Музыкальная жизнь с Андреем Сергеевым

Русские иностранцы

Оценить

Границы стираются, смешиваются: отвернись, и вот уже за твоей спиной американцы начинают говорить по-русски, а русские – по-английски. В музыке эти процессы идут уже не первый год. Наш июльский обзор посвящен концертам тех артистов, которые умеют балансировать на грани разных культур.

I

My Desolate SeptemberЧто: Claps for Caroline (Венгрия), Wheel of Samsara и Destroy My Enemy (оба – Беларусь)
Где: Варьете
Когда: 9 июля

Лето, конечно, не сезон для иностранных групп. Тем удивительнее было увидеть сразу три европейских коллектива в начале июля в «Варьете». Впрочем, два из них представляли Беларусь, общались с залом по-русски, а значит, воспринимались как отечественные команды. Ей-богу, считали ли вы когда-нибудь «ляписов» или «Океан Эльзи» забугорными артистами?

Первыми на сцену вышли My Desolate September – единственная саратовская группа в тот вечер и, пожалуй, наиболее близкая по стилистике к хедлайнерам, поскольку они также играют пост-хардкор.

Команда предстала в непривычном составе: одна из двух вокалисток не сумела в тот вечер выйти на сцену, и ее заменил Андрей Льдов. Заменил, надо полагать, безболезненно: все равно что-то разобрать из текста было проблематично, да и не нужно, на самом деле – рычал и рычал, рычал нормально.

Встретили ребят очень тепло, их выступление удалось, хотя, конечно, над сценической подачей еще предстоит поработать – слишком уж статично они смотрятся на фоне своей музыки и на фоне других выступавших. Впрочем, время еще есть: судя по внешности, музыкантам примерно лет по 18.

Выступление белорусов у меня немного слилось в одну картину – жесткая, злая музыка, без намеков на сантименты, с редким вкраплением мелодий, сплошной кач. Впрочем, Wheel of Samsara понравились чуть больше за счет харизматичного вокалиста – эдакой машины по производству гроула... Ко всему прочему, в отличие от Destroy My Enemy, вышедших из трэша, Wheel of Samsara кажутся невероятно тягучими – всю тяжесть, которую только можно извлечь и садистски растянуть, они и вытягивают. По мне, так лучшая группа вечера, выступление которых лишь слегка потускнело из-за звука, бывшего чуть хуже, чем обычно, и лишь к Claps for Caroline его удалось вывести на привычный уровень.

Больше всего, конечно, ждали венгров, игравших неплохую смесь хардкора с поп-музыкой, то бишь пост-хардкор.

Где-то на середине выступления я повернулся к знакомому и сказал: «Ну, ей-богу, Иван Дорн под хардкор!». Невесть как оказавшийся рядом солист DestroyMyEnemy, не зная, что говорит с журналистом, посмеялся: «Мы давали им слушать Дорна – понравилось». Ч.т.д.

Но шутки шутками, а вот петь с ОРВИ, если верить сообщению, промелькнувшему в соцсетях, – это, конечно, достойно уважения. В свое время таким же простуженным в «Варьете» приехал вокалист The Ocean, и это во время выступления ой как чувствовалось. Здесь же, кажется, никто ничего не заметил: народ подпевал, танцевал, устраивал крауд-сёрфинг.

Безусловно, если бы меня спросили, кого из венгров мне хотелось бы увидеть вживую, я, не задумывая, сказал бы Watch My Dying или, на худой конец, Ektomorf. Но привезли Claps for Caroline и белорусов. И это на самом деле неплохо – «Варьете» в очередной раз устроил толковую мясорубку для Саратова.

II

BadheadЧто: Condition Critical (США)
Где: Honky Tonk
Когда: 15 июля

Какие доводы могут быть у меломана для похода на этот концерт? 1. Группа из Америки, где очень сильны традиции трэша. 2. Саппорт в лице саратовцев Badhead и Kotdjik. Но если со вторым все было понятно, то первый довод казался слабоватым: прошли те времена, когда приезд любого иностранного артиста из Европы или США воспринимался как событие – сейчас каждый месяц кто-то приезжает. Во-вторых, предварительное прослушивание песен американцев ставило диагноз: олдскульный трэш. Зачем это слушать, если деды из Metallica, Slayer, Exodus или Anthrax играли это лучше еще до того, как ребята из Condition Critical появились на свет, – непонятно. И все-таки был еще один козырь, самый главный, – цена вопроса. А она составляла 300 рублей, что автоматически решало, по сути, всё – не понравится, ну так и деньги не большие.

На первой группе – Badhead, играющих фьюжн-метал, останавливаться не буду: очень круто звучащие на записи, вживую они не так впечатлили. Впрочем, допускаю, что моему восприятию банально помешал звук, который в Honky Tonk на группах подобного формата все-таки не дотягивает до оценки «хорошо».

Совсем иное дело – Kotdjik, умело совмещающие различные разновидности экстремальных поджанров метала. То ли звук на них был выстроен лучше, то ли он им не важен вовсе, но прозвучало все гораздо мощнее и убедительнее, чем у Badhead. А вот что их объединяет с американцами, так это то, что и те, и другие стараются искать вдохновение в прошлом, в частности, Kotdjik – в славном брутальном дэте 80-90-х с редкими, но очень убедительными вкраплениями мелодий. Со стороны они чем-то отдаленно напомнили сайд-проект гитариста Paradise Lost Грега Макинтоша – Vallenfyre. Хотя масштабы у них, конечно, поскромнее. Что, впрочем, не помешало стать главным открытием вечера.

На Condition Critical рядом со сценой стало в конец невозможно находиться: слэм, мош и прочие прелести концертов экстремальной музыки мешали просто так послушать и поснимать группу. Справедливости ради, вживую американцы произвели более приятное впечатление, хотя останусь на своем – такие группы есть в каждом крупном городе. И не только США, но и России. И, да, ребятам не стоит так сильно налегать на алкоголь. Понятно, что трэш без пива – это как футбол без рекламы средств для повышения потенции, но все же...

Однако главной звездой вечера стали не они, а веселый, в самом расцвете сил в меру упитанный мужчина, тусовавшийся практически весь концерт на улице. Оказалось, что это ShawnScarano – хозяин лейбла BurnByGod, на котором подписаны ребята. Шон, как и парни, оказался чрезвычайно словоохотливым и позитивным человеком, который, впрочем, не против покритиковать политику родного государства и посетовать на дороговизну местного здравоохранения. Слушатели вздыхали и отвечали: «Да у нас тоже самое». Впрочем, это уже другой разговор.

III

Mr. JulesBandЧто: Can Feel, Mr. Jules Band
Где: Blues House
Когда: 22 июля

Тот редкий случай, когда концерт позиционируется не как выступление артистов, а выступление самих групп приурочено к какому-то событию. В данном случае – к открытию летней площадки за Blues House – приятному месту со столиками, бильярдным столом и, разумеется, сценой. Формально площадка начала свою работу раньше – туда можно было зайти отдохнуть после концерта, но послушать музыку именно там впервые стало возможно 22 июля. Также впервые был опробован новый формат: первая группа играет на открытом воздухе, вторая – уже в самом помещении.

Открыл площадку Can Feel – дуэт, формально напоминающий Second Day. Поводов для сравнения много: кавер-бэнд, в котором девушка поет, а мужчина играет на гитаре (справедливости ради стоит сказать, что Дмитрий Кисляков в Second Day поет все больше и больше), каверы хотя и разные, но примерно в схожем вкусовом диапазоне, изредка даже совпадают, например, Gotye feat. Kimbra – Somebody that I used to know. Хороший дуэт, хотя мне лично немного не хватило мелодичности, кажется, что Can Feel больше берут энергетикой. Может, я предвзят...

Mr. Jules Band – достаточно уникальная для Саратова команда, по характеристике самого Mr. Jules «афро-русская кавер-группа, исполняющая зарубежные хиты в различных стилях (регги, ска, фанк, латина, рок, ритм-н-блюз, рок-н-ролл)». Добавить в общем-то нечего. Если вы видели когда-нибудь где-нибудь темнокожего улыбчивого певца в разноцветной одежде с изображением Боба Марли, то знайте – это он, своя экзотика внутри Саратова. Не одними же перуанцами на проспекте живы!

Рассказывать, насколько Mr. Jules Band круты и как зажигательно исполняют классику, не буду, просто добавлю одну формулу: если у сцены люди танцуют босиком, а сзади улыбающиеся брутальные металлисты вторят их движениям – значит, музыка действительно хороша. В Blues House так и было.

IV

Женя ЛюбичЧто: Женя Любич
Где: Черчилль
Когда: 2 августа

Женю Любич называют русской француженкой. Оно и не удивительно – ведь Женя известна не только сольной карьерой, но и по выступлению в формально французском, а на деле интернациональном проекте Nouvelle Vague, в лаунжевой манере перепевающей знаменитые рок– и поп-хиты прошлого. Знаменита по именам и ее группа – гитарист Стас Березовский ранее играл в «Сплине», а барабанщик Андрей Иванов – в Billy’s Band. Кстати, насчет имен: стоит отметить, что «Черчилль» в этот раз пошел против привычной традиции приглашать всем прекрасно известных певцов. Дай бог, не в последний раз, тем более что опасения были – соберут/не соберут? Собрали.

Это второй визит певицы в наши края – год назад она приезжала с акустической программой в Irish Papa’s Pub на Московской. Я не был на том концерте, но, уверен, в «электрическом» составе, на первый взгляд (но только на первый), простые и незатейливые песни Любич становятся еще более красивыми.

Женя артистична: помимо запоминающегося сценического поведения она еще и практически все перерывы между песнями заполняет краткими предисловиями с театральными паузами и интонациями: «Сейчас, мне кажется, есть какая-то всенародная проблематика... Как будто бы меньше находится ответов и почему-то все больше и больше становится вопросов, на которые этого ответа нет и... Я не то чтобы обращаюсь к вам... Возможно, это какая-то риторическая история...».

Женя ударяет по струнам своей маленькой гитары и поет «У меня есть вопрос к президенту...».

Поет Женя долго и заканчивает на своем, пожалуй, главном хите – «Russian Girl». Традиционный бис: еще четыре песни – «In a manner of speaking» – кавер Nouvelle Vague на Tuxedomoon (а не как многие думают – на Мартина Гора из Depeche Mode), по одной песне из Nirvana и «Кино» и, наконец, финальный номер, на котором пришедшие таки последовали призывам текста танцевать. До этого Женя пыталась расшевелить публику, спускалась в зал танцевать с ней, но зрители доблестно держались. Впрочем, вниманием Женю все равно не обделили: два букета роз и, чему она больше удивилась, веточка земляники. Согласитесь, необычный подарок.

P.S. Как вы уже заметили, концерт Жени Любич, состоявшийся 2 августа, все-таки вошел в июльский обзор. Дело не только в удачном попадании в концепцию этой статьи, просто хотелось именно на Жене завершить наш летний вояж по концертным площадкам. Следующий обзор выйдет только через два месяца, осенью. Лето – время отпусков не только у артистов. Тем не менее, интересные концерты в августе тоже будут, а мы, в порядке исключения, публикуем анонс сразу на два месяца.

Куда стоит сходить в августе и сентябре

6 августа – Дмитрий Маркин и Владимир Лебедев в «Blues House». Вход свободный.

8 августа – Biatlone в «Redbar». Вход: 300-500 рублей.

13 августа – Зола, Zombiecops, Bong Rips, Geo Rascal Band в «Leningrad Hall». Вход: 200 рублей.

16 августа – Михаил Башаков в «Черчилле». Вход: 400 рублей.

19 августа – Фестиваль «Самые неизвестные группы на свете». Хедлайнер: Devotion (Италия) в «Варьете». Вход: 200-400 рублей.

20 августа – Дмитрий Кисляков и Тайная Музыка в «Blues House». Вход свободный.

9 сентября – Мишель Уокер (США) и квартет Алексея Черемизова в «Черчилле».

19 сентября – Юрий Наумов в «Аrт-Налете». Вход: 600-750 рублей.

20 сентября – Николай Носков в Театре драмы. Вход: 1000-3500 рублей.

21 сентября – Хоть кого в Irish Pap’s Pub. Вход: 600-900 рублей.

26 сентября – «Оркестр Че» в «Аrт-Налете». Вход: 350-400 рублей.

27 сентября – Фестиваль кавер-групп «Pesok Cover Fest» в развлекательном комплексе «Ассамблея» (Шумейка).

28 сентября – The Chemodan Clan в «On Air». Вход: 500-1500 рублей.

29 сентября – Стас Пьеха в Театре драмы. Вход: 1200-2000 рублей.

30 сентября – Oxxxymiron в «Варьете». Вход: от 700 рублей.