Цветок будущих побед

Оценить
Кому выгодна лепестковая схема нарезки одномандатных избирательных округов. Мнение экспертов

Центральная избирательная комиссия обсудила новый вариант «нарезки» одномандатных избирательных округов. Эта информация просочилась в федеральную прессу, где рассказали, что «лепестковая» схема должна поделить столицы субъектов по разным округам, привязанным к сельской местности.

Из проекта постановления ЦИК, оказавшегося в распоряжении ИА «Свободные новости», наглядно видно, что саратовских избирателей хотят тщательно перемешать с жителями сельских районов. Согласно официальной позиции, чтобы уравнять горожан и сельчан в праве на представление их интересов депутатами в Государственной думе. Эксперты же уточняют, что такое распределение одномандатных избирательных округов затруднит наблюдение за выборами и не оставит шансов оппозиционным кандидатам.

ИА «Свободные новости» поинтересовалось мнением саратовских политиков и журналистов о грядущих изменениях.

«Такая нарезка будет проведена не только в Саратове, но и в других регионах. Это сделано для того, чтобы более пассивное и послушное, так скажем, сельское население превалировало над населением городским.

В городах жители более склонны к протестному голосованию. К сожалению, наша «могучая» и «мощная» оппозиция способна работать только в городе. К работе за пределами городов ни одна из оппозиционных сил не способна. Они просто не знают, что там, в деревнях, происходит», – пояснил корреспонденту ИА «Свободные новости» главный редактор «Газеты недели в Саратове» Дмитрий Козенко.

По мнению депутата Госдумы от Саратовской области Валерия Омельченко, новый принцип нарезки одномандатных округов не повлияет на честность выборов, но приведет к более жесткой конкуренции между кандидатами.

Парламентарий полагает, что в этом случае будут большую роль играть организационные и финансовые ресурсы, которыми располагают претендент на думский мандат и поддерживающая его партия. При этом собеседник не исключил и возможность манипулирования избирателями некоренными выдвиженцами, которых после выборов электорат просто больше уже не увидит.

Что касается поствыборной деятельности вновь избранных депутатов, которым придется разрываться между сельскими и городскими территориями, Омельченко заметил, что в этом случае работа с избирателями будет чревата большими трудностями.

«Даже сейчас, при наличии в Госдуме всего четырех партий, мы замечаем некоторых депутатов (я не хочу никого обидеть), которые приезжают к населению, что-то напоют, потом разворачиваются и уезжают, а когда после них приходишь проводить прием, то люди говорят: «Вы же правящая партия, «Единая Россия», вы должны за это отвечать», – сказал парламентарий, выразив опасение, что в новом созыве некоторые народные избранники «снова будут все спихивать» на своих коллег из «ЕР» и «никогда не объединятся, чтобы помогать друг другу и совместно решать какие-то проблемы».

Также Омельченко высказался за то, чтобы в качестве кандидатов в депутаты избирались люди от своих регионов, которые после выборов не потеряют связь с избирателями. Относительно возможности своего участия в избирательной кампании по выборам в Госдуму в 2016 году депутат признался, что желание у него есть, но дал понять, что решение этого вопроса во многом зависит не только от его «хотения».

Политолог Дмитрий Олейник считает, что смешивают избирателей из городской и сельской местности для «более равного деления».

«В каждом есть жители города Саратова, в каждом есть жители районных центров, в каждом есть жители сельских поселений, то есть более ровное деление. Понятно, что в сельском округе ситуация, как правило, бывает одна, более высокая явка, по крайней мере по протоколам. Также это более высокая поддержка правящей партии. Мы прекрасно знаем, какая здесь ситуация. Знаем мы и о ситуации, которая складывается в Саратове. У нас более низкая явка в зависимости от выборов, меньшая поддержка правящей партии и, если существует вариант «против всех», то высокое протестное голосование. Здесь видно, что была попытка сделать округа похожими друг на друга и избежать проблемы образования отдельного саратовского городского округа. Я думаю, что причины в этом, чтобы результаты голосования не отличались между городскими и сельскими округами», – пояснил Олейник.

По его словам, при такой схеме расположения округов появятся дополнительные сложности и необходимость увеличения ресурсов, количества сторонников и активности самого кандидата.

«При таких условиях сложно будет организовать наблюдение. Количество участков в каждом округе становится примерно равным. В Саратове комиссий примерно 360, и 1400-1500 по области. Если разделить общее число УИК на четыре, то примерно выйдет по 450 участков, на каждом необходимо по два человека как минимум, чтобы попытаться пресечь фальсификации. Для того чтобы совсем их пресечь, надо еще иметь и членов комиссий. Это существенно увеличивает затраты. В итоге мы видим, что лучше всего иметь тысячу, а то и две тысячи сторонников. Это может себе позволить лишь крупная партия, – рассказал Олейник. – Те партии, которые в течение долгого времени работали с избирательными комиссиями, включали туда своих людей и как-то их мотивировали, чувствуют себя увереннее. Им проще организовать контроль. Все остальные будут много говорить о фальсификациях. Далеко за примером ходить не будем, возьмем спорт: если кто-то плохо сыграл, то, как обычно это бывает, винит судей, которые плохо судили, или болельщиков, которые бросили петарду».

Депутат городской думы от КПРФ Андрей Карасев надеется, что «лепестковая» схема останется только проектом, а выборы в ГД пройдут в рамках старых избирательных округов.

«Когда присоединяют части города к сельским районам, получается достаточно большая территория, охватить которую весьма сложно. Там, на селе, голосуют люди несколько иные, и протащить кандидата от партии власти там проще. В деревнях люди во многом зависят от администрации, поэтому получить какое-то преимущество оппозиционным кандидатам очень сложно. С моей точки зрения, такое распределение на пользу только власти! Также я хотел бы отметить, что слежу за депутатом Госдумы Николаем Панковым, который ведет большую работу именно в старом Балаковском округе. Возможно, к такому методу власти не станут прибегать, я не очень в это верю. Но любой передел округов не делается просто так, он делается в угоду партии власти», – заявил Карасев.

Политолог Михаил Гамаюнов подчеркнул, что изменение одномандатных избирательных округов станет «площадкой для фальсификаций».

«Эта схема изобретена для того, чтобы окончательно получить рычаги управления над выборами, где-то на неизбирательном поле. Как городской житель, член НКО или активист может проверить ход выборов и их чистоту за 200 километров от Саратова? Городская и сельская среда – совершенно нестыкуемые вещи, кроме как с помощью связи посредством поезда, который везет зерно из деревни в город и обратно промышленную продукцию. Это конвульсивное изобретение. Я считаю, это предел. Совершенно нет уверенности в том, что «Единая Россия» возьмет необходимое ей число голосов. Появляется все больше судов, люди умнеют, на бытовом уровне они чем-то недовольны, – заметил Гамаюнов. – Такая схема дает большую площадку для фальсификаций. Как я узнаю то, что мне нужно? Даже вопрос не смогу задать, а по телефону мне никто не станет отвечать. Это изначально технологически нарушает конституционные права граждан. Я имею право знать, и власть мне обязана предоставить информацию».

Координатор Саратовского регионального отделения партии «Яблоко» Дмитрий Коннычев также склонен негативно оценивать нововведения в избирательных округах.

«Это отразится плохо на честности, если ситуация вообще с честностью не изменится. А предыдущий опыт показывает, что у нас с честностью были проблемы, то есть пока у нас предыдущего опыта положительного не было (с прошлых выборов). Добавлю, что для независимых от власти кандидатов, какого бы окраса они ни были, распределить наблюдателей по нарезанной таким образом территории будет проблематично, соответственно, затруднен контроль над результатами голосования. Чтобы этого избежать и обеспечить честность выборов, кандидатам надо иметь огромную ресурсную базу. Поэтому на честность это повлияет отрицательно, если общая ситуация в стране с подведением итогов голосования не изменится, – считает Коннычев. –

Что касается работы с избирателями избранных по таким округам депутатов, то задачи депутатов Госдумы все равно касаются любого населения – и городского, и сельского, поэтому здесь будет меньший ущерб, и эту проблему те, кто все это придумал, не считают проблемой. Это все сделано по другим соображениям: для проведения выборов и обеспечения нужного подсчета на удаленных территориях с тем, чтобы уравновесить те участки, где наблюдателям удастся обеспечить честный подсчет голосов».

Юрист, экс-координатор Саратовского объединения избирателей Денис Руденко иронически относится к нововведениям ЦИК и рисует картину «каруселей», которые потянутся из Саратова в районы области.

«Выборы в России вроде уже ничем удивить не могут. Но Чуров и Ко постарались и выдали нарезку округов, которая, не отрицаю, меня удивила. Нарезка новая, но, думаю, все остальное будет по-старому. Назвали интересно: «лепестковая». Вот смотрю на карту нашей области и представляю, как в день выборов автобусы со студентами и соцработниками будут разъезжаться из Саратова по округам по разным дорогам, а их маршруты будут похожи на распустившийся цветок. Например, начинает в Заводском районе, потом Саратовский, Лысые Горы, Калининск и Балашов,  и все «избиратели» с многоразовыми открепительными. Хочется спросить, для чего все это? Ну нет у нас протестного голосования, нет. Но даже с таким покорным власти избирателем Саратовская область представляет опасность для правящей партии», – считает юрист.

В региональном отделении партии «Единая Россия» нашему корреспонденту сначала отказались давать какие-либо комментарии по этому вопросу. А затем предоставили комментарий секретаря генсовета партии Сергея Неверова, мнение которого саратовские партийцы полностью разделяют.

«Дело не только в равенстве на представительство, которое должно быть между городскими и сельскими жителями. По старой схеме в области могли быть два округа: для избирателей столицы региона и для остальной области. Это чревато тем, что после выборов один депутат лоббирует интересы мэра, а другой – интересы губернатора. При новой схеме оба будущих депутата будут лоббировать интересы всей области», – считает Неверов.