Памятник Турову и Засекину. Скульптор выступил против диктатуры спонсоров

Оценить
По мнению Андрея Щербакова, вопрос с монументом в честь основателей Саратова нужно тщательно обсудить и проработать

Известный саратовский скульптор Андрей Щербаков высказался за широкое общественное обсуждение вопроса установки памятника основателям Саратова Федору Турову и Григорию Засекину. Такую дискуссию нужно проводить при активном участии экспертного сообщества, считает автор памятника первому ректору СГУ Василию Разумовскому, памятника героям-чернобыльцам, памятника репрессированному духовенству, памятника политруку Клочкову, памятника студенту и скульптурной композиции, посвященной Олегу Табакову. Именно мнение специалистов должно быть решающим при определении установки того или иного варианта монумента.

Напомним, в середине прошлого месяца на новостной ленте ИА «Взгляд-инфо«, аффилированного депутату облдумы Сергею Курихину, появилось сообщение о прошедшем в мэрии Саратова заседании городской Общественной палаты, которое состоялось в закрытом для прессы режиме (о его проведении традиционно не сообщалось). На встрече с участием «архитекторов и общественников», а также министра общественных связей и национальной политики Бориса Шинчука была «единодушно поддержана идея установки памятника на улице Октябрьской, на смотровой площадке набережной» (где ранее располагалось кафе «Буратино»). При этом такое решение «уже одобрено на заседании городского градостроительного совета» и в настоящее время «обсуждаются детали композиции». В публикации также указывалось, что «памятник основателям Саратова изготовлен еще год назад» на средства директора фонда «Православие и современность» депутата Сергея Курихина, который и называется инициатором проекта.

Памятник студенту г.Саратов. 2001 г.В интервью нашему ИА «Свободные новости» Андрей Щербаков выразил недоумение по поводу кулуарного решения вопроса, заметив, что идея установки памятника Турову и Засекину муссируется уже давно, а в конце 1990-х годов тогдашний губернатор Дмитрий Аяцков даже организовал конкурс проектов монумента. Однако дальше конкурсной процедуры дело тогда не пошло.

– Андрей Александрович, к сожалению, Саратов немного запоздал с установкой памятника основателям города (425-летие Саратова отметили в сентябре), и сейчас вроде бы некуда торопиться. Тем не менее в ряде СМИ имели место сообщения, что по данному вопросу уже принято какое-то решение.

– Если рассуждать по-серьезному о механизме установки скульптур, то, на мой взгляд, такие значимые вещи, как памятник основателям города, должны решаться только по итогам конкурсного отбора – так, как это было сделано в Самаре, которая теперь имеет отличный памятник; так, как это происходило в Волгограде – аналогичный вариант, – где был выбран очень хороший памятник. Когда такие решения принимаются без конкурса, без какой-то альтернативы, по какому-то совершенно другому ходу, непонятному и непрозрачному, мы не можем знать, что в итоге будет поставлено. Вот это меня беспокоит.

Памятник Чернобыльцам– Саратовская пресса писала, что депутат облдумы Сергей Курихин предложил свой вариант проекта и даже оплатил изготовление скульптурных изваяний основателей города, которые уже готовы.

– Да, какие-то есть две фигуры. Но дело в том, что никто ничего толком не знает и не видел этих скульптур – только фотографии, которые не дают представления обо всей композиции в привязке к местности. Нигде официально этот проект не был показан. Что он собой будет представлять, на каком месте он будет?.. Ведь поначалу, перед тем как делать проект памятника, нужно знать, куда он будет поставлен.

– То есть такие вопросы не должен решать тот, у кого деньги, не должен «заказывать музыку»?

– Естественно. Я считаю, что если люди, имеющие деньги, хотят сделать какой-то подарок городу, то в первую очередь нужно обращаться в соответствующие инстанции – в ту же архитектуру (профильный комитет мэрии. – Прим. ред.), которая, например, определяет приоритетное направление, что именно нужно и в каких местах. Потом объявляется конкурс и выбирается лучший проект, в который и вкладываются спонсорские деньги. Я считаю, что так должно решаться.

Памятник Разумовскому– Но обсуждение с участием общественности должно быть?

– Да, но в данном случае общественность должна быть профессионально подготовленной, это должно быть экспертное сообщество. Общественность может пошуметь, но профессионально разобраться, в чем заключаются недостатки или достоинства того или иного проекта, могут только профессионально подготовленные люди. Они у нас есть – это архитекторы, художники, музейные работники. Представители прессы, общественных палат могут входить в эти советы, но так, чтобы у них не было преимущества, чтобы не было соблазна вмешаться и перевесить мнение на чью-то сторону.

– Могли бы вы обозначить какие-то конструктивные особенности проекта, который именно вы предлагаете?

– Я его не предлагаю, но и не скрываю, что он у меня есть – эскизный проект. Он предполагает размещение скульптурной композиции на Предмостовой площади, при въезде в город, где находится стела с буквами «САРАТОВ». Поскольку там разыгрываются доминанты высотных домов, памятник включает в себя ладью с парусом высотой около десяти метров. В этом месте композиция смотрелась бы очень удачно.

– Но в таком виде памятник, наверное, будет очень дорогим?

Памятник репрессированному духовенству– На этом месте да. Но если проект рассматривать применительно к какому-то другому месту, его высота (при сохранении общей композиции) может быть не такой большой. Все зависит от места.

– В реализации проекта по установке скульптурной композиции, посвященной Олегу Табакову, финансово поучаствовал (во всяком случае, так всем давали понять) первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин. К нему вы не обращались за помощью по вопросу увековечивания памяти Турова и Засекина?

– В плане этого проекта – нет. Потому что чтобы обращаться с каким-то проектом, нужно ответить на три вопроса: где, что и сколько. То есть где – это место, что – это какая композиция и сколько – это стоимость проекта.

– Первые два вопроса взаимозависимы...

– Совершенно верно, поэтому надо сначала все-таки решить, какая скульптурная композиция нужна Саратову и в каком месте она должна располагаться. Вот когда эти вопросы будут решены, тогда можно говорить, откуда пойдет финансирование. Надо все делать поступательно.

– А вы обсуждали вопрос проведения конкурса по этому памятнику с руководством города или области, чтобы это решение не зависело от спонсора?

– Кулуарно разговор был, но в экспертном сообществе. И я все время приводил в пример Самару, Волгоград. Самару – в большей степени, потому что там действительно очень хороший памятник стоит. Этот вопрос очень сложный: ведь если вычленять главенствующую фигуру, участвующую в основании города, то это все-таки Засекин, потому что в других городах (Самаре, Волгограде) тоже были посадники, как Туров, но все-таки их основателем считается Засекин как государственное лицо. Поэтому в той же Самаре поставили конную скульптуру Засекина, и в Волгограде пошли по тому же пути. Возможно, такой вариант мог бы быть и у нас в Саратове. Вообще, может быть несколько вариантов – как однофигурная и двухфигурная композиция, так и геральдическая композиция, и конные варианты. У людей, у города должен быть выбор. А этот выбор может дать только конкурс.

Памятник Табакову– Но информация время от времени вбрасывается.

– Это как утечка информации: там что-то показали, тут что-то продемонстрировали, но широкого обсуждения не было. А ведь это значимое сооружение, изготовление которого должно быть поручено профессиональным скульпторам, которые уже зарекомендовали себя как сложившиеся мастера, со своим авторским почерком. Тогда это прозвучит. Надо все делать правильно, грамотно, взвешенно, чтобы потом не хвататься за голову и говорить: «Что же мы наделали?!». Как с памятной доской Михаилу Булгакову.

– Да, было много критических замечаний...

– А почему это произошло? Потому что конкурс свернули. Выбрали проект, который даже не вошел во второй тур. Причем такое у нас сплошь и рядом. Я не хочу сказать, что конкурс определяет лучший проект, но по крайней мере идет какое-то обсуждение, собираются какие-то мнения, люди высказываются и можно глазами посмотреть на проекты.