Губернаторский час. О чем Валерий Радаев рассказал депутатам

Оценить
Губернаторский час. О чем Валерий Радаев рассказал депутатам
Фото Константин Халин
Импортозамещение, проросшие зерна Победы, миграция из области как почетное донорство региона, госдолг и другие темы выступления губернатора в полном тексте его речи

Сегодня, 22 апреля, губернатор Саратовской области Валерий Радаев выступил с отчетом о проделанной в 2014 году работе перед депутатами областной думы. Глава региона затронул как внешнеполитические вопросы, так и региональные темы. Радаев признал, что проблем в регионе предостаточно и расслабляться рано, однако сообщил, что по сравнению с другими регионами Саратовская область выглядит вполне достойно.

ИА «Свободные новости» вслед за сайтом правительства области публикует полный текст часового выступления губернатора Валерия Радаева перед областными депутатами.

Уважаемые коллеги.

Своё сегодняшнее выступление я не хотел бы сводить к стандартной форме отчета, который до всех вас уже доведён. На каких-то вещах хотелось бы сделать особый акцент, какие-то моменты прояснить, по ряду вопросов дать конкретные предложения.

Президент России Владимир Путин не случайно назвал 2014-й год для России годом серьезных испытаний и исторических событий. Это государственный переворот на Украине, возвращение Крыма в состав Российской Федерации, боевые действия в Донбассе, как следствие – политические противоречия Евросоюза и стран Северной Америки с Россией, которые вышли в экономическую плоскость. В результате мы имеем санкции, падение цен на нефть, рост курса иностранных валют. Все перечисленные процессы не могли не сказаться на настроениях в обществе и благосостоянии граждан. От страны потребовалась предельная собранность, согласованность действий и консолидация. И здесь помог тот режим доверия, который выстраивался на уровне государства несколько последних лет. Население сплотилось вокруг национального лидера, активно включилось в процесс отстаивания государственных интересов, четко и монолитно заявило о своей позиции – позиции большинства. Она – в категорическом неприятии профашистских настроений, политики двойных стандартов, навязываемой концепции однополярного мира. Мы самодостаточная суверенная держава, с великой историей, мощной культурой и огромным потенциалом, открытая для всех, но не позволяющая собой манипулировать.

Губернаторский часКак известно, в любой сложной ситуации можно увидеть дополнительные возможности. Поэтому задачи мобилизации собственных ресурсов были едиными для всех регионов. Говорить, что мы с ними справились, пока преждевременно. Работа продолжается, расслабляться рано.

В свое время Владимир Путин, используя выражение выдающегося государственного деятеля 19 века Александра Горчакова, написал – «Россия сосредотачивается». Тогда, в 2012 году, шла речь о создании прогрессивной социально-экономической и политической модели функционирования государства и общества. Возьму на себя смелость охарактеризовать сегодняшнюю ситуацию внутри регионов похожим по смыслу определением. Регионы – собираются. Собираются внутри себя, концентрируются на своих возможностях и точках роста, и в таком собранном состоянии вырабатывают общую стратегию во главе с Кремлем. Большая часть прошлого года и была посвящена этому процессу.

Пересмотр ключевых приоритетов среднесрочной перспективы развития страны привел к выдвижению на первый план таких задач как импортозамещение, продовольственная самообеспеченность, поддержка малого и среднего бизнеса, а также стратегически важных отраслей и отдельных предприятий, сохранение социальной стабильности за счет дополнительных шагов на рынке труда и в отношении социально незащищенных граждан.

В своем анализе итогов 2014 года считаю важным в первую очередь руководствоваться статистикой, отражающей эффект, который ощутили на себе жители Саратовской области. Как сказал Президент, «главное – это люди, ради которых мы работаем, и этому должно быть все посвящено». К тому же, не будем забывать, что если мы, исполнительная власть, – слуги народа, то депутаты вместе с общественностью – глас народа, причем и в значении голос, и в значении зрение. Сегодня вы должны увидеть и передать своим избирателям то, что совместно делаем для их блага. Поэтому считаю, уважаемые коллеги, что за всеми цифрами и показателями необходимо, прежде всего, видеть результат, улучшающий жизнь наших граждан и мерить все только этим аршином.

Не будем забывать и о том, что на прошедший год мы смотрим из дня сегодняшнего. И успех предпринимаемых в 2015 году оперативных шагов и манёвров определяется не только правильностью принятых государственных решений, но и заделом недавнего прошлого, когда мы не были озабочены антикризисными планами и системно двигались согласно принятой Стратегии развития области на долгосрочную перспективу.

Начну с традиционных показателей. За 2014 год отмечена положительная динамика по ряду важнейших целевых ориентиров, таких как индекс промышленного производства, увеличение которого составило 101,6% к уровню предыдущего года, объем инвестиций в основной капитал – 104,2%, валовой региональный продукт, выросший на 1,5% и превысивший 560 млрд. рублей.

Инфляция за прошлый год в регионе составила 10,9%, причем такого уровня она достигла за один только декабрь. Однако системно принимаемые меры по недопущению необоснованного роста цен на основные продукты питания, контроль за продовольственными запасами, увеличение доли товаров местного производства в торговых сетях, не говоря уже об эффективной работе государственного сельхозрынка и ярмарок, позволили удержать индекс потребительских цен ниже среднероссийского уровня инфляции – 11,4%.

В социальной сфере к концу года наблюдалось снижение реальных среднедушевых денежных доходов и падение покупательской способности населения. Но в целом реальные денежные доходы за год увеличились на 4%, и на 2,4% возросла величина прожиточного минимума. Среднемесячная заработная плата повысилась на 7,3% и превысила 22 тысячи рублей. При этом по ПФО мы лишь на 9-ом месте, в то время как лидеры – Татарстан, Пермский край и Самара.

Однако по стоимости минимального набора продуктов питания наша область в прошлом году занимала верхние строчки как в ПФО, так и по России. На текущий момент делается все, чтобы лидирующие позиции сохранить.

Демографическая ситуация характеризовалась увеличением рождаемости на 0,9%, снижением смертности на 2,1% и продолжающимся процессом естественной убыли населения. В целом по области число умерших в 2014 году превысило число родившихся.

Не лучшим остается и миграционный прирост. В своем прошлогоднем послании я говорил о том, что только на уезжающих из области мы условно теряем целые города. Пока переломить тенденцию не удается. И хотя естественная убыль населения сократилась на 13,3%, прирост наблюдается в основном за счет мигрантов из стран ближнего зарубежья. А наши земляки продолжают уезжать в Москву, Петербург, Краснодарский край, соседние Воронежскую и Самарскую области. Эти мегаполисы прирастают высококвалифицированными саратовскими кадрами, которыми всегда славилась Саратовская область. А мы остаемся донорами. И если так будет продолжаться, скоро станем почетными донорами. Но льгот за это явно не получим.

Что может остановить процесс миграции из региона? Только конкурентоспособный уровень жизни. Он складывается из целого комплекса параметров, анализ многих из которых как раз и входит в задачу моего выступления.

Дефицит областного бюджета по итогам года составил 3,9 млрд. рублей, что на 2,3 млрд. меньше плановой величины. По состоянию на 1 января 2015 года объем государственного внутреннего долга области достиг 47,7 млрд. рублей, из которых 23,4 млрд. или 49% – кредиты из федерального бюджета. Привлечение и погашение госдолга в течение 2014 года осуществлялось в соответствии с региональной Программой госзаимствований, то есть системно и согласованно.

На обслуживание госдолга области в прошлом году было направлено 2,7 млрд. рублей, или 3,9% расходов областного бюджета.

Важным направлением остается работа по замещению коммерческих кредитов бюджетными. В прошлом году это позволило сэкономить порядка 58,5 млн. рублей, а также изменить соотношение заимствований: 80% коммерческих кредитов снизить до 51%, соответственно 20% бюджетных кредитов увеличить до 49%.

Отношение объема государственного долга к общему годовому объему доходов бюджета (без учета безвозмездных поступлений) достигло 99,7%. Однако в разработанной долговой политике Саратовской области на среднесрочную перспективу планируется с 2016 года выход на бездефицитный бюджет и сокращение доли общего объема долговых обязательств по кредитам. Целевой ориентир по кредиту – к январю 2017 года добиться уровня 50% от суммы доходов областного бюджета.

От этих намерений мы не отказываемся. Будем продолжать целенаправленно работать по повышению эффективности бюджетных расходов, над пополнением налоговой базы, используя все возможные резервы и совершенствуя процесс управления государственными финансами области. В равной степени это касается и муниципалитетов.

Кратко раскрою каждое из названных направлений. Начну с оптимизации бюджетных расходов. Здесь правильнее брать совокупно последние три года – именно на этот период рассчитан правительственный план мероприятий по повышению эффективности бюджетных трат. За три года за счет усовершенствования структуры органов управления области на 10% была сокращена штатная численность чиновников, что позволило с 2012 года экономить по 160 млн. рублей. Дополнительную экономию в 20 млн. рублей дал отказ от индексации в 2014 году заработной платы госслужащих. Также была проведена тщательная ревизия штатной численности в учреждениях, финансируемых из бюджета.

Все эти три года мы последовательно и взвешенно проводили работу по внедрению критериев адресности и нуждаемости при предоставлении мер соцподдержки. И этот процесс будет продолжен. Проведённая оптимизация в 2014 году позволила сэкономить 1,4 млрд. рублей, а за три последних года – почти 3 млрд.

Общий результат работы по сокращению издержек получил положительную оценку со стороны Минфина России, зачислившего область в группу субъектов Российской Федерации с надлежащим качеством управления региональными финансами. Считаю такую оценку вполне заслуженной и аргументированной. Хочу предостеречь от однобокости в оценке работы правительства по сокращению госдолга. Рост государственных заимствований – процесс объективный. Но считаю необходимым с вашей помощью, уважаемые депутаты, объяснять общественности и населению те механизмы, которые не позволяют сгладить негативную тенденцию. Это и растущий объем социальных обязательств в связи с передачей их на региональный уровень. Это и на 85% социально ориентированный бюджет.

Подчеркну, что на фоне многих других регионов мы смотримся вполне достойно. При среднероссийских темпах роста госдолга 20,2%, наша область показывает более сдержанный рост – 7,7%. А еще в 2013-м мы имели прирост 16,9%. За те же два года некоторые регионы, например наш сосед по ПФО Пермский край, увеличил долг в 22 раза. Как говорится, почувствуйте разницу.

Продолжу анализ принимаемых мер по сокращению госдолга и переходу на бездефицитный бюджет. Что было сделано в прошлом году по наполнению доходной базы бюджетов всех уровней? Помимо таких направлений, как содействие реализации инвестпроектов, работа с крупными налогоплательщиками и должниками, расширение перечня предприятий, обязанных компенсировать негативное воздействие своих производств на окружающую среду, серьезную ставку мы сделали на вовлечение в налоговый оборот земли.

За прошлый год в муниципальных районах области дополнительно выявлено более 160 тысяч земельных участков. Почти 90% из них поставлено на налоговый учет. В результате сумма начисленного налога была увеличена более чем на 190 млн. рублей. Работа эта будет не только продолжена, но и усилена, потому что на сегодня не более 50% всей земли территории области поставлено на учет в налоговых органах. И эту ситуацию необходимо кардинально менять и перепахивать, если хотите. Поэтому, чуть забегая вперед, напомню, что на одном из последних заседаний с членами правительства я поставил задачу вплотную заняться передачей в муниципальную собственность неиспользуемых земель минобороны и федеральных предприятий, а это – 100 тыс. гектаров, с которых местные бюджеты не получают ни копейки. И если уж я коснулся задач, то призываю максимально использовать современные технологии, например, такие, как геоинформационная система.

В 2014 году мы рассматривали вопрос о внедрении этой передовой методики землепользования. А сейчас приступаем к реализации пилотного проекта на территории Балашовского района. Также будем активно приобщать к подобной практике другие муниципалитеты. Знаю, что и Балаковский район активно занимается данной проблемой. Современная система дает нам в руки уникальный инструмент, позволяющий отследить и систематизировать объекты недвижимости по всей территории области. Такой возможности до этого никогда не было, что затрудняло работу по учету земли и как следствие не давало ей «работать» и пополнять бюджет.

Еще один резерв наполнения доходной базы – это легализация теневой занятости, в которую только по официальным данным вовлечено порядка трехсот тридцати тысяч человек, что выше среднего показателя по ПФО. А фактически, как говорят специалисты, – не менее полумиллиона человек. То есть 30, а то и все 50% трудоспособного населения области не платят налоги в бюджет, при этом получают социальную поддержу в виде субсидий на ЖКУ и гарантированную бесплатную медицинскую помощь. Как вам кажется, уважаемые коллеги, это справедливо?

Целенаправленно заниматься легализацией занятости мы начинаем только сегодня. По официальному соглашению с минзанятости РФ уже в июле 2015 года в регионе должны быть легализованы не менее 99 тысяч человек. Цифра конечно красивая, но насколько достижимая – пока вопрос.

Таким жестким обязательствам необходимы и адекватные меры. Я бы не делал ставку только на выездные рейды и межведомственные проверки. Это так называемое ручное, точечное управление. А нам нужны система и другой масштаб. Поэтому жду от министерства занятости области законодательную инициативу, ограничивающую доступ к мерам соцподдержки трудоспособных граждан, занятых в теневой экономике. Напомню, что страховые взносы государства на медицинскую помощь ежегодно увеличиваются. Если в 2014 году по области это было 8 млрд. рублей, то на текущий год запланировано – 10. Считаю, что лицам, занятым в незаконной предпринимательской деятельности, уклоняющимся от налогов, по меньшей мере неэтично претендовать на помощь государства.

Губернаторский часВсе, что я сказал выше, рождает вопрос, который требует объективного объяснения. Почему на протяжении трех лет демонстрируя положительную динамику большинства макропоказателей реального сектора, целенаправленно усиливая меры по увеличению доходной базы, мы не можем увеличить её темпы роста? Уверен, что большинство из вас, уважаемые коллеги, об этом казусе задумывались.

Причин немало, и прежде всего, это структурные дисбалансы, исторически сложившиеся в Саратовской области.

Формирование валовой добавленной стоимости внутреннего регионального продукта происходит, в том числе за счет секторов, имеющих незначительный налоговый потенциал, – это сельское хозяйство, бюджетная сфера, сфера услуг. Для сравнения: доля сельского хозяйства в ВВП России – 4,2%, а у нас – 12%.

Сказывается на низких темпах роста наполняемости бюджета и незначительная доля в региональной экономике высокодоходных добывающих производств. Если по Российской Федерации их доля в доходах бюджетов составляет почти 30%, то у нас менее трех.

Как известно, рост добавленной стоимости обеспечивается за счет выпуска конечной продукции. В структуре региональных обрабатывающих производств большинство предприятий конечную продукцию не выпускают, ограничиваясь комплектующими или сырьем, как в сельском хозяйстве. А те, кто производят, как правило, состоят на налоговом учете в Москве. Вот конкретный и, пожалуй, самый яркий пример. По итогам 2014 года от Саратовской области в федеральный бюджет перечислено акцизов на табачную продукцию в сумме 26,7 миллиардов рублей, что соответствует 43% объема налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета региона. То есть, имей мы хотя бы половину от перечислений табачной фабрики, в течение 4-х лет спокойно бы погасили госдолг. Саратовская область вышла с законодательной инициативой, направленной на более справедливое распределение нормативов отчислений от табачных акцизов. В этом вопросе мы рассчитываем на поддержку депутатов Госдумы от Саратовской области и земляков – членов Совета Федерации.

Возвращаясь к добавленной стоимости. Как я уже сказал, в регионе относительно небольшая доля предприятий, производящих конечную продукцию. При этом в структуре промышленности обрабатывающие производства составляют 70,8%, что выше среднероссийского показателя и свидетельствует о несырьевой направленности структуры производства региона. Однако вклад этих производств в добавленную стоимость ВРП всего 19,5%. Такой дисбаланс свидетельствует о том, что в структуре обрабатывающих производств преобладают предприятия, производящие промежуточную продукцию. Всё это следствие сложившегося с советских времен территориального распределения предприятий. Поэтому в Самаре делают машины, а у нас аккумуляторы. Но не будем все же прибедняться. Как-то я провел сравнительный анализ области со схожими по социально-экономическим параметрам регионами. И убедился, насколько серьезный у нас потенциал и насколько мы умеем работать. Приведу пример. Волгоградская область. Там объемы промышленности практически в 2 раза превышают наши. Соответственно и доходы бюджета больше, но уже не в тех пропорциях. Если пересчитать бюджетную отдачу от производственного сектора в сопоставимых масштабах, то у нас она почти на четверть больше.

Но опять же, у каждого региона своя специфика. Так исторически сложилось, что в промышленности области длительное время преобладали оборонные предприятия, многие из которых уже в качестве промышленных зон переориентированы на другой вид деятельности. Сейчас доля ОПК в промышленности региона не превышает 5-6% и большинство этих предприятий являются соисполнителями госзаказа.

Другим сдерживающим фактором темпов бюджетного роста остается высокая степень износа основных фондов. Это более 52%. В том числе на обрабатывающих производствах – 40,7%. При этом износ не компенсируется темпами роста инвестиций, которые выше среднероссийских, но преимущественно поступают не на модернизацию производств, а на создание новых предприятий.

Есть целый комплекс факторов, которые не только тормозят экономическое развитие, но и увеличивают нагрузку на бюджет. Это и неудовлетворительное состояние инженерной инфраструктуры, высокий удельный вес ветхого и аварийного жилья, неблагоприятная возрастная структура населения с преобладанием людей предпенсионного и пенсионного возраста. Велика доля низкооплачиваемых видов деятельности – они сконцентрированы в торговле, сфере общепита, сельском хозяйстве, легкой промышленности. Нельзя не учитывать и то, о чем я уже сказал в начале, – 85% бюджета ориентировано на социальные обязательства, объем которых постоянно увеличивается в связи с передачей на региональный уровень.

После даже такого беглого анализа отчетливо видно, почему наши усилия непропорциональны результату. В механике есть такое понятие – «сопротивление материала», когда он не поддается деформации за счет своей прочности, жёсткости и устойчивости. С экономикой Саратовской области всё то же самое: не так просто изменить укоренившиеся, веками копившиеся свойства, имеющие способность сопротивляться внешним воздействиям. Но мы не менее прочные и упорные. Поэтому «сопромат» в конечном итоге сдадим «на пятерку».

Понимание, что нужно делать, у нас есть. Это работа по привлечению в регион крупных инвестпроектов в сфере обрабатывающих производств; развитие межотраслевой кооперации и формирование кластеров по приоритетным сегментам рынка; развитие инновационной инфраструктуры за счет коммерциализации научных разработок и создания индустриальных парков. Нельзя упускать из виду и такую задачу, как расширение рынков сбыта местной продукции, в том числе с ориентацией на экспорт. В свете вышесказанного обозначаю перед региональным минпромом, минсельхозом и министерством строительства реально достижимые ориентиры: довести рост индекса промышленного производства в 2015 году не менее чем 102%, а объем отгруженных товаров до 410 миллиардов рублей.

Прошлый год войдет в историю Саратовской области как период формирования сразу нескольких промышленных кластеров: металлургического за счет запуска «Северстали» и «Эр Ликида» в Балаково, транспортного машиностроения за счет «Балаково-Центролит» и Энгельсского локомотивного завода, готового начать работу в этом году. Именно так формируются цепочки добавленной стоимости на территории региона с выходом на конечный продукт.

Приоритетным направлением федерального плана по обеспечению устойчивого развития экономики выбрана поддержка малого и среднего бизнеса. Президент Владимир Путин большое внимание уделил этой теме в своем ежегодном послании, а в апреле прошло заседание Госсовета, целиком посвященное этой проблематике. Выступая, глава государства подчеркнул особую экономическую, социальную и общественную значимость малого и среднего предпринимательства и назвал его развитие ключевым условием обновления страны, повышения устойчивости ее экономики.

Санкции, падение рубля больно ударили по предпринимательскому сообществу и заставили пересмотреть многие подходы в ведении бизнеса, переориентироваться на новых партнеров, искать другие рынки сбыта. Я начал свое выступление с тренда, который мне видится наиболее актуальным. Это работа в режиме доверия между ключевыми участниками социально-экономического процесса – государством, бизнесом, обществом. Как сказал руководитель одной из отечественных компаний, «жизнь в условиях санкций заставляет российских предпринимателей не только тщательно анализировать риски и искать новых партнеров, но и учиться доверять друг другу». И те меры поддержки, которые разрабатываются государством в адрес бизнеса и, уверен, будут постоянно на повестке дня, также призваны укрепить это доверие, сделав его взаимным и эффективным.

Работа в 2014 году позволила нам сегодня быть готовыми к практическому выполнению поставленных задач. Более полутора тысяч предпринимателей области получили государственную поддержку, что в конечном итоге дало более 750 рабочих мест, а в сферу предпринимательства позволило вовлечь свыше 600 млн. рублей внебюджетных ресурсов. В этом году государственная поддержка будет увеличена втрое, причем на самом высоком уровне софинансирования из федерального бюджета – 95%.

В прошлом году был составлен реестр региональных промышленных парков, который на сегодня пополнился еще одной площадкой, и сформирована нормативная база, дающая возможность этим паркам участвовать в конкурсе Минэкономразвития России на получение господдержки. Планируемое финансирование, которое удастся привлечь в рамках конкурса, – 190 млн. руб. Для промышленных парков на площадках «РосБытХима», «Тролзы», «Волжского терминала» и «Рефлектора» эти средства станут серьезным стимулом для оживления деятельности.

Федеральная поддержка на развитие промышленных парков может быть привлечена и по государственным программам Минпромторга России. Поэтому считаю необходимым отраслевым министерствам подключиться к развитию на территории области современных производственных площадок через свои федеральные программы поддержки.

В 2014 году Правительство области выступило инициатором ряда региональных законов, в том числе по оптимизации патентной системы налогообложения, что привлекло в сферу малого предпринимательства только за первый квартал 2015 года порядка трехсот человек. Это сопоставимо с показателем за весь прошлый год. Совокупная стоимость патента, уплаченная в бюджет за первый квартал, увеличилась до 21,4 млн. руб. Для сравнения: за весь 2014 год уплачено чуть больше 19 млн. руб. То есть, мы видим, что, несмотря на отсутствие каких-либо прорывных действий в сфере малого предпринимательства в 2014 году, ресурсы копились серьезные. Поэтому уже сегодня вправе рассчитывать на реальную отдачу.

Важным этапом стало завершение внедрения регионального Стандарта по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. Это большое дело. Стандарт существенно облегчает жизнь предпринимателям, снижая административные барьеры и минимизирует риски.

Эта практика транслирована на муниципальный уровень, и теперь инвестиционный стандарт есть во всех муниципальных районах. Наш регион стал одним из первых в стране, где внедрены подобные нормы. Саратовская практика официально признана самой успешной и рекомендована другим регионам. Отследить эффективность этих действий для экономики области мы сможем уже в обозримом будущем.

А на ближайшее будущее, то есть на этот год, перед всеми органами власти и в первую очередь перед минэкономразвития региона ставлю задачу привлечь инвестиции в экономику и социальную сферу в объеме 140 миллиардов рублей.

И вновь возвращаясь к режиму доверия между властью и бизнесом. Руководствуясь простой логикой, я делаю вывод: если государство наращивает поддержку предпринимателей, тем самым увеличивая кредит доверия, то оно вправе рассчитывать на ответную реакцию. Ею вполне мог бы стать уход бизнеса от серых схем выплаты заработной платы и нелегальных трудовых отношений. Не думаю, что моя идея абсурдна. Тем более на эту тему уже не раз высказывались авторитетные политики и экономисты. Устоявшийся стереотип, что особенностью малого предпринимательства является значительная доля теневого сектора, необходимо ломать за счет реальных позитивных изменений. И такие примеры есть.

На прошлой неделе я посетил два саратовских предприятия малого бизнеса, работающих в сфере информационных технологий. Эти организации производят продукт, востребованный не отдельно в Саратове или Москве, а в глобальном информационном пространстве, причем крупными международными компаниями.

Там трудятся 70 и соответственно 80 высококлассных специалистов – в основном, выпускники саратовских вузов. Это современные компании мирового уровня, с высокими зарплатами и, подчеркиваю, – абсолютно легальными. Культура предпринимательства поставлена здесь на совершенно иную ступень, и все мы к ней должны стремиться.

И самый главный посыл. В сложившихся экономических условиях и в контексте государственных задач по поддержке предпринимательства, напоминаю, что каждый уровень власти, как государственной, так и муниципальной, должен создать все необходимые условия для новых субъектов бизнеса и для действующих. А для этого каждый муниципальный руководитель, каждый депутат, каждый куратор территорий от регионального правительства должен знать проблемы местного бизнеса даже не на расстоянии вытянутой руки, а как свои пять пальцев. Знать каждое предприятие, его специфику и перспективы. Мы сегодня работаем так, чтобы быть в помощь малому и среднему бизнесу.

А теперь про крупный бизнес. В 2014 году, как известно, введено в строй 6 новых современных заводов, четыре из которых – в Балаковском районе. Отдача – почти семьсот миллионов рублей ежегодных налоговых отчислений в консолидированный региональный бюджет; свыше двух тысяч высокотехнологичных рабочих мест со средней заработной платой, превышающей среднюю по экономике области. За счет новых предприятий удалось расширить кластерную структуру региональной промышленности. Как я уже упомянул, создана металлургическая отрасль, положено начало формированию масложирового кластера в АПК. Такого экономического, социального, структурообразующего эффекта регион не знал с 90-х годов.

Созданный в Энгельсском районе уникальный куст заводов с мировым именем «Бош» заслуживает отдельного внимания. В этом году заводов будет уже 4, причем по разным производственным направлениям, важным для области. В 2014 году к двум успешно работающим добавился еще один – «Бош-Отопительные системы». Летом будет запущен завод по выпуску отопительных радиаторов. Вот вам, уважаемые коллеги, зримый пример режима доверия, который на протяжении многих лет связывает область с иностранным инвестором. И это доверие не смогли подорвать ни санкции, ни политические разногласия между странами. Значит, такой путь самый продуктивный и надежный. Подобные связи необходимо множить и развивать.

Главный тренд и основная задача – импортозамещение. К пяти предприятиям области, выпускающим единственную в России импортозамещающую продукцию, таким как «Саратоворгсинтез», «Балтекс» и ряд других, в прошлом году добавился единственный производитель высокотехнологичных сэндвич-панелей «ПирроГрупп». А в текущем году, как я уже сказал, на Энгельсской площадке завершится строительство Локомотивного завода, который начнет совместно с канадской компанией «Бомбардье» выпуск принципиально нового для региона продукта – грузовых магистральных электровозов.

И в прошлом году, и в настоящее время мы ведем системную работу по привлечению в область средств федерального бюджета в рамках госпрограмм и федеральных целевых программ, и результат уже есть. В 2014 году общий объем финансирования составил 2,5 млрд. рублей при планируемых 2,2 млрд. рублей. И в этом году, несмотря на отрицательную конъюнктуру снижения объемов финансирования по целому ряду федеральных программ, мы рассчитываем получить как минимум 2 млрд. рублей. Дополнительные возможности открыл для нас и новый Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации», который определяет принципы господдержки промышленности. В начале года нами подготовлены два пакета заявок по 30-и предприятиям и 150 наименованиям изделий для включения их в перечень приоритетных видов продукции. Сегодня, учитывая проблему с оборотными средствами у большинства промышленных предприятий области, мы должны пользоваться любой возможностью получения федеральной поддержки на выгодных для региона условиях.

В завершение темы хочу напомнить, что ровно год назад я давал поручение Сергею Михайловичу Лисовскому подготовить региональную программу по развитию промышленности. На сегодня такая программа есть, она находится на согласовании в областном правительстве и скоро будет представлена вам, уважаемые депутаты. В документе учтены все меры господдержки, которые существуют в настоящее время для промышленных предприятий. Экономическая ситуация непростая, поэтому любые изменения по направлению государственной поддержки будут в программе оперативно отражены.

Губернаторский часС не меньшей ответственностью к задачам импортозамещения подходит аграрный сектор региона. Задел уже есть: Область своим производством замещает для страны импорт по таким товарным позициям как растительное масло, хлебобулочные и макаронные изделия, крупы, овощебахчевые культуры, колбасы, яйцо, баранина и свинина. Только растительным маслом в прошлом году мы обеспечили почти 32 млн. человек, а это пятая часть населения Российской Федерации. В текущем году нашего масла будет достаточно для 45 млн. человек. Так что статус ведущего сельскохозяйственного региона страны мы подтверждаем ежегодно, что не освобождает нас от необходимости усиленно наращивать отдельные направления, в первую очередь, переработку, логистику, развитие КРС, птицеводство, выращивание овощей закрытого грунта, рыбоводство.

Несмотря на серьезные финансовые трудности, региональный АПК демонстрирует неплохие результаты.

В 2014 году впервые за последние 17 лет средняя урожайность зерновых составила 18,5 ц/га. Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур превысил 3,8 млн. тонн, маслосемян подсолнечника – свыше 1 млн. тонн. Впервые за последние 50 лет произведено более 455 тысяч тонн овощной продукции.

По объемам производства зерна, подсолнечника и овощей в прошлом году область заняла первое место в Приволжском федеральном округе. Задача на текущий год – обеспечить производство зерна на уровне прошлого года, производство овощей нарастить до 460 тысяч тонн, получить 200 тысяч тонн мяса и 780 тысяч тонн молока. В денежном выражении производство продукции сельского хозяйства довести до 116 млрд. рублей.

Теперь по импортозамещению. Несмотря на обеспеченность населения области овощами на 174%, овощеводство не теряет своей актуальности. Основная причина – высокая зависимость России от импорта овощей. В конце прошлого года саратовские овощи и бахчевые практически на корню скупались другими российскими регионами, что не лучшим образом отразилось на ценовой ситуации в нашем регионе. Сельхозпредприятия и фермеры производят более половины областных объемов овощей. Считаю необходимым довести их долю до 80%.

Последние три года особое внимание мы уделяем производству овощей защищенного грунта. В прошлом году область произвела 30 тыс. тонн такой продукции. В этом году поставлена задача увеличить объем производства овощей закрытого грунта до 34 тыс. тонн, что доведет уровень обеспеченности тепличными овощами до 100%.

В связи с низкой обеспеченностью региона собственным сахаром нами активно прорабатывается вопрос об увеличении посевных площадей сахарной свёклы. Для этого область располагает необходимыми почвенно-климатическими условиями. План урожая свёклы на этот год – 217 тыс. тонн. При полной загрузке мощностей обеспеченность региона собственным сахаром превысит 63%. В связи с этим мы всецело поддерживаем решение Балашовского завода о проведении еще одной модернизации. В результате мощности предприятия смогут вывести область на 100%-ную обеспеченность сахаром.

Одним из препятствий развития агропроизводства остается нехватка логистических центров для хранения, предпродажной подготовки и реализации овощей, фруктов и картофеля. Расчетная потребность в хранилищах – не менее 100 тыс. тонн, что позволит обеспечить круглогодичное снабжение населения овощами и картофелем. Сейчас в рабочем состоянии 64 овощехранилища общей ёмкостью 79 тысяч тонн.

Эта ниша должна быть занята не только сельхозпроизводителями, но и организациями оптовой торговли, которые имеют кадры и опыт работы в логистике. Запущенный в августе прошлого года в Энгельсском районе Центр коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием мощностью 21 тыс. тонн уже внес свой вклад в продвижение сельхозпродукции местного производства до конечного потребителя с минимальными издержками. В этом году Центр будет полностью загружен и, надеюсь, войдет в следующую стадию развития – займется углублённой переработкой сырья.

Последние два года мы вплотную занялись проблемой учета прудового рыбоводства. Долгие годы этот сектор оставался в тени, что не позволяло нам видеть реальную картину с обеспеченностью населения рыбой. Прошлый год показал объективные объемы, сегодня задача их удвоить и приблизиться к планке 5 тыс. тонн рыбы. Рост производства предусмотрен за счёт вовлечения в оборот неиспользуемых прудов и продолжения работы по учёту прудовых хозяйств.

На федеральном уровне стоит задача оказания поддержки садоводству. Потребление фруктов в России обеспечено производством крайне низко, в области – только на треть. При этом