Назначить виноватых

Оценить
Единственное, что объединяет всех высказавшихся на тему мальчика-аутиста, привязанного к стулу, собственно, сочувствие к мальчику. Его действительно жалко, как жалко каждого шестьдесят восьмого ребенка в мире, рождающегося с диагнозом аутизм. Но вешать всех собак на педагогов центра «Золотой ключик» все же не стоит.

Единственное, что объединяет всех высказавшихся на тему мальчика-аутиста, привязанного к стулу, собственно, сочувствие к мальчику. Его действительно жалко, как жалко каждого шестьдесят восьмого ребенка в мире, рождающегося с диагнозом аутизм. Как вообще всех «особенных» детей. Но вешать всех собак на педагогов центра «Золотой ключик» все же не стоит.

Да, они работают по методике, которую в цивилизованном мире не применяют с 80-х годов. Да, на смену методу насильственной концентрации внимания пришла АВА-терапия (Applied Behavioral Analysis – по-русски «поведенческая терапия»), на данный момент признанная как наиболее эффективная в коррекции поведения людей аутистического спектра. Но задумайтесь: в Саратове есть только один (!) дипломированный специалист, способный работать в рамках этой методики, как говорится, «по фэн-шую». Остальные адаптируют западные программы как умеют.

Помимо «Золотого ключика», в нашем городе есть еще несколько организаций, которые занимаются с детьми-аутистами. Их приемы не всегда бесспорны, но эти центры, действующие преимущественно на коммерческой основе, – все, что Саратов может предложить семьям, где воспитываются подобные дети.

Поэтому когда министр образования области Марина Епифанова ужасается жестокости применяемых методов и спешно открещивается от «Ключика» как от организации, не имеющей министерской лицензии на оказание образовательных услуг, а следовательно, действующей вне зависимости от официальной линии, сразу хочется задать встречный вопрос: а что конкретно министерство сотворило для этих тоже вполне конкретных детей?

Кто в департаменте образования занимается этими вопросами? Что знает сама госпожа Епифанова о ситуации с аутистами в области?

Ведь надо бы знать, каждый шестьдесят восьмой – это же серьезно. Но всегда проще найти определенных виновных и наказать. Закрыть к чертовой матери и «Золотой ключик», и другие организации в городе, которые, как, например, фонд «Океан», при отсутствии постоянного финансирования способны лишь на разовые акции (будь то иппотерапия или уроки рисования в Радищевском музее). Или детская студия «Арлекин», где даже альтернативная школа есть, только школа эта не дает аттестата о среднем образовании. А соответственно, у повзрослевших детей с расстройствами аутистического спектра не будет, как и прежде, шансов получить высшее образование и как-то устроиться в жизни.

«Как-то» – это вообще распространенное словечко, касающееся «нейронетипичных» детей. Как-то договориться с воспитателями детского сада. Как-то объясниться с директором школы. А дальше как? Я даже не говорю про райцентры, где информации еще меньше, а где-то вообще нет, и родители аутистов вынуждены прятать детей дома и переживать свое горе в одиночестве. Вести нормальный диалог с властью и образовательными учреждениями пока определенно не получается. Куда проще назначить виноватых и забыть о проблеме. И о том, что система в целом не работает.