Прошлогоднее повышение стоимости проезда в Саратове проверяют на предмет картельного сговора

Оценить
Прошлогоднее повышение стоимости проезда в Саратове проверяют на предмет картельного сговора
Фото Сергей Долгополый
Летом 2018 года все перевозчики увеличили цену билета до 23 рублей.

Сегодня, 26 апреля, в управлении ФАС по Саратовской области прошло первое заседание по делу о возможном нарушении антимонопольного законодательства при повышении тарифов на проезд в общественном транспорте Саратова с 17-18 рублей до 23 рублей, которое произошло летом прошлого года.

Разбирательству предшествовала жалоба председателя саратовского регионального отделения политической партии «Российский общенародный союз» Павла Галактионова, направленная в ведомство еще в начале ноября.

В своем письме активист отмечает, что 16 июля 2018 года городская дума Саратова приняла решение о повышении стоимости проезда в муниципальном общественном транспорте с 17 до 23 рублей при оплате наличными. Сразу же после этого, 18 июля, глава города Михаил Исаев своим постановлением временно (до 1 января 2019 года) снял с частных перевозчиков обязанность уведомлять о повышении стоимости проезда не менее чем за полгода, и в итоге к 1 августа они также подняли стоимость поездок до 23 рублей.

«Таким образом, имеются признаки ценового сговора администрации МО «Город Саратов» в лице главы города Исаева М.А. и участников, осуществляющих пассажирские перевозки по городу Саратову: муниципального унитарного производственного предприятия «Саратовгорэлектротранс», акционерного общества «Автокомбинат-2», акционерного общества «Межгородтранс», общества с ограниченной ответственностью «Икар-Авто», - считает Галактионов.

В конце марта этого года региональное УФАС приняло решение возбудить дело о нарушении антимногопольного законодательства, сославшись на поручение ФАС России провести проверку по факту ситуации со стоимостью проезда в Саратове на предмет нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции». Согласно этой статье признаются картелями и запрещаются соглашения между конкурентами, работающими на одном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию определенных цен, тарифов, скидок, наценок и так далее.

«Увеличение цены [проезда] на 5 рублей, что составляет 29% по сравнению с ранее действующей ценой, не объясняется ни экономическими, ни иными факторами, уровень инфляции за 2017 год значительно меньше повышения цен на проезд (2,52%). Кроме того, АО «Автокомбинат - 2», ОАО «Межгородтранс», ООО «Икар-Авто», МУПП «Саратовгорэлектротранс» обслуживают разное количество маршрутов, эксплуатируют разное число транспортных средств, используемых на каждом обслуживаемом маршруте, численность персонала не является одинаковой, из чего следует, что расходы перевозчиков не могут быть одинаковыми, а повышение стоимости проезда на одну и ту же величину не может быть экономически обоснованной для каждого хозяйствующего субъекта, - говорится в определении УФАС. - Таким образом, с учетом единовременного повышения цены проезда и провоза багажа на одну и ту же величину, Саратовское УФАС России приходит к выводу, что перевозчиками совершены синхронные и последовательные действия, свидетельствующие о скоординированности и активности действий хозяйствующих субъектов».

В связи с этим, полагают в антимонопольной службе, в действиях перевозчиков усматриваются признаки нарушения закона. Комиссия, которая должна разобраться в этом деле, поручила ответчикам в срок до 20 апреля предоставить письменные пояснения по рассматриваемому вопросу. Кроме того, в качестве дополнительных участников УФАС решило привлечь комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации Саратова, а также Павла Галактионова.

На первом заседании комиссии, где председательствовала заместитель руководителя саратовского УФАС Ольга Лобанова, никто из присутствовавших представителей перевозчиков не смог предоставить калькуляцию себестоимости поездок по Саратову, которые, в числе прочего, запрашивала антимонопольная служба. Представители ОАО «Межгородтранс» и ООО «Икар-Авто» пожаловались, что уведомления о проведении заседания и список вопросов к ним они получили лишь 24-25 апреля, из-за чего подготовить соответствующие документы не успели.

Представитель ООО «Икар-Авто», выступая перед комиссией, заверил, что решение о повышении стоимости проезда директор компании принял единолично еще в мае прошлого года, и ни с кем его не согласовывал. Кроме того, отметил юрист компании, перевозчик первым среди ответчиков поднял стоимость проезда - еще 27 июля, а не 1 августа.

«Я могу предположить, что другие перевозчики просто решили подтянуться до этого уровня после нас», - высказал свою версию он.

В качестве экономического обоснования повышения стоимости проезда представитель «Икар-Авто» указал на то, что последний раз на общественном транспорте в Саратове она устанавливалась еще в 2014 году, когда эти тарифы были регулируемыми. С тех пор уровень инфляции, по его подсчетам, составил 32,17%. Исходя из этого, поездка должна стоить 23 рубля 79 копеек, но фирма решила «пойти людям на встречу» и повысить стоимость проезда не так сильно.

С ноября 2017 года, отметил он, общественный транспорт в Саратове стал работать по нерегулируемым тарифам, и частные перевозчики получили право устанавливать для пассажиров любую плату за свои услуги.

То, что перевозчик не поднял стоимость проезда на своих маршрутах сразу же, как получил такую возможность, представитель «Икар-Авто» объяснил непрофессионализмом менеджмента. По словам юриста, в компании не сразу увидели открывшуюся возможность для получения дополнительной прибыли и продолжали работать по старой схеме.

Возможной причиной того, что глава Саратова Михаил Исаев распорядился приостановить действие пункта требований к осуществлению перевозок, касающегося обязанности предпринимателей заранее извещать о планах по изменению тарифов, юрист назвал решение Верховного суда РФ, который в рамках одного из рассмотренных дел ранее признал подобные ограничения для бизнеса неправомерными.

Представители других ответчиков либо не явились, либо отказались от подробных комментариев, сославшись на отсутствие времени для подготовки.

В итоге комиссия решила отложить рассмотрение дела.