Музыкальная жизнь с Андреем Сергеевым

Маета: между пунктуальностью и адом на сцене

Оценить

Приезда какого-то артиста можно ждать месяцами, а можно просто прийти на концерт от нечего делать. При этом в первом случае испытать разочарование, а во втором – приятное удивление. Нередко это зависит от организационных моментов. Ожидания зрителей и работа организаторов стали главными темами месячного обзора.

ДДТI

Что: ДДТ
Где: ЛДС «Кристалл»
Когда: 5 апреля

Где-то в конце марта журналист Таня Райс написала мне: «Ты идешь на ДДТ? Нам тут письмо пришло...» Я ответил, что не планировал, но в принципе могу. Хотя это не та музыка, которая мне сильно интересна, в том числе и в рамках проекта. С другой стороны, если есть возможность услышать песни, которые любишь (рос не на ДДТ, но как без них в России жить?), то почему бы не воспользоваться.

В день концерта над городом стоял туман, и кто-то из поклонников группы с опаской интересовался в соцсетях: прилетят ли? Никому не хотелось повторения эпик-фейла с 30 Seconds to Mars. Однако организаторы всех успокаивали – Юрий Юлианович прилетел накануне и уже успел пообщаться с журналистами. Шевчук был достаточно бодр, отвечал на вопросы с улыбкой, цитировал Ахматову, когда брифинг у входа в «Словакию» закончился, и разводил руками, словно бы извиняясь, когда я сказал, что так и не успел спросить про новый виток развития постпанка в России. ДДТ многие воспринимают как эдакий рррусский рррок, простенький, приятный и про осень, хотя, конечно, это не более чем стереотип.

5 апреля я подъехал за 20 минут до официального начала в «Кристалл» и с удивлением для себя сразу же прошел внутрь. Не так страшен черт, как его малюют – то ли дело «Олимпийский»! Таня Райс мне тут же вручила бейдж, и мы спокойно прошли в зал, а затем в фотопит на первые три песни, которые, правда, пришлось поснимать сбоку от сцены. Сцена, к слову, стояла посреди зала – если вы думаете, что «Кристалл» был задействован весь, то ошибаетесь. Как ошиблись и те, кто опоздал на концерт, думая, что он начнется не вовремя.

Пунктуальность организаторов, как и в случае с брифингом, оказалась удивительной: пришлось ждать максимум 10 минут дольше положенного. Для концертов такого уровня – замечательный результат.

Акценты, конечно, делались на новый альбом «Прозрачный», хотя прозвучали и «осенние» песни, и «Родина», которую Шевчук спел, кажется, без особого рвения, и другая классика, знакомая всем с детства или юности. Публика прогнозируемо разношерстная: вот на трибуне сидит министр спорта, туризма и молодежной политики Наиля Бриленок, покачивает в такт головой и, кажется, с опаской смотрит на лезущего вверх молодого человека, который, зацепившись рукой за перила, распевает у нее под боком песни Юлиановича. А снизу, в фан-зоне, родители с детьми. Идиллия!

Это, конечно, универсальный концерт, когда никто не уйдет обиженным: и старые поклонники, которые получат свою порцию хитов, и молодые меломаны, которые, возможно, как и я, удивятся потрясающему мастерству музыкантов и тому, что ДДТ звучит современно и дает прикурить молодняку. Взять ту же «Помнишь?» с нового альбома – кто знает, какая у нее будет дальнейшая судьба? А ведь не у каждой даже крепкой команды за всю карьеру находится такая песня. Прекрасная песня!

Впрочем, что все, наши и мои в том числе, восторги? Самое главное ведь случилось по другому поводу: на сцену вышел молодой человек и сделал предложение девушке. Юрий Юлианович благословил Александра и Ирину и отдал напутствие: «Идите и размножайтесь. Любитедругдруга». Красиво!

TrnaII

Что: Atmospheric Session III experimental music party
Где:
Machine Head
Когда:
13 апреля

Мы с гуру концертной фотографии Олегом Елкисом перед выступлением первой группы посмеялись: как-то все неправильно сделали в «Машине»: 12 апреля отмечали День рождения рок-н-ролла, а 13 – провели AtmosphericSession, хотя, по логике, все должно было быть ровно наоборот, ведь с чем, как не с полетами в космос у вас ассоциируется пост-рок?

Признаться, меня на этот концерт затащили чуть ли не силой: моя любовь к подобной музыке успела основательно подостыть пару лет назад. Но когда я слушал пост-рок, в Саратов его не то что не возили – возили, но делали это очень осторожно. Короче, году в 2010 подобная серия мероприятий смотрелась бы как рискованная затея, хотя, уверен, кто-то продолжает так думать и сейчас. Отчасти и я.

Скажу сразу: третья часть «Атмосферика» безнадежно проиграла второй. Вернее, она на уровне, но для меня лично не таком высоком, как вторая (на первой не был). Возможно, сказался тот факт, что в этот раз между «сессиями» был сравнительно небольшой промежуток – три месяца...

Открывают «Атмосферик» саратовцы Dottz, о которых я писал не раз. Затем на сцену выходят питерцы с традиционно чудным для пост-рок-формаций названием ShowMeaDinosaur (ребята, судя по татуировке с диплодоком на руке одного из участников, реально любят эту тему). И вот тут я, увы, начинаю скучать – все правильно делают парни, как заметил Елкис, но если для него «рафинированный пост-рок» – это хорошо, то для меня – нет. Атмосфера все-таки должна цеплять, а когда начинаешь замечать, что все элементы когда-то у кого-то звучали, все музыкальные ходы в достаточной степени предсказуемы, то становится грустно.

ShowMeaDinosaur весьма приятно смотрятся в аудиоформате, но на концерте они не впечатляют. Лично меня, подчеркиваю.

Чуть сложнее ситуация с их земляками (басист Антон Гатауллин играет в обеих группах) Trna. Еще идя на концерт, я ожидал, что эта команда будет заигрывать с блэком или чем-то в этом роде. Так и вышло: все тот же привычный пост-рок, как и у ShowMeaDinosaur, только чуть более грязный по звучанию, да с такими партиями, словно их кто-то вырезал из блэка, а затем вставил в пост-рок. Как мне кажется, за счет последнего Trna и выигрывает. Впрочем, если уж поковыряться, это скорее хитрость, чем по-настоящему креативный ход.

В общем, как вы поняли, понравились больше всего Dottz. Делать далеко идущие выводы из этого не стоит.

А вот о чем стоит подумать организаторам – имеет ли смысл продолжать делать ставку исключительно на пост-рок? Атмосферной музыки много, и – пусть это звучит как каламбур – привычную атмосферу нужно чем-то разбавлять, иначе станет скучно.

УбийцыIII

Что: Убийцы
Где:
Oldschool
Когда:
18 апреля

Слегка моросило. Я бежал из ресторана «Русский век» в байкер-бар «OldSchool», который по неизвестным даже для меня причинам до сих пор не попадал в обзоры. Настроение было непонятным: шел второй и самый насыщенный день поэтического фестиваля «Центр весны», и я уже немного подустал к вечеру от постоянной беготни. А надо было срываться и бежать дальше – на концерт известной в узких кругах томской электроклэш/витчхаус группы «Убийцы». К группе я питал смешанные чувства: с одной стороны, неподдельное любопытство и одобрение подобной музыки, а с другой – брезгливость от того, как эта музыка обрамляется. Хотя, врать не буду, гораздо более сильным раздражителем для меня являлся тот факт, что билет в кои-то веки придется брать за свой счет – попытка договориться с организатором ни к чему не привела, он скрылся за малоубедительными отговорками в духе «всех бы провел, ребята, но сам уйду в минус». В общем, настроение было так себе.

В 20:00 я был у клуба и с интересом рассматривал публику. В толпе оказался Дима Щукин, он же SoSoulsBecomeStars, альбом которого я обозревал в феврале, парочка хэлс-готов... Остальная публика примерно та же, что и на «эхопрокуренныхподъездов», разве что контингент постарше...

У вас бывали ощущения, будто вы собираетесь что-то открыть, а когда дозреваете, то обнаруживаете вдруг, что кто-то ваше открытие уже сделал? Примерно как у Гильденстерна/Розенкранца, только наоборот? Я сорвался на этот концерт по одной причине: томская музыкальная сцена сейчас набирает обороты, и «Убийцы» – одна из наиболее примечательных формаций знаменитого города университетов. С учетом того, что электроклешевых команд у нас с гулькин нос (поэтому и сравнивают постоянно «Убийц» с «Барто»), мне казалось, что вот я иду на концерт группы, которой в таких городах, как Саратов, только предстоит выстрелить, и что город наш к такой музыке готовится...Osanctasimplicitas! Да готов был Саратов, готов. А вот к чему?

Пару слов об «Убийцах» (банальный перевод на русский «Killers»). Это новые маргиналы, если пытаться любому мало-мальски любопытному явлению навесить ярлык. Маргинальность, конечно, условная – не столько культурная, сколько современная молодежная с характерной готовностью посмеяться над чем угодно, но начисто лишенная стержня, состоящая из почти рандомно составленных фраз: «Ты нажимаешь на звонок и убегаешь. Я так люблю бухать в подъездах – ты меня знаешь».

Как однажды заметила одна моя знакомая-режиссер про одного из деятелей искусств, имеющего серьезную тягу к алкоголю: «Герой 90-х». Ретро-волны бьются все сильней: и вот уже 90-е на новом витке развития через электронную музыку (рок же умер, не так ли?) находят себе новых слушателей. Злая, огрызающаяся музыка. Юношеский максимализм, пропущенный через электронику. Формально в чем-то пародия, но на кого? Не на себя ли?

Как и на упоминавшемся выше концерте в арт-баре «Ленинград», здесь тоже отсутствовала дистанция между артистом и публикой. Я кое-как пытался фотографировать из-за колонок либо поднимая фотоаппарат. У сцены творился ад. Да и на самой сцене были человек пять-шесть стабильно, причем музыкантов я почти не видел, стоя в паре-тройке метров от них.

Кто-то (и чаще всего организатор – Виталик «Злоба») постоянно прыгал в толпу, саму толпу несло то к сцене, то от сцены. Нет ничего удивительного, что после четвертой песни очередной ныряльщик попал ногой в аппаратуру, и один из проводов вышел из строя.

Наступили 15 минут, когда никто у сцены не бесился, а я смог обнаружить, что на концерте были люди, которые, как и я, оказались тут скорее случайно. Для одного парня это все было дикостью, потому что он любит блюз, другому в целом нравилось, но он с ходу огорошил меня фразой: «Да это ж новый Серебряный век!». У меня, что называется, челюсть отпала, потому что я сам себя не раз ловил на мысли, что нынешняя культура – во многом перифраз того, чтобы было ровно век назад в нашей стране. Впрочем, конечно, «Убийцы» – не Вертинский, и глупо проводить подобные аналогии. Однако нет дыма без огня...

Через пятнадцать минут аппаратуру так и не наладили, и потому дуэт просто начал играть под минус. Не думаю, что публике было до этого дело: волны накатывали, мужчины прыгали в толпу, девушки залезали на колонки, а я как-то пытался все это заснять... Иногда получалось.

Интересно, а что будет на «Барто»?

Куда стоит сходить в мае?

5 – «Кушать продано!» в «Honky Tonk». Вход: 200-250 рублей.

8 – СтаSKAband в «Honky Tonk».

9 – Dzierzynski bitz в «Leningrad Hall». Вход: 300-400 рублей.

9-11 – Мотофестиваль «Правый берег» в Марксе. Хедлайнер: «Ногу свело!». Вход: 600-700 рублей.

14 – 1. «Лучший самый день» в «Machine Head». Вход: 200-250 рублей. 2. Гуша Катушкин в «Leningrad Hall». Вход: 400-600 рублей.

17 – 1. «Слот» в «Варьете». Вход: 600-900 рублей.2. Джей Си Смит (США) в «Machine Head». Вход: 500 рублей.

21 – Kenny Washington (США) в «Черчилле».

22 – «Барто» в «Machine Head». Вход: 400-500 рублей.

23 – 1. СМОК-фест на Андреевской заставе. Вход: 400-600 рублей.2. Three Fall (Германия) в «Machine Head». Вход: 250 рублей.

31 – «Кирпичи» в «Machine Head». Вход: 500-700 рублей.