От самолетов до кукурузной палочки. Вектор развития саратовской индустрии

Оценить
Этот год нельзя назвать удачным для саратовской промышленности. Список закрывшихся предприятий и заводов, близких к банкротству, растет постоянно. Правительство хладнокровно наблюдает за этим процессом.

Этот год нельзя назвать удачным для саратовской промышленности. Список закрывшихся предприятий и заводов, близких к банкротству, растет постоянно. Правительство хладнокровно наблюдает за этим процессом, время от времени изображая деятельность по спасению тонущих и уже утонувших.

Кризис. Какой кризис?

Начать, наверное, стоит с относительно давнего события – совещания в областной прокуратуре. Там с докладом выступила областной министр экономики Юлия Швакова, а прокурор области Сергей Филипенко, попросил ее «снять розовые очки». Выяснилось, что прокурор видит экономическую ситуацию в области иначе, нежели министр. По словам прокурора, региональные механизмы поддержки бизнеса работают неэффективно, число закрытых юридических лиц вдвое превышает вновь открытых.

Губернатор Валерий Радаев ответил на критику суконным языком пресс-релиза. Однако из его комментария получалось, что у нас все хорошо и даже лучше.

«За первые три квартала этого года инвестиции в основной капитал в Саратовской области составили 98,2 миллиарда рублей, прибавив к началу года 13 процентов. Такой высокий показатель – результат каждодневной работы команды регионального правительства, депутатского корпуса, органов местного самоуправления и бизнес-сообщества».

Самое забавное, что этот победоносный рапорт был опубликован в разгар саратовского промышленного кризиса.

Их больше нет

Незадолго до этого было заявлено, что прекращает свою деятельность «табачка» – БАТ-СТФ, около 400 человек останутся без работы. Сокращается налогооблагаемая база. Отношение к этому предприятию в Саратове всегда было странным: с одной стороны, его обвиняли в нарушении экологических правил, с другой – безнадежно мечтали об оставлении части табачных акцизов в местном бюджете. Что же касается налогов, то у нас в области у начальства в ходу фраза: «Не так уж много они и платили». По информации табачной корпорации, за девять месяцев этого года Саратовский филиал АО «БАТ-СПб» перечислил в бюджет Саратова и области 168,8 миллиона рублей налогов. В 2017 году фабрика заплатила в региональные бюджеты 300,75 миллиона рублей.

То же самое говорили и тогда, когда прекратили полетную деятельность «Саратовских авиалиний». Добавим, что правительство области палец о палец не ударило, чтобы помочь предприятию. Вместо того чтобы хотя бы попытаться увеличить налогооблагаемую базу, правительство области предпочитает занимать деньги. Долг области более 50 миллиардов рублей, и она вынуждена постоянно перекредитовываться, для того чтобы выплатить проценты по кредитам.

Но этому способу жизни может прийти конец. Счетная палата (СП) РФ выступила против поправок в Бюджетный кодекс, которые наделяют Минфин правом привлекать краткосрочные банковские кредиты для покрытия возможных кассовых разрывов при исполнении федерального бюджета.

«Предусматривается привлекать кредиты кредитных организаций. Они достаточно дорогие, у нас вырастут расходы на обслуживание государственного долга, даже если это будет осуществляться в пределах одного финансового года, если будет замещение других источников, то у нас вырастет и госдолг», – заявил на заседании комитета Госдумы по бюджету Вадим Дубинкин, директор сводного департамента предварительного, оперативного и последующего контроля федерального бюджета СП РФ.

Сначала это может произойти на федеральном уровне, потом и на региональном. А вечно надеяться, что область будут спасать кредиты государственных банков, тоже не стоит – в стране кризис, и давать деньги регионам под низкие проценты госбанкам не выгодно.

Один за другим

Но вернемся к реальному сектору экономики, пока таковой еще имеется. Очень сложная ситуация сложилась на заводе резервуарных металлоконструкций. Долги по зарплате, конфликты с основными потребителями продукции, дрязги в руководстве. Сидящие без зарплаты рабочие записывают видеообращение к президенту. Как будто это может помочь. А что областное правительство? Оно обещает «финансовое оздоровление предприятия в ближайшем будущем». Пока же создана межведомственная рабочая группа по исправлению ситуации. Валерий Радаев распорядился сохранить производство. Будет ли этих слов достаточно для спасения завода, покажет самое ближайшее будущее.

В критическом положении находится Саратовский радиоприборный завод. Сначала летом этого года в областной арбитражный суд иск о банкротстве АО «Саратовский радиоприборный завод» подала «ТеплоЭлектроГенерирующая Компания». 31 октября Поволжский филиал «Сбербанка» обратился в Арбитражный суд Саратовской области с иском к ОАО «Саратовский радиоприборный завод» из-за долгов по кредитам. Завод должен банку в общей сложности 648,28 миллиона рублей. В залоге у Сбербанка 35 зданий и помещений завода, а также 18 участков. Все это банк намерен реализовать посредством публичных торгов, а потому предложил суду наложить на объекты обеспечительные меры. Предварительное судебное заседание по иску назначено на 26 ноября 2018 года, дело ведет судья Кирилл Елистратов.

В правительстве срочно созвали рабочую группу. Среди обсуждаемых мер по спасению стратегического предприятия – предложение Промстройбанку выдать заводу кредит, чтобы он смог расплатиться со Сбером. Как завод будет отдавать долги Промстройбанку – на рабочей группе не решили. Радиоприборный завод – одно из 14-ти саратовских предприятий, которые были включены в федеральный перечень стратегически важных.

Радиоприборный завод
Радиоприборный завод. Фото архив «Свободных новостей»

Далеко не радужные перспективы у завода «Нефтегазмаш». Среди прочей продукции завода – мостовые краны во взрывозащищенном и общепромышленном исполнении. Взрывозащитные краны завод должен был поставить для нужд космодрома «Восточный». Но многочисленные злоупотребления при строительстве космодрома стали поводом для Минобороны не платить по счетам. Об этом рассказал гендиректор АО «Саратовский электроприборостроительный завод имени С. Орджоникидзе» Дмитрий Ханенко, чье предприятие было поручителем по кредитам «Нефтегазмаша».

Дмитрий Ханенко уверен, что завод не выберется, если Минобороны не погасит свои долги.

– Вагоны уже пошли под откос, начался необратимый процесс. В промышленности нет быстрого падения, оно может продолжаться от года до пяти лет. Важно не допустить прохождения предприятием точки невозврата, это кропотливая работа, требующая усилий и бизнеса, и представителей власти. Еще пять предприятий региона могут обрушиться в течение года. 

Тем временем, как пишет «Коммерсантъ», перед явной угрозой банкротства оказалось еще одно предприятие. На этот раз не ветеран индустрии, а наш саратовский, вернее, энгельсский стартап – «Энгельсский локомотивный завод». Его задолженность перед АО «ВЭБ-Лизинг» суммарно составляет 8,52 миллиарда рублей – деньги брались на строительство завода. Завод был построен, но продукция не нашла применения. Об этом, кстати, предприятие предупреждали руководители РЖД. К ним не прислушались. После того как «ВЭБ-Лизинг» в Арбитражном суде Московской области потребовал с предприятия свыше 9,4 миллиарда рублей, ЭЛЗ подал иск о понуждении АО «ВЭБ-Лизинг» принять в собственность заводские корпуса. Арбитражный суд Саратовской области отклонил иск энгельсского завода, и судьба его, по всей вероятности, предрешена.

Крах саратовской промышленности начался с уничтожения авиационного завода. Потом последовал завод тяжелых зуборезных станков, приемно-усилительных ламп и многие другие. В этом году мартиролог пополнили балаковский завод «Волжский дизель имени Маминых», марксовский «Волгодизельаппарат». И список будет пополняться и пополняться.

Цех завода приемно-усилительных ламп «Рефлектор»
Цех завода приемно-усилительных ламп  
Фото Блог диггеров Саратова

Сглаз

Есть в истории банкротств и закрытий саратовских предприятий и еще одна загадочная, можно сказать, мистическая деталь. Стоит главе региона обратить внимание на успехи того или иного предприятия, как в скором времени у последнего начинаются проблемы. Примеры? Их достаточно. В 2015 году была признана «Инвестором года» – за производство саратовской моцареллы – маслосырбаза «Энгельсская». В 2017 году прокуратура области установила,чтовладельцы маслосырбазы необоснованно заключили более десятка кредитных договоров на сумму не менее 220 миллионов рублей, что привело к фактическому банкротству предприятия и образованию долга по зарплате в размере 21 миллиона рублей. Во время проверки причин невыплаты зарплаты на ООО «Маслосырбаза «Энгельсская» прокуроры обнаружили «признаки преступных деяний в деятельности руководителя организации и ее учредителя».

Работники «Маслосырбазы» требуют возвращения долгов по зарплате. Март 2018 года
Работники «Маслосырбазы» требуют возвращения долгов по зарплате.
Март 2018 года. Фото архив «Свободных новостей»

Особой благосклонностью губернатора пользовался Саратовский лифтостроительный завод и его преемник ООО «Саратовлифткомплект». Валерий Радаев отчего-то полагал, что это предприятие сможет обеспечить замену устаревших лифтов в многоквартирных домах Саратова. Но сначала «Саратовский лифтостроительный завод» решением Арбитражного суда Саратовской области от 21 марта 2014 года был признан банкротом, открыто конкурсное производство.

Теперь ООО «Саратовлифткомплект» (СЛК) рискует повторить судьбу своего предшественника – «Саратовлифткомплект» должен арендодателям, поставщикам и рабочим. В Арбитражном суде Саратовской области сейчас рассматривается иск о взыскании с СЛК 2,2 миллиона рублей в пользу Саратовского техникума промтехнологий за поставленный на завод металл. В мировом суде – иск владельцев станков, пожелавших забрать оборудование у арендатора – СЛК.

Помните славную историю о том, как губернатор Радаев показывал премьеру Дмитрию Медведеву осетров, вроде бы выращенных на энгельсском предприятии «Акваресурс»? Правда, злые языки поговаривали, что осетров доставили из Астрахани. Но это не так важно. Показ состоялся в апреле 2015 года. Но уже в декабре 2016-го налоговая служба подала иск о несостоятельности этой компании за долг в 614 тысяч рублей. В мае 2017 года арбитраж ввел в отношении «Акваресурса» внешнее наблюдение. Интересно, что суд не принял к рассмотрению просьбу управляющего о наложении ареста на оборудование предприятия стоимостью 30,4 миллиона рублей, – наличие этого имущества у должника не подтверждено. Но ведь было же! И Медведев его видел, и Радаев. Вывод: предпринимателям надо быть настороже и бояться губернаторской похвалы. Теперь, например, тревожно за производство кукурузных палочек, которое так понравилось Радаеву. «Это – успех!» – сказал он.

Валерий Радаев демонстрирует Дмитрию Медведеву осетров. Апрель 2016 года
Валерий Радаев демонстрирует Дмитрию Медведеву осетров. Апрель 2016 года.
В октябре 2018 года «Акваресурс» обанкротился. Фото saratov.gov.ru

Окончание следует