Музыкальная жизнь с Андреем Сергеевым

О чем думает Диджей?

Оценить

Группа: Зомби Утесов feat. Hrapusher

НеонАльбом: Неон

Трек-лист:
Танец (Хоронько Оркестр cover)
Майа кошка
После
Пустошь

Я уже как-то писал, что в Саратове, как в общем-то и в любом другом крупном городе, есть свой местный андеграунд, о котором знает небольшое количество людей, некоторые даже ходят на концерты этих музыкантов. Человек десять. Ладно, лукавлю. Хотя иногда и реально десятка зрителей не набирается – сами понимаете, какую музыку играют.

Разумеется, как и везде, в андеграунде тоже имеются свои известные личности. Одним из них является Сергей Столяров, он же Диджей, – половина состава проекта «Зомби Утесов».

Сергея я знаю поверхностно. За жизнь мы с ним едва ли перекинулись сотней слов. Встретились случайно где-то, поздоровались, стандартное: «Как дела?» – «Неплохо. А у тебя?» – «И у меня ничего». Медленный, спокойный, как удав, молодой человек. Худой. Короче, «юноша бледный со взором горящим», как сказал бы Брюсов, только взор не горит, просто Диджей смотрит и наблюдает. Сергея легко не заметить: в клубе он может примоститься где-нибудь в углу. Его, конечно, узнают и поздороваются, но намеренно мелькать перед глазами он точно не будет.

Этот человек, кажется, вообще совмещает две противоположности, свойственные творческим людям: с одной стороны, стремление познакомить всех со своим творчеством, с другой – не раскрываться, оставаться явно не публичным человеком.

Даже на мое замечание, что я не могу точно сказать, когда отрецензирую новинку «Зомби Утесов» и не факт, что рецензия вообще будет положительной, Диджей флегматично ответил, что ему абсолютно все равно. Пофигизм, возведенный в абсолют. И тем не менее иногда этот человек «взрывается».

Те, кто начал следить за саратовской музыкой не вчера и не сегодня, вспомнят канувший в Лету проект «The Они убили Кенни», в котором участвовал Сергей. Там были и кататонический ступор, и истерика. А в «Зомби Утесов»... Но здесь будет другая прелюдия.

Как известно, служенье муз не терпит суеты. К чему это я? А к тому, что 18 октября у «ЗУ» вышел 43-й альбом. Вдумайтесь: 43-й (!) альбом. За 6 лет существования проекта (!!!). Думаю, если бы я был статистическим гиком, то даже высчитал бы среднюю песенную производительность проекта за день. Но мне, честно, в лом. Да и Сергей с Владимиром Старцевым (второй участник «зомбей»), думаю, не занимаются такими ненужными вещами. Чтобы еще больше вас шокировать, сообщу, что это второй альбом проекта за октябрь. Не знаю, выпустит ли еще что-то дуэт за оставшиеся дни, но пока до сентябрьской нормы они не дотянули: тогда тоже вышло два альбома, но с ними еще и EP.

ДиджейСразу предупрежу: «ЗУ» спокойно могут выпустить кислотный поп-постпанк альбом с явным флером «Агаты Кристи», а потом, в том же месяце, эмбиентный нойз. Так, собственно, было в сентябре.

В октябре же появился психоделический эмбиентный альбом с зубодробительным названием «Sadkuzskazurs», который даже вышел на MNMN Records, а затем, несколько дней назад, как я уже сказал, появился 43-й альбом – «Неон» с Артемом Глонти (не первый, надо заметить совместный альбом – были релизы и с Данилой Афониным, и с Александром Гоголевым). Среди тегов альбома «В контакте» – techno, post-industrial, night dance и dark ambient – в общем-то все верно, каждый из этих жанров явно ощущается в музыке, разве что night dance – зверь для меня непонятный, о таком я не слышал, но, поверьте, «ночных танцев» здесь будет предостаточно, вернее, ощущения ночных клубов с дымящимся и разъедающим, как кислота, техно.

В новом альбоме «Зомби Утесов» рассказывают какую-то если и не полноценную историю, то, во всяком случае, часть истории про тот мир, в котором живут они и мы. Мир песен «ЗУ» скорее плох, чем хорош (если, конечно, эти понятия вообще правильно применять к их музыке), но каков есть, таков есть. Он не очень реален, не прописан и в общем-то остается сомнамбулическим или, может, правильнее будет сказать, триповым? Повторяющаяся в «Майа кошка» фраза «гриб распустился», уж извините, явно вызывает такие ассоциации. Рискну предположить, что Столяров со Старцевым сами могут не до конца понимать, что хотят донести, вероятно даже, что все происходит так: в голове у кого-то из них возникает идея, и этот человек говорит: «А давай воплотим ее» – после чего альбом уже дорабатывается до этой идеи/концепции. В этом, кстати, как мне кажется, и заключается главная проблема проекта – он идет от головы, от ума, но от сердца ли? Впрочем, и это не диагноз.

Диагноз – стахановский подход к производству музыкальной продукции, то бишь упомянутая суета. Именно она не дает выпустить в итоге конфетку. Но что самое забавное, при столь зашкаливающей продуктивности материал не выглядит полуфабрикатом: аранжировки вполне проработаны, как и тексты, которые не всегда, конечно, удачны, но поверьте, гораздо интереснее, чем у девяноста девяти процентов музыкантов. Просто можно было бы сделать еще лучше. Вопрос в том, задумываются ли Столяров и Старцев об этом?

Возьмем, например, открывающий трек – довольно неожиданный кавер на «Танец» «Хоронько Оркестра». Что можно было ожидать в таком случае? Банальный вариант – сделать что-то, максимально приближенное к оригиналу. Скучно и не интересно. Другой прогнозируемый вариант – записать очень стебную версию, чтобы песня вообще не узнавалась. Но «ЗУ» с Глонти пошли против правил и сделали, как бы это сказать, нормальный кавер. А слова «нормальный» и «Зомби Утесов», кажется, не должны стоять в одном предложении. Просто «Танец» Хоронько стал танцем «зомбей», без каких-то сложностей, вальяжно, словно так всегда и было. Концептуально идеально подходя альбому, он тем не менее не действует как бомба. А должен – кавер все-таки.

Парадоксально, но «Неон» все же можно назвать очень удачным альбомом, потому что, если не считать легкой промашки с Хоронько, в остальном-то все нормально – идеальная триповая атмосфера маленьких ночных клубов, где отираются маргиналы разного сорта. Слов мало, они могут возникнуть минуте эдак на четвертой, да и то часто сложно разобрать, что Сергей бормочет в микрофон. Но, в сущности, это неважно – в клубах мы тоже с трудом друг друга слышим.

Что особенно радует, так это то, что альбом рассчитан не на одно прослушивание, как у многих музыкальных концептуалистов, у которых, поймав мысль, идею, ты не будешь ставить на репит, потому что новое насилие над ушами не нужно. Напротив, «Неон» вполне благозвучен и достаточно глубок, имеются зачатки даже настоящей, без обиняков, хитовости, как, скажем, в зловещем начале трека «После». В то же время, как и любая условная «клубная» музыка, альбом «Неон» по сути своей неоригинален – все это мы когда-то у кого-то слышали. Некий универсальный набор конструктора «Лего» – «сделай свой альбом». Вот «ЗУ» и сделали. А с какой целью и зачем – понятия не имею. Я не знаю, о чем думает Диджей.

Итоговая оценка: 4/5

Плюсы: Сделано грамотно. Хороший андеграундный альбом, который, тем не менее, сможет прослушать даже тот, кто не любит авангардистский подход к музыке.

Минусы: Можно было сделать еще лучше.

Фото и видео взяты с https://vk.com/zombi_utesov