Музыкальная жизнь с Андреем Сергеевым
Прешбург для Наместникова. Концертный февраль
Весна обещает нам сумасшедшее количество именитых гастролеров, а пока у нас есть возможность подвести итоги последнего месяца зимы.
I
Что: открытие нового рок-кафе «Аrt-Налёт»
Где: новое рок-кафе «Аrt-Налёт», естественно
Когда: 9 февраля
Если раньше «Аrt-Налёт» у нас ассоциировался исключительно с поэзией, то теперь, по задумке Натальи Шиндиной, все должно резко поменяться. Новый, скажем так, филиал кафе открылся на углу улиц Горького и Гоголя, в самом центре города, и, как шутят многие, в силу своей географии именно он должен был стать литературным кафе. Ну да бог с ним.
На открытие собралась внушительная делегация саратовских коллективов разножанровой направленности: З-Бэнд, Бабай-оркестр, COLT, TI11Y TWI5TER, Плезантвилль и многие другие. Из анонсированных, к сожалению многих собравшихся, сорвалось выступление Василия Уриевского. На этом о музыке того вечера я разговор закончу, поскольку не она была главной, а возможность посмотреть новую концертную площадку города.
Что же представляет собой кафе? Пожалуй, что неплохую попытку удружить всем сразу: бар и концертный зал находятся на разных уровнях: спокойно посидеть можно наверху, а вот поотрываться под музыку – внизу, в подвале. Схожую планировку имеет знаменитый «Magic Club». Впрочем, разговоры о кафе и ассортименте оставим Ангелине Черток, а сами лучше посмотрим, насколько новый «Аrt-Налёт» соответствует понятию рок-кафе. По правде говоря, здесь уместнее говорить «рок-подвал», поскольку все действие происходит в подвале, достаточно типичном таком рок-подвале, разве что стены не черные. Помещение вытянутое, прямоугольной формы, без изгибов, а потому сцена и выступающие на ней хорошо просматриваются с любой точки.
На открытии, в силу наплыва народа, дальние ряды практически ничего не видели, но в дальнейшем, когда пойдут концерты меньшего масштаба, проблема решится сама собой. А вот что несколько напрягает – это подвальная акустика. С ней придется бороться. Впрочем, как показал тот вечер, с этим монстром вполне можно справиться.
II
Что: концерт Бранимира и Халдейки
Где: Honky Tonk Club
Когда: 14 февраля
Куда ты гонишь телят, Макар? Там же волчьи норы, лютое Поволжье.
Они ж еще вообще не повзрослели.
Не утешит сказкой, не заставит плакать, не загонит в угол, не накормит ложью.
Евангелие от Макиавелли.
(Бранимир – Евангелие от Макиавелли)
День святого Валентина – это, конечно, головная боль для организаторов: как сделать лучше? Вот в HTC поступили достаточно странным образом, посчитав, что надо просто пригласить артистов мужеского и женского полу. Действительно, зачем что-то придумывать? Не то чтобы для меня это был принципиальный вопрос – мне все понравилось, но не все разделили мое мнение.
Но хватит об организации, поговорим о музыкантах. Халдейка – это киевская рок-певица Наталия Шибанова. Хорошая девушка, с красивым высоким голосом и красивой каноничной, с точки зрения русских, внешностью украинской дивчины. То есть кровь с молоком. Такая же и музыка у нее: сильная, волевая, но одновременно по-женски хрупкая и нежная. Про что ее песни? Ну, конечно же, про любовь, как бы это банально и пошловато не звучало. А вы что ждали? Тем более 14 февраля.
Другое дело – Бранимир, он же Александр Паршиков, экстремальный бард, гностический шансонье из Волгограда, как его называют, а если серьезно – один из лучших, если не лучший представитель отечественной дарк-фолк сцены. Как выглядят его песни?
Попытайтесь смешать русский шансон с русским же роком, но не забудьте приправить ядреной долей эзотерики, чернухи, цинизма и специфического юмора. Помешайте, подождите немного и будьте уверены – через несколько минут из этого котла появится бритая голова Бранимира.
Концерты же его превращаются в какое-то трэш-шапито-шоу, где несутся телеги про то, как донские казаки дарят Александру на день города розовую майку с Чикатило и модный казачий картуз, или как на вчерашнем концерте собрались две противоположные аудитории: гопники и эзотерики. Последние подскакивали и шептали ему: «Здравствуй. Я понял, про что ты поешь», а Бранимир шепотом отвечал: «Любовь есть закон, брат». Другой пример: сидит он и играет перед публикой, а в это время думает, как ремонт дома делать, с чего начинать: с проводки или паркет стелить? Все сидят и смотрят на него прифигевши, потом встает отец Игорь и говорит: «Саша, так ты ни слова за концерт не сказал». Понятное дело, что Александр придумывает все эти истории на ходу, и они совершенно не звучат в пересказе. Поэтому просто советую – приходите на него. Бранимир относится к тому редкому типу певцов, у которого с одинаковым удовольствием слушают как песни, так и телеги.
Кстати, если сложилось мнение, что от него кроме стеба ничего не дождешься, то вы ошибаетесь. Многие в зале удивились, когда Александр, без тени иронии, объявил, что споет песню «Прешбург» в память о Михаиле Наместникове. Михаил эту песню любил.
Я мало написал о Халдейке, но что ж поделать: в тот концерт действительно гораздо больше было Александра, да и большинство народа явно шло на него. Не сказать, чтобы эксперимент по такому своеобразному сплиту провалился, потому что у каждого артиста был свой полноценный сет, но некоторые посетители удивлялись этому составу.
III
Что: Hot Zima Session (концерта саратовских рок-групп Soliptic, Oildust и Radioaction)
Где: Machine Head
Когда: 15 февраля
Не одними только гастролерами богата музыкальная жизнь Саратова. В середине месяца три знаменитые саратовские команды решили устроить совместное выступление. По всей видимости, поводом для сбора стал день рождения басиста Soliptic и Oildust Ивана Соколова.
Soliptic и Oildust в разной степени известны саратовским меломанам. Первые ребята, по словам вокалиста Александра Попова, – это перспективная аж с 1999 года группа. Правда, в последние годы ее практически не видно и не слышно, не считая редких концертов. Ну да это не влияет на перспективность. Как и Oildust, коллектив предпочитает работать на стыке ню-метала, разбавляя это различными элементами рок-музыки. Что касается вторых, то они после переезда в Москву вокалистки Светланы Куликовой также прекратили активную концертную деятельность. Впрочем, мало ли как в ближайшее время сложится жизнь… Кстати, на концерте последнюю песню вместо Светланы пел уже Алексей Шатровой, известный по другой знаменитой саратовской рок-группе «Пляски Святого Витта».
Эксперимент это или что-то далеко идущее – судить не берусь. Но с чем не возникает сомнений, так это с тем, что прозвучала песня очень сыро, тем более что в целом выступление Oildust в тот вечер было одним из самых сильных в истории группы.
Если вы внимательно следите за саратовской музыкой, то имя молодых Radioaction должно быть у вас на слуху – недавно они стали победителями фестиваля «Желтая гора». В сентябре нас ждет презентация их дебютной пластинки, которая, возможно, станет главной новинкой саратовской музыки в 2014 году – уж больно резвый старт взяли ребята, а сейчас подкрепляют его активной концертной деятельностью на различных площадках города. Вокалист группы Вячеслав Плеханов на концерте объявил, что Radioaction намереваются издаться на лейбле, а не ограничиться самопальным диском. Они, пожалуй, и отметились в тот день самым ярким и продолжительным выступлением, сыграв помимо собственных песен также каверы на Muse, Depeche Mode и Sepultura. Что ж, остается только пожелать дальнейших успехов группе, а Вячеславу, который чуть не сорвал голос на концерте, следить за связками.
IV
Что: творческий вечер + песни от Михаила Елизарова
Где: On Air
Когда: 20 февраля
Я добрый маньяк и зовут меня Тихон.
Такая судьба, что душою двояк.
Прохожих насилую очень по-тихому
И вовсе не больно, ведь я добрый маньяк.
(Михаил Елизаров – Добрый маньяк Тихон)
В тот вечер была почти камерная обстановка: удобные диванчики в On Air никуда не стали убирать, в результате все зрители расселись так, как им хотелось. Вообще, в такой обстановке логичнее слушать какой-нибудь соул или джаз, но никак не Елизарова. Впрочем, грех жаловаться на комфорт.
Михаил Елизаров – это один из наиболее известных современных российских писателей, ставший в 2008 году лауреатом премии «Русский Букер» за роман «Библиотекарь». Впрочем, это не единственный его успех, Михаил Юрьевич сейчас чрезвычайно популярен у любителей современной отечественной литературы, хотя кто-то, конечно, может морщить нос и говорить: «Ну да, как же – это чернуха, у нас только на нее и бросаются». О том, как выглядела первая часть его выступления, то есть творческий вечер, я уже писал в «Газете недели в Саратове». Здесь же я скажу о том, кто такой Елизаров-певец.
Проще всего не строить какие-то догадки и тупо провести параллель с Бранимиром, тем более что вроде как оно и само напрашивается. Оба поют о «чернухе», у обоих своеобразный и, как ни странно, черный юмор, оба – изощренные любители филологических игр в тексте. Даже жанровая принадлежность и у того, и у другого какая-то неопределенная: музыку Бранимира в шутку называют гностическим шансоном и экстремальной бардовской песней, а Елизаров свое творчество позиционирует как «бард-панк-шансон». В общем, сходств на первый взгляд много. Тем не менее, их пути пока не пересекались: и если Александр как-то мне сказал, что описывает елизаровско-мамлеевский мир, то Михаил честно признался, что про Бранимира никогда не слышал, но обещал послушать.
Так что у него за музыка, если попонятней? Хотите верьте, хотите нет, но это практически канонические наши «три блатных аккорда». Я, конечно, утрирую, но в волны великого и ужасного русского шансона Елизаров действительно пускается нередко, но всегда без удовольствия – мол, жанр параш, к которому можно обращаться только для того, чтобы уничтожить его изнутри. Но ничего, играет. И играет так, что зал смеется.
Притом смеется не только молодежь, но и взрослые, степенные филологи, которых, по идее, должно воротить от такого потока мата да песенок, в которых герой с подозрительно знакомой фамилией – Акуджава – описывается, прямо скажем, без особой любви. Вот только поет все это Елизаров без тени улыбки на лице. Ему, кажется, не смешно вовсе, да и гнать телеги, как Бранимир, не хочется. Но если подумать, в этих песнях действительно ничего смешного нет. А превращать, как коллега, все в фарс? Да куда уж дальше!
V
Что: концерт Anacondaz
Где: On Air
Когда: 28 февраля
Надежда забросила учебу,
В пользу ночной работы, недалеко от дома,
Ночь, через ночь – рабочий график Нади,
– Выходит наша Надя?
– Сторож на складе.
(Anacondaz – Наивность)
А вот это прямая противоположность выступлению Елизарова неделей ранее. Толпы молодых ребят, оккупировавших не только зал, но и лестничный проем – яблоку негде упасть, пот, смешные разговоры рядом стоящих пацанов про то, что много неформалов пришло. Человеку, который не привык ходить на рок-концерты, может показаться, что это выглядит экстремально. Ничего подобного – это так, как и должно выглядеть подобное мероприятие. Впрочем, к рок-музыке Anacondaz можно отнести с большой натяжкой.
Группа долго не выходит, зал ждет, наконец не выдерживает и начинает скандировать… Думаете, «Anacondaz»? Черта с два – «Дедушка Мороз». Но вместо Деда Мороза выходит разогрев. Честно говоря, так и не понял, что это были за ребята – в лицо не знаю, нигде не объявлялись, не назывались. Дуэт хороший, хотя, уверен, многие со мной не согласятся – просто ребята в иной стилистике играют по сравнению с Anacondaz. Впрочем, когда у нас не ругали разогрев?
Вскоре появляются и герои вечера – уроженцы Астрахани, а ныне москвичи – и начинают читать рэп. Хороший такой, веселый и очень ироничный рэп под гитарную музыку. В общем, если у кого-то возникли ассоциации с Noize MC, то они, в целом, верные, недаром у групп есть совместная песня.
Anancondaz с пол-оборота зажигают зал, и вот уже под какую-то песню я с удивлением обнаруживаю, как в центре площадки ребята устраивают слэм (это такой своеобразный вид «рок-танцев», когда люди начинают толкаться, со стороны это может быть похоже на драку, но до травм, как правило, дело не доходит)!
И как-то после этого совершенно нормально воспринимается то, что ребята вообще могли бы не петь, а передать микрофоны в зал, потому что подпевали им отлично (сразу вспоминается, как француженка Zaz на «Роке над Волгой» безуспешно пыталась заставить подпевать ее самый знаменитый хит «Je Veux», что, разумеется, окончилось неудачей – никто французского не знал). При этом Anacondaz практически не делали пауз и мало общались с залом. Это было заметно? Да ни капли – все восполнялось энергетикой выступлений да редкими ответными репликами. Короче, все это можно описать одним коротким словом – профессионализм.
Вот так закончился концертный февраль, открывая дорогу концертному марту, который грозит стать по-настоящему заметным месяцем в культурной жизни города.
Куда стоит сходить в марте?
1 марта – 1. Red Hot Chili Peppers Live Tribute в «Machine Head». Вход: 250 рублей. 2. Умка в «Honky Tonk Club». Вход: 300 рублей. 3. «День рождения «Росинки». 15 лет». Специальный гость – Swanky Tunes. Вход: 200-350 рублей.
2 марта – 1. Эмир Кустурица и The No Smoking Orchestra (Сербия) в Театре оперы и балета. Вход: 1600-3800 рублей. 2. Атморави (Украина) в «Blues House». Вход: 250 рублей.
6 марта – Грот в «Ротонде». Вход: 500-1000 рублей.
8 марта– 1. Cover-band Jenny Jam в байкер-баре «Oldschool». Вход: 150 рублей, предъявителям прав с категорией «А» – бесплатно. 2. «8 марта по-немецки» (концерт группы Tanz Deutch и вечеринка «Dержись!») в арт-баре «Ленинград». Вход: 200 рублей. 3. «Рок для прекрасных дам» (группы «Зелёный самолёт» и «Аэроволна») в «Magic Club». Вход: мужчинам – 200 рублей, женщинам – свободный.
14 марта – Саша Алмазова и Non Cadenza в «On Air». Вход: 600-1000 рублей.
15 марта – Kavabanga Depo Kolibri в клубе «АРС». Вход: стандарт – 500, VIP – 1000, Fan – 1000.
16 марта – Lacerated And Carbonized (Бразилия) в «Варьете». Вход: 300 рублей, в день концерта – 400 рублей.
20 марта – Оркестр Че в рок-кафе «Аrt-Налёт». Вход: 300 рублей.
26 марта – Scorpions (Германия) с симфоническим оркестром в ЛДС «Кристалл». Вход: 2500-10000 рублей.
28 марта – Хоронько Оркестр в ресторане «Dжентльмены удачи». Вход: 1000-2000 рублей.
29 марта – «Rap Show»/Light Industry в клубе «Клетка» (Энгельс). Вход: свободный.