Точечная развязка для точечной застройки?

05.08.2016, 11:55
Комментарии:2
Просмотры: 7080
Антон Морван,
журналист

Чем ближе выборы, тем больше региональные и муниципальные власти начинают вспоминать о различных проблемах. Яркий пример – дороги. В преддверии избирательных кампаний мы чаще слышим разглагольствования о необходимости ремонта тех или иных магистралей и улиц, о проектах реконструкции внутридворовых проездов и путепроводов, которые до этого годами разрушались, невзирая на многочисленные обращения жителей.

И вот в нужный час чудесным образом появляются необходимые средства, на улицы выходит дорожная техника, закипает работа по укладке асфальта. Причем работа зачастую ведется вопреки здравому смыслу: ради чаяний не слишком разборчивых избирателей (многие из которых, как известно, автомобилисты) радостно закатывают в новенький асфальт полумертвую систему коммуникаций Саратова, чтобы аккурат к началу отопительного сезона (вот ведь совпадение) повторилась привычная много лет ситуация с вскрытием свежеотремонтированных дорог. Но сегодня мы поговорим не об авральных предвыборных прожектах показного дорожного строительства, а о том, какие приоритеты власти ставят в данном направлении и насколько эти приоритеты идут вразрез с логикой гармоничного развития городского пространства.

Перевести Стрелку

Много лет уже говорится о необходимости строительства некоторых дорожных развязок, расположенных в наиболее сложных транспортных узлах города. Сложных в силу того, что из-за растущей автомобилизации и критической концентрации населения в некоторых «многоэтажных гетто» некоторые «узкие места» превращаются в настоящие удавки на шее города. Так сложилось, например, на проспекте 50 лет Октября и улице Тракторной в районе Стрелки и 1-й Дачной. В некоторые часы Стрелка «стоит» из-за того, что дорожная инфраструктура данной местности была запроектирована в советское время и не предполагала такой анархии в управлении городом, как в постсоветские годы. Чтобы хотя бы частично разрубить гордиев узел этого сложного участка, уже не один год ведутся разговоры о необходимости строительства здесь дорожной развязки (как признался депутат Леонид Писной, он занимается этим проектом 15 лет!).

В конце прошлого года проект развязки, подготовленный институтом «Саратовгражданпроект», был презентован в областной думе, где много говорили о необходимости развязки, но главный вопрос – где взять деньги? – повис в воздухе. Леонид Писной то ли в шутку, то ли всерьез предложил кинуть клич жителям 1-й Дачной и Стрелки, чтобы собрать 130 миллионов рублей (именно столько денег нужно на реализацию проекта, правда, позже депутаты подсчитали, что надо уже не менее полумиллиарда рублей).

Проект развязки на «Стрелке»

Уже к началу июля стало понятно, что проект не интересен ни инвесторам (что логично, ибо какая тут прибыль), ни властям (о мотивах как раз ниже), которые предпочли заняться обычными плановыми ремонтами, выдаваемыми за великие блага.

На фоне разговоров о модернизации транспортного узла на Стрелке городские власти анонсировали аналогичный проект на площади Ленина. Об этом в начале года в интервью порталу «Бизнес-вектор» заявил главный архитектор Саратова Виталий Желанов. Он, в частности, говорил о планах города разгрузить проспект 50 лет Октября с помощью новой развязки на 3-й Дачной. Для этого необходимо очистить пространство возле ДК «Россия» от торговых рядов.

«Задача эта очень непростая. Кроме торговых павильонов на территории, по которой будет организовано движение, расположены и стадион «Сокол», и ДК «Россия», и памятник воинам-афганцам. Там все достаточно сумбурно, учитывая огромное количество как санкционированной, так и несанкционированной торговли. Есть большое число павильонов, срок аренды земли под которыми закончился», – пояснил Желанов и добавил, что стадиону «Сокол» также необходим полноценный вход, так как сейчас посетители попадают туда «по крыльцу ДК «Россия».

«Эта площадь требует реконструкции в самое ближайшее время. Будет выполнен проект планировки территории», – пообещал главный архитектор Саратова.

Хоть планы у городского архитектурного ведомства и некоторых депутатов с общественниками почти что наполеоновские, они то и дело упираются в основной вопрос – финансовый, ответ на который традиционный – «нет денег». Но, оказывается, не всегда...

Поставить свечку

Тут требуется небольшое отступление. Как известно, план города Саратова был разработан в 1811 году с участием видного архитектора Вильяма Гесте и имел существенный недостаток. Несмотря на идеальную геометрическую правильность, он плохо учитывал физику местности. Огромное пространство сложнейшего рельефа саратовской котловины – это переплетение засыпанных оврагов, срытых холмов, ручейков и речек, закопанных, но не убитых, блуждающих под землей, подобно неприкаянным душам. Это забытые коллекторы и коммуникации, скотомогильники, свалки и кладбища, древние, как сам город. Чего стоит только почти метровая толща асфальтового пирога, через которую надо пробиться, чтобы ликвидировать последствия очередной аварии в исторической части Саратова. Старый малоэтажный город, не обремененный очередниками, коммуналками, был мобилен и более приспособлен к окружающим условиям. Многоэтажная застройка – стихийная и беспощадная – начала свое неудержимое шествие в послевоенные годы и достигла апогея в последнее десятилетие, сломив сопротивление города, и достигла настолько критичной массы, что впору поднимать вопрос о сносе наиболее проблемных многоэтажек.

К сожалению, приходится констатировать, что ситуация, описанная в знаковой статье «Саратов должен быть разрушен» в «Русском репортере», все же наступила. Всю центральную часть нашего города можно признать непригодной для проживания даже по низшим стандартам жизни мегаполиса. Думаю, что любой, кто выезжает за пределы Саратова, в этом не сомневается. И как бы застройщики и перекупщики, подобно Паниковскому, не убеждали нас, что «гири золотые» и это центр, «пилить» их уже не хотят даже мало осведомленные жители областной периферии. А коренные саратовцы, причем далеко не самые худшие, продолжают уезжать из города.

Даже негласное табу не одного поколения советских архитекторов – не закрывать высотными домами пространство берега Волги – эту единственную отдушину для задыхающегося Саратова – отбросили как моральный пережиток. Ныне побережье Волги – это частокол башен. Саратовский «котел» захлопнулся, и вероятность того, что «удавка» будет снята, а дома снесены, увы, невелика. По злой иронии судьбы, самая нижняя географическая точка котловины, куда стекается смог и самый токсичный воздух, – это район многострадального Городского парка (чуть ниже его располагаются устья двух малоизвестных оврагов – Кладбищенского и Дегтярного), куда так стремятся саратовцы – за свежим воздухом, а неискушенные покупатели – за недвижимостью.

Но нам пора вернуться к основной теме нашего разговора – транспортной проблеме. Когда весь центр – сплошная парковка, а «курятники» продавать все же кому-то надо, в ход идут изощренные методы.

У многих на слуху история со строительством шести 25-этажных свечек рядом с Ильинской площадью. Против данного прожекта активно выступали и экологи, и градозащитники, и урбанисты, и жильцы соседних домов. Ведь дело в том, что место, на котором началось возведение очередных свечек, это бывшее русло речки Белоглинка, на которое уже наткнулись экскаваторы, докопавшись при рытье котлованов до коллектора. К слову, в советские годы отведенный нынешними городскими властями квартал под застройку входил в территории, на которых строительство было запрещено. Но кого это остановит сегодня?

Фото Дениса Жабкина
Место, где сегодня возводятся шесть «свечек» в районе Ильинской площади, в советские годы входило в границы территории, непригодной к застройке // Страница из атласа 1-й Архитектурно-планировочной мастерской Саратовского городского совета // Фото Денис Жабкин

К тому же эта территория совершенно не предусмотрена для столь плотного строительства и по причине отсутствия сопутствующей транспортной инфраструктуры. При возведении высоток окружающая сетка и без того оживленных улиц будет парализована. Но мы не исключаем, что тут сработала лоббистская система, и недавно стало известно, что в районе Ильинской площади должна появиться новая дорожная развязка. Во всяком случае, соответствующее постановление о подготовке проекта планировки подписано сити-менеджером Саратова Валерием Сараевым. Как отмечает «Бизнес-вектор», территория охватывает саму Ильинскую площадь, а также прилегающие к ней улицы Чапаева, Серова и Шелковичную. Обеспечить работы по планировке должен городской комитет по градостроительной политике.

«Речь в документе идет о реконструкции уже существующего транспортного узла, что именно должно быть сделано – не говорится. Пока регулировка движения на пересечении этих улиц и по Чапаева в целом оставляет желать лучшего, пробки здесь стали для горожан привычным делом. А с учетом запланированного на этот год масштабного ремонта улицы Чапаева, Саратов может быть ввергнут в транспортный коллапс», – отмечает издание. Можно сказать, что проект частично уже начал реализовываться путем продления проезжей части по Новоузенской улице от Чернышевского до берега Волги.

Казалось бы, строительство новой развязки – дело благое. Но когда мы знаем, что аналогичные проекты в других районах Саратова (как на Стрелке) банально загнулись, это выглядит либо прожектерством, либо «конструктивным диалогом» с влиятельными девелоперами, пытающимися любыми путями поднять падающую популярность точечной застройки.

Оцените новость
0
архив
выпусков
1
Родники и бараны. Кумысная поляна находится на грани исчезновения
Наши чиновники грезят развитием туризма. И в то же время приходит в запустение Кумысная поляна, от нее в рамках «оптимизации» отрезается гектар за гектаром. Андреевские пруды на Кумыске находятся на грани исчезновения несмотря на все усилия экологов.
28
«Как растоптать вуз». Стиль руководства в саратовском техническом университете
Уход квалифицированных кадров, закрытие инновационных проектов, административное давление на сотрудников. Что происходит в СГТУ с назначением и.о. ректора Олега Афонина? Свидетельства очевидцев
3
«Мне под видом жилой квартиры дали нежилое помещение». Депутат-единоросс заселяет переселенцев в неприспособленные для жилья квартиры
Два года Татьяна Прутовых живет «как на вертолетной площадке» – над мини-котельной. Шум в жилой комнате превышает допустимые санитарные нормы. С застройщиком – областным депутатом Леонидом Писным, связываться не хотят ни администрация, ни жильцы.
2
Великая Отечественная. Саратовские поисковики нашли останки трех тысяч земляков
Отечественные чиновники готовятся через год помпезно отпраздновать 75-летие Победы. Но останки тысяч солдат-победителей до сих пор лежат в болотах. Их поиском занимаются только энтузиасты-поисковики.
28
Ректор-вспышка. Бывший чиновник и преподаватель фотодела рвется возглавить технический вуз
После того, как Олег Афонин начал исполнять обязанности ректора СГТУ, он забросил фотографию, всерьез увлекся наукой и получил звание доцента по математическому моделированию. Его коллеги «уже и вспомнить не могут», как давно он работает на кафедре
Реклама
Вы ведете блог и считаете, что он будет
интересен нашим читателям?
Пришлите ссылку на Ваш блог нашему редактору


>> ЦИТАТА
архив

Глава Саратова об опиловке и сносе деревьев на тротуарах
Полная версия интервью
Есть важная тема?
Сообщите дежурному редактору
сайта: [email protected]
Тел. (845-2) 27-31-18