Музыкальная жизнь с Андреем Сергеевым

Машина – всему голова

Оценить

Музыкальная ситуация в городе незаметно меняется: какие-то заведения теряют позиции, какие-то, напротив, наращивают обороты. К последним я бы отнес «Machine Head», который пока еще по привычке называют рок-клубом, хотя в последнее время в нем все больше и больше представителей разных жанров.

I

Что: Барто

Где: Machine Head

Когда: 22 мая

БартоВ прошлый раз я сокрушался по поводу того, что творилось в байкер-баре «OldSchool» на концерте модных уроженцев Томска – группы «Убийцы». Вся эта маргинальная тусовка не вызывала, по правде говоря, желания оказаться хотя бы еще раз на концерте подобной формации. Однако, по иронии судьбы, уже было известно, что в мае выступят «аццы» – «Барто». Ну, отцами их называть, конечно, громко – все-таки электроклэш в нашей стране явление из разряда «и такой зверь у нас водится», впрочем, зверь-то неплохой и явно не из поговорки «на безрыбье и рак рыба». Просто дело вкуса.

В конце концов, это вопрос разных взглядов и опыта. «Убийцы» – это уже иное поколение, чем «Барто», замеченные в прошлом десятилетии Артемием Троицким и с тех пор продюсируемые им. «Барто» во многом вырастают из 90-х, недаром одноименная песня («90-е») – один из самых популярных их хитов. А «Убийцы» – это уже нынешний день с несколько топорным, не столько сатирическим, сколько стебным и самоироничным подходом. У «Барто» же скорее сарказм, и такой метод лично мне ближе. Все это находит отражение даже на составе публики.

Если в «OldSchool» на «Убийц» шли в основном ребята, только что достигшие и перешагнувшие границу совершеннолетия, то в «Machine Head» была более разношерстная и возрастная аудитория, несколько отрешенно воспринимавшая тексты, но находившаяся на одной волне с группой. Концерт «Барто» вообще со стороны казался эдакой приятной условностью: люди подпевают, Мария Любичева угощает зрителей водкой (а почему бы и нет?), выходит в зал, но истинная глубинная связь с артистом едва ли возможна – все-таки электроклэш сам по себе абстрагируется от слушателя.

Согласитесь, сложно проникнуться замечательной на самом деле фразой «хочу в 90-е обратно к бандитам: бритые головы, яйца не бриты», которая, если верить Олегу Кашину, вызвала слезы патриарха Кирилла .

То есть все слушают, все рады артисту, но за душу не цепляет, это как хороший человек, который замечателен, умен, и вы рады время от времени его видеть, но никогда не позовете на день рождения и точно не будете считать лучшим другом. Впрочем, «Барто» умеют выступать, песни у них, каким бы ни было ваше отношение к новым маргиналам и электроклэшу, все-таки крепкие. Но главное – это атмосфера.

II

Что: Three Fall

Где: Machine Head

Когда: 23 мая

Three FallНа следующий день был концерт совершенно иного формата. Three Fall – немецкое джазовое трио. Признаться, познакомившись с их музыкой перед концертом, я не был восхищен, хотя и понимал, что это качественно. И все же не особо цепляло – это, в принципе, стандартное и даже нормальное впечатление любого человека, который никогда целенаправленно джаз не слушал. Да, у ребят были каверы на Red Hot Chili Peppers, да, они удачно смешивают все это с регги, фанком и хип-хопом, но... элементарно нет нерва. В общем, когда перед входом я краем уха услышал в чьем-то разговоре «да они скучные», у меня не было сомнений, что это про Three Fall.

Концерту предшествовала небольшая официальная часть. После выступления директора Немецкого центра и куратора проектов Гёте-института в Саратове Ирины Николаевой на сцене в «Machine Head» с миниатюрой выступил художественный руководитель «Театра имени Которого Нельзя Называть» Дмитрий Казенас , который от лица очаровательной Мэри «разогрел» немцев. Перкуссионист Себастьян Винне даже начал снимать перфоманс Казенаса на телефон.

Совсем немного времени, и ребята выходят на сцену. И вот здесь я с первых же минут убеждаюсь, что по видео стоит судить через раз. Помню, как в 2007 году меня совершенно не впечатлили аудиозаписи их соотечественников Haujobb, показавшиеся после концерта пресными. Здесь было то же самое.

Ничего принципиально нового немцы не предложили: все те же сложные, но, в сущности, не надоедливые структуры, все та же замечательная игра со звуком (местами эксперименты, в которые ребята, в первую очередь державший слово Лутц Штройн (тенор-саксофон, бас-кларнет), напоминали почти дроун-джаз!). То есть все строго, по делу и достаточно разнообразно: хотите кавер – вот кавер (один прекрасно известный в Саратове меломан под конец концерта подпевал Лутцу прямо в микрофон), хотите демонстрации индивидуального мастерства – Себастьян сыграет сольный номер.

И публика отвечала взаимностью, хотя определенно было заметно, что Лутцу немного не по себе из-за языкового барьера и из-за того, что аудитория не всегда с ходу понимала фразы сложнее чем «music is universal language» и косплеила в этом плане Мутко. Впрочем, это и к себе отчасти относится. Но это, согласитесь, мелочь.

III

Что: Плезантвилль и Acoustic Dream

Где: Machine Head

Когда: 29 мая

ПлезантвилльКонец мая у «Машины» выдался ностальгическим: сразу после этого концерта выступили много лет пребывавшие в забвении местные звезды панка «Пурфобор» и «Кирпичи» – всероссийские звезды альтернативной музыки, отмечающие 20-летний юбилей (заметим, что там же 11 июля состоялся еще один реюнион – местных Nicoteen, которых поддерживали также, в общем-то, решившие тряхнуть стариной Soliptic и Oildust). А вот перед ними выступили Acoustic Dream. Не в обиду будет сказано «Плезантвиллю», но, при всем к ним уважении, думаю, люди шли в основном на вторую группу.

Причины очевидны: если «Плезантвилль» довольно часто выступают в саратовских заведениях, то для AD это был дебютный концерт, при этом, с учетом явной ориентации на студию, можно было сказать «первый и, дай бог, не последний». Но обо всем по порядку.

Последний раз на концерте «Плезантвилля» я был год назад, на фестивале «Праздник музыки». Тогда еще мне страшно не понравился специфический кавер на «Rolling in the Deep» Адели, и, тем не менее, группа в этот раз, как и в предыдущие выступления, по-хорошему продолжала удивлять независимо от перемен в составе. А тот факт, что, по большому счету, никто в рамках джаз-рока в Саратове больше не работает, делает существование группы особенным.

Acoustic DreamТо же самое можно сказать и про Acoustic Dream. Странно, но при общем увлечении уже не первый год во всем мире, да и в нашей стране современной фолк-музыкой, до Саратова почему-то этот феномен добрался только сейчас. И, как водится, не все идеально, о чем я уже писал в рецензии на дебютник. Если у нас AD – безальтернативные лидеры в своем жанре, то их перспективы на федеральном уровне туманны – при всех очевидных плюсах материал пока лишен блеска, а замечательные мелодии прорываются через привычные ходы. Нельзя не отдать должное ребятам – они все-таки перфекционисты и сами понимают, что не все идеально. На первое живое выступление они заручились помощью еще пятерых музыкантов, из-за чего на сцене пребывало девять (!) человек. И это без отсутствовавшей в тот вечер арфистки, которую попросту некуда было бы сажать.

Конечно, при таком раскладе многие песни заиграли новыми красками: одно только добавление перкуссии чего стоит. Однако не все эти эксперименты оказались удачными: так, тревожная, воздушная и, повторюсь, одна из лучших мелодий, рождавшихся на саратовской земле, «Nameless» в концовке растеряла свой шарм из-за вкраплений босановы. Ребята и сами потом сказали: да, решили рискнуть, знали, на что шли.

После концерта я пообщался с AD, и они признались, что у них было всего семь репетиций перед выступлением, что ни разу им не удавалось собраться полностью, да и сегодня – не исключение. Далеко в будущее ребята не заглядывают, но обещают, что следующий альбом будет русскоязычным и автором их выступит уже не вокалистка Марина, а гитарист Алексей. Билингвистический же микс из английской и русской лирики делать не планируется. Зато планируется и дальше приглашать музыкантов. Которые, кстати, на этом концерте справились с задачей на отлично, учитывая все вышеперечисленное. Для дебютного концерта, как заметил Елкис, все очень даже хорошо.

IV

Что: Cortez

Где: BarDuck

Когда: 3 июня

CortezЧто вы знаете про Бюль? Наверное, ничего. Я и сам ничего не знал про него, не считая того, что там базируется одноименный футбольный клуб. Интеллигентный и доброжелательный Жан-Рафаэль, только что неистово певший на сцене, с улыбкой рассказывал мне, что это небольшой городок с примерно 20 тысячами жителей, в котором изготавливают знаменитый швейцарский сыр, а еще в двух часах езды от него находится Женева. Швейцария, конечно, страна контрастов: здесь в кантонах говорят на разных языках. Мы привыкли, что в самом не воюющем государстве мира общаются на немецком, хотя на деле это не так. Помимо него вы спокойно можете услышать итальянский и романшский (швейцарский ретророманский). Ребята из Cortez между собой общались исключительно на еще одном государственном языке – французском. С нами же – на английском.

Открывала концерт местная группа I the Suffering, о которой мое мнение не поменялось: хорошую запись надо умело и на сцене передавать. Пока же с этим у ITS проблемы, хотя и намечается прогресс. И все же пока ребята играют слишком спокойно для дэткора. В этом плане символично, что во время их выступления барабанщик Cortez делал зарядку, а мерчендайзер читал книгу (впрочем, он, кажется, так и просидел весь концерт). Вообще, некоторое несовпадение настроений музыкантов и зала витало в воздухе все время. Швейцарцев принимали как-то с опаской: что уж говорить, местная публика привыкла к музыке попроще – чтобы качало, а на экспериментальный хаотичный хардкор может уже не хватить элементарного терпения.

Нет, я не оговорился. Cortez, как, скажем, и замечательная, но далекая от них по своей эстетике исландская группа Solstafir, отличается любовью к длинным, несколько однообразным риффам с резкими и действительно хаотичными переходами. Дэткоры и хардкоры, по идее, должны качать, а здесь задача совсем иная – ввести слушателя в транс.

Поэтому я совершенно не удивился, что многие ушли сразу после последней песни трио, не дождавшись выхода на бис, где ребята исполнили потрясающую «Temps-mort». Нет, пока еще не очень готов Саратов к такой музыке. И все же концерт удался, несмотря на внезапно возникшие по ходу пьесы проблемы с ударной установкой, малое количество народа и настороженное отношение к швейцарским экспериментаторам. Видимо, в Бюле, по масштабу сопоставимом с Аткарском, такая музыка больше в чести.

V

Что: Открытый рок-концерт на День России

Где: У «Липок»

Когда: 12 июня

Открытый рок-концерт в День РоссииОб этом мероприятии я расскажу пунктиром, поскольку застал его отчасти. 12 июня концерты шли во многих уголках нашего города, и я, как и в прошлом году, пошел к «Липкам». Состав участников, по правде говоря, не сказать, чтобы впечатлил, наверное потому, что в этот раз обошлось без гостей. Не считать же за них Василия Уриевского сотоварищи. Собственно, Василий больше всех и порадовал, попев старое и новое и даже попозировав фотографам, пока ему не подключили микрофон. Выступавший на том же концерте басист «Тропы не врут» Олег Елкис (да, он еще и музыкант, если кто до сих пор не в курсе) после этого сказал: «Ладно, Вась, всё, можем расходиться».

Вообще, веселого в тот день хватало – чего только стоит хоровод, устроенный фолк-металистами «Рви меха!», чей состав, к слову, был почти целиком представлен в рамках Acoustic Dream. Ну а под конец вечера – традиционное фаер-шоу и удивительно точное попадание в регламент. Концерт закончился ровно в 21:05, задержавшись всего на пять минут больше положенного, что для фестивалей – большая редкость. Порадовал хороший звук и адекватная, в силу робости и разнообразного состава, аудитория, не ломившаяся к сцене и не устраивавшая потасовок. Будем надеться, что так и будет все лето, потому что лето – время фестивалей.

Куда сходить в июне-первой половине июля:

21 июня – Фестиваль «Праздник музыки» в Городском парке. Вход: свободный.

22 июня – Aporia (Польша) в «Magic». Вход: 300 рублей.

24 июня – публичная лекция «Лана Дель Рей: феномен успеха» Андрея Сергеева в «Machine Head». Вход: свободный.

26 июня – «Утро.Б» в «OldSchool». Вход: 200 рублей.

27 июня – 1. Фестиваль «Волжская волна». Турбазы «Богатырь» и «Речник» (Энгельс). Вход: 300-1000 рублей. 2. South Park Party в «BarDuck». Вход: 100-250 рублей. 3. Braincoats (Швеция) в «Machine Head». Вход: 250-350 рублей.

28 июня – Pokerface в «Magic». Вход: 250 рублей.

3 июля – 1. «Подпись деда» (экс-участники «Красной плесени») в «Ленинграде». Вход: 300-400 рублей. 2. Natry в «BarDuck». Вход: 200 рублей.

10 июля – «Зарисовка» в «OldSchool». Вход: 250-300 рублей.