Дожидаясь «Рысачка»

Оценить
16 января 2013 года из правительства Российской Федерации вышло постановление под номером один. В нем рассказывается о том, как можно в два раза удешевить стоимость билетов пассажирам. Всего за 300 миллионов бюджетных рублей.

16 января 2013 года из правительства Российской Федерации вышло постановление под номером один. В нем рассказывается о том, как можно в два раза удешевить стоимость билетов пассажирам. Всего за 300 миллионов бюджетных рублей. Эти деньги будут доплачиваться перевозчикам, осуществляющим полеты строго по составленному в российском правительстве расписанию.

Саратов в соответствии с этим постановлением будет связан с 11 областными центрами Приволжского федерального округа. И ему от 300 миллионов рублей причитается 20 миллионов рублей. Еще 20 миллионов в форме софинансирования саратовское правительство готово найти в областном бюджете. Вот давайте и посчитаем эффективность господдержки на примере Саратовской области.

По словам председателя комитета по транспорту, перевозчик, которого для нас выберет Росавиация, сделает в этом году 3740 рейсов по 11 направлениям. Разделим 40 миллионов рублей на число рейсов, получим меньше 11 тысяч рублей доплаты на рейс. Пусть средняя рыночная стоимость авиабилетов по новым направлениям составляет около 5 тысяч рублей. Половинная – 2,5 тысячи. При этом билеты будут оплачиваться каждому пассажиру. Чтобы узнать количество счастливых пассажиров, делим 11 тысяч рублей причитающейся на рейс доплаты на условные 2,5 тысячи рублей. И у нас получается, что для рентабельности рейсов перевозчику нужно перемещать по воздуху максимум пять человек. Ну и где у нас в России такие самолеты?

– Пока нет, – говорит саратовский Разделкин вслед за российским министром транспорта. Но дает понять, что скоро появятся. Потому что желание обновлять парк у перевозчиков есть. В январе на заседании в Самаре об этом говорилось. И не просто говорилось, а были предметные предложения от президента государственной транспортной лизинговой компании о приобретении самолетов малой вместимости.

На брифинге Разделкина речь шла о двух самолетах малой вместимости – Л-410 (он же «Чебурашка», он же «Турбалет») и «Рысачок». Л-410 и сейчас, как и 40 с лишним лет назад, производят на чешском заводе. Вот только принадлежит он теперь Уральской горно-металлургической компании. Со сбытом у завода проблемы. Как сообщает РБК, самолет дорог в обслуживании. Хотя, возможно, несколько машин купит в нынешнем году государственное предприятие «Аэропорт Оренбург».

«Рысачок» – самолет самарский. Его лет шесть назад начали разрабатывать для практического обучения будущих летчиков. Причем задания разработчикам все время менялись. Сначала хотели просто небольшой самолет, с которого можно было десантировать парашютистов. Потом число парашютистов уточнили до 15, увеличив максимальную коммерческую нагрузку самолета с 1000 кг до 1500 кг, что потребовало усиления конструктивных элементов пола самолета. Потом решили увеличить скорость и много чего еще усовершенствовать. Подробно о злоключениях «Рысачка» можно прочитать в блоге хорошо знающих тему специалистов. Например, по адресу http://alexeyvvo.livejournal.com/.

Но гораздо важнее сейчас другая информация. Вчера самарские СМИ сообщили, что начинаются сертификационные испытания «Рысачка». Они продлятся около полутора лет, и если будут успешными, то начнется серийное производство самолетов. Испытывать будут все пять опытных образцов. Так что рассчитывать на них в 2013 году не приходится.

И на чем же прикажете выполнять эту сырую недоношенную программу? Это только наивный чиновник Разделкин может свято верить в то, что раз федеральное правительство взялось за дело, то всё будет по им просчитанному. Но вот я лезу в Интернет узнавать российский опыт. И читаю, что в сентябре 2010 года компания «Томск-Авиа» по просьбе региональных властей начала перелеты по маршруту «Томск – Новосибирск – Омск». И вроде правильно посчитали, что за 800 рублей наберется три раза в неделю достаточное число пассажиров на Ан-24. Но через семь месяцев убытки компании от участия в эксперименте составили 25 миллионов рублей, и многообещающие межрегиональные перевозки прекратились.

Вполне возможно, что с экспериментом в ПФО всё закончится так же. Только убытки какая-то компания понесет более значительные. Такие, после которых, может, и не оправится, освободив широкую рыночную дорогу какому-нибудь более умному перевозчику, со стороны наблюдавшему за теми, кто не смог отказать правительству. Вот, например, представители ЮТэйр вроде уже отказываются участвовать в данном проекте, потому что водить легкие самолеты – «это не зарабатыванием денег, а по-другому называется». Саратовскому чиновнику Разделкину эту позицию на брифинге журналисты процитировали. Но он в нее не поверил.