уйдет обиженным. В том числе и сами «ЯМДС» – приезжали в Саратов они запыхавшись (эксцесс в пути внес коррективы), а уезжали довольными: «Это был крутейший андеграундный гиг с отзывчивой публикой, было просто супермагически, под стать Ясновидящей :)», – написали они позже на своей странице «ВК». Что тут добавить?

Концерты в ноябре

6 – Сергей Лазарев в Театре драмы. Вход: 700-5000 рублей. 2. Kavabanda & Depo & Kolibri в «Gatsby». Вход: 500-1500 рублей.

7 – «Сердце-камень» в «Magic». Вход: 300 рублей.

8 – The Deadnotes (Германия) в «Magic». Вход: 200 рублей. 2. «План Ломоносова» в «Варьете». Вход: 600-800 рублей. 3. Kenny “Blues Boss” Wayne (США) в «Черчилле».

1000 рублей.

11 – Yawn Hic и Around Train Station в «Magic». Вход: 200 рублей. 2. »Порнофильмы» в «BarDuck». Вход: 300-400 рублей.

12 – «Год Змеи» в «Machine Head». Вход: от 300 рублей. 2. Closet Disco Queen в «BarDuck». Вход: 200-350 рублей.

13 – Indifference в «Machine Head». Вход: 250 рублей.

14 – Гарри Топор и Тони Раут в «On Air». Вход: 700-1200 рублей. 2. »Пасош» в «Honky Tonk». Вход: 300 рублей.

15 – «Би-2» в ЛДС «Кристалл». Вход: 600-4000 рублей.

18 – Публичная лекция Андрея Сергеева «Провокация в популярной музыке: Die Antwoord и Stromae» в «Machine Head». Вход свободный.

19 – «Ник Черников Band» в «BarDuck». Вход: 400-600 рублей.

20 – Oxxxymiron в «ARS». Вход: 1200-2000 рублей. 2. Арсений Бородин в «Gatsby». Вход: 200-300 рублей.

21 – De-Lit в «Black Sky Arena». Вход: 200 рублей. 2. «Путь Солнца» и «Cerber» в «Magic». Вход: 250 рублей.

22 – Борис Грим в «Machine Head». Вход: 500-600 рублей.

27 – «Маша и Медведи» в «Machine Head». Вход: 800-1000 рублей.

28 – Фестиваль «Неформат» в ДК «Восток». Специальный гость – Артур Беркут. Вход: 500-700 рублей.

29 – «Калевала» в «Machine Head». Вход: 300-400 рублей. 2. The Korea в «BarDuck». Вход: 250-400 рублей.