Верьте только делам? Часть 3

Оценить
Не исключаю, что после «реализации проекта» с пляжем на набережной какой-нибудь Роспотребнадзор запретит здесь купание, ссылаясь за загрязненность и прочие, прости господи, хламидии, превратив дорогущие пески в солярий или место яхтенной парковки.

Продолжаем наш разговор о спешных изменениях городской среды Саратова по случаю сентябрьских выборов. Как я и обещал в предыдущих частях, теперь поговорим о будущем городском пляже примерной стоимостью в 100 миллионов рублей, который партия «Единая Россия» рекламирует нам в своих агитках.

Песок привезли недалеко от устья Белоглинки.jpg

Как известно, власти Саратова давно озабочены (или делают вид озабоченности) тем, что горожане, имея под боком Волгу, не могут в ней полноправно искупаться и позагорать. Дескать, «Городские пески» далеко, почти в Энгельсе, в Затоне плескаться нельзя, можно только загорать на пафосно анонсированном несколько лет назад солярии. Вот и купаются горожане разве что у «Ротонды», да на диких «бетонках». Сколько раз на всяких совещаниях звучало волшебное слово «говнище» применительно к несанкционированному месту волжского отдыха саратовцев под старым мостом «Саратов-Энгельс», что при устье Глебучева оврага, уже и не сосчитаешь. Дело в том, что это место впадения в Волгу грязных сточных вод коллектора, в который еще полвека назад заковали речку-вонючку, текущую по дну Глебоврага, собирающую ливневую канализацию и прочие «секреции» МУП «Водосток». Теперь на этом диком месте, где нельзя купаться, открыли Центр пляжных видов спорта, песок для которого (800 тонн!) переместили с Театральной площади, где в начале июля состоялся этап чемпионата России по пляжному футболу. Как мне кажется, данное спортивное состязание, прошедшее не на берегу Волги, а глубоко «на материке» (с последующим перемещением песочка с центральной площади Саратова на берег), как нельзя красочнее иллюстрирует ситуацию. Тут вспомнился знаменитый лозунг мая 1968 года во Франции, который восставшие студенты Сорбонны писали на стенах Латинского квартала: «Под мостовыми пляж!» – только в инверсном порядке.

На таком фоне поистине спасительными выглядят планы по обустройству нового пляжа, который должен простираться на новой набережной от Провиантского взвоза до 2-й Садовой. Но и тут скептицизм дает о себе знать. Ведь это только на первый взгляд новое место кажется идеальным – близко к городу и хороший пунктик в плане развития зон отдыха. Но, как говорится, всё красиво на бумаге, да забыли про овраги. И это не просто поговорка для красного словца, а гидрогеологическая реальность. Сейчас мало кто из саратовцев помнит про Белоглинский овраг, засыпанный в прошлом столетии, а также текущую по его дну речку Белоглинку, закованную теперь, как и ручей Глебоврага, в коллектор. О существовании последнего вспомнили разве что при застройке возле Ильинской площади.

Устье Белоглинки до строительства новой набережной - март 2013.JPG

Экологи утверждают, что, как и в случае с Глебоврагом, в устье которого купаться, мягко говоря, не очень полезно для здоровья (при том, что несколько лет назад коллектор под старым мостом «модернизировали», переместив выход неочищенных стоков на несколько десятков метров от береговой линии вглубь волжского русла), Белоглинка также небезопасна. В ее русло могут сбрасываться несанкционированные стоки канализации из частного сектора, а также промышленные отходы, уверены «зеленые». И такой алармизм нельзя не принимать к сведению, учитывая, что на русле исчезнувшей под Саратовом Белоглинки располагаются несколько предприятий, в том числе не самых безвредных. Я не говорю, что эти заводы что-то целенаправленно сливают в речку; даже если ничего такого нет и в помине, грунтовые воды, а уж тем более ливневые стоки аккумулируют различные небезопасные продукты, оседающие на поверхности почвы – спросите об этом у любого геолога.

Устье Белоглинки располагается в районе юридической академии, недалеко от начала улицы Вольской, то есть там, где заканчивается первая очередь пляжа и начинается вторая. Но не Белоглинкой, что называется, единой: уже сам Провиантский взвоз, ниже по течению от которого и собираются устроить пески для отдыха горожан, проходит над крупным ливневым коллектором, в существовании которого нетрудно убедиться, проходя мимо завода комбикормов. Здесь, в «низовьях» Провиантской улицы, стоки несколько метров протекают почти под открытым небом в выемке, «зарешеченной» старыми рельсами, из которой то и дело попахивает нечистотами, стекающими в Волгу, и мы не можем сказать, какую заразу или отраву они могут принести для отдыхающих.

Устье Белоглинки до строительства новой набережной - март 2013 2.JPG

И никто, как мне кажется, не скажет нам, какой потенциальный вред принесут эти антропогенные волжские притоки вкупе с закованной в бетон Белоглинкой, пока идея-фикс саратовских единороссов не будет реализована, или пока деньги на нее не будут освоены (как минимум, пока не пройдут выборы). А вот потом... Что гадать? Не исключаю, что после «реализации проекта» какой-нибудь Роспотребнадзор запретит здесь купание, ссылаясь за загрязненность и прочие, прости господи, хламидии, превратив дорогущие пески в солярий или место яхтенной парковки для обитателей будущего элитного жилья. Благо, новостройки растут вдоль новой набережной стихийными и пока локальными «зарослями» близко поставленных высоток – от Улешей и бывшего мясокомбината на Дегтярке до Провиантской.

В общем, создается впечатление, которое я бы очень хотел полагать ошибочным, что нехилые средства из не пойми каких источников (частично мы знаем из каких: московская мэрия подсобила) тратятся на довольно сомнительный прожект. Проект, выгодоприобретателями которого могут стать вовсе не рядовые избиратели, коим банально могут запретить здесь купаться (и будут правы, ибо смотри выше), а совсем другие граждане, под интересы которых, судя по всему, могут залить и деньги в рамках программы берегоукрепления Волги.

Устье Белоглинки заболотилось после строительства новой набережной - наши дни.jpg

Что же касается пляжа, то куда реальнее и правильнее его было устроить не на опасном городскими стоками месте (не запаяют же коллекторы?), а, скажем, в Затоне, относительно которого все наиболее крупные выходы ливневок располагаются ниже по течению Волги, или на Зеленом острове, или на Казачьем – два последних места и без того используются горожанами стихийно, но, в отличие от «бетонок», там нет вредных стоков, – стоит лишь подумать о транспортной доступности и минимальном благоустройстве.

Словом, мест, где можно устроить доступную горожанам зону отдыха, много. Вопрос лишь в желании дискутировать с обществом по актуальным инфраструктурным вопросам, а не дарить под плебисцит потенциальный чемодан без ручки с подозрительным экономическим бэкграундом и не менее подозрительными перспективами. Но наша политическая реальность такова, что не решения вытекают из аргументов, а аргументы – из решений. И проблема эта распространяется далеко за пределы нашего многострадального города.