«Потерпевший» по делу буденновской правозащитницы рассказал на суде, что написать заявление его уговорили полицейские
Вчера, 23 апреля, городской суд города Буденновска Ставропольского края начал рассмотрение уголовного дела в отношении руководителя правозащитной организации «Матери Прикумья» Людмилы Богатенковой.
Напомним, 73-летнюю больную диабетом общественницу поместили в СИЗО в октябре прошлого года, предъявив обвинение в мошенничестве по заявлению фигуранта дела, которое правозащитница вела четыре года назад. Позже выяснилось, что сразу два человека написали заявления, согласно которым, правозащитница присвоила в общей сложности 900 тысяч рублей.
Поддержать Богатенкову в Буденновск отправилась председатель саратовского отделения Союза солдатских матерей Лидия Свиридова. Как она пояснила корреспонденту ИА «Свободные новости», на суде Свиридова присутсвует в качестве слушателя и представляет правозащитную общественность.
Как отмечают коллеги ставропольской общественницы, уголовное преследование в отношении неё началось сразу после того, как она обнародовала списки российских военнослужащих, погибших, предположительно, во время боевых действий на Украине.
Как рассказала корреспонденту нашего издания Лидия Свиридова, на вчерашнем заседании суда Юрий Дубровин, проходивший по делу в качестве потерпевшего, сказал, что заявление написал в начале октября 2014 года по совету высокопоставленных сотрудников полиции, которые нашли его сами, вызвали к себе и озвучили предложение. При этом мужчина никогда за какой-либо помощью к обвиняемой не обращался.
Дубровин, по его словам, сказал, что подумает, но через несколько дней правоохранители снова вызвали его и провели беседу, результатом которой и стало заявление о том, что Людмила Богатенкова завладела его деньгами в сумме 800 тысяч рублей.
«Для тебя эти деньги не будут лишними, сказали они мне» - отметил Дубровин, добавив, что уже несколько лет является безработным. На вопрос судьи, где он взял деньги, чтобы передать обвиняемой, Дубровин ответил, что занимал у друзей, но когда суд просил назвать этих друзей, он отказался. Кроме того, в заявлении он написал, что преступление нанесло ему существенный материальный ущерб, но при этом заявил, что деньги Богатенковой ему не нужны, и их нужно отдать в детский дом.
Вторая потерпевшая - Вера Хоребина - заявила, что Богатенкова попросила у неё в долг сто тысяч рублей, и деньги якобы она передала при свидетельнице в офисе комитета солдатских матерей. Свидетельница эта на предварительном следствии и в ходе расследования заявила, что никаких денег в её присутствии никто Богатенковой не передавал.
«Тут еще есть один аспект. При сопоставлении показания Дубровина и Хоребиной, стало ясно, что они познакомились, только когда стали писать заявления, а до этого даже не знали друг друга, - рассказала Свиридова. - Отвечая на вопрос защитников, Юрий Дубровин рассказал, что после того как его пригласили в полицию и он вернулся домой, ему позвонила по телефону Вера Хоребина при том, что он ей никогда номера не давал. Таким образом, становится понятно, что координировали двух этил людей полицейские».
По словам саратовской общественницы, обвинение вызвало очень многих свидетелей. Трое ключевых, которые должны были подтвердить факты передачи денег, просто отказались явиться, и суд принял решение привести их принудительно. Юрия Дубровина также доставили на заседание принудительно, а до этого он игнорировал повестки.
Кроме того, в ходе заседания судья дважды дал негативную оценку участию в процессе представителя гособвинения.
«Во-первых, прокурор опоздал на сорок минут без объяснения причин. Судья вынес частное определение относительно неуважительного отношения к суду представителя гособвинения, - рассказала Свиридова. - Во-вторых, вчера полный день был посвящен допросу свидетелей обвинения. Руководить допросом должна сторона, их вызвавшая. Прокурор в течение всего дня проявлял демонстративное безразличие к процессу. Судья был вынужден сделать ему замечание, что тот не задает вопросов свидетелям. Судья раздраженно сказал: «Вы сидите, а вместо вас допросом свидетелей мне приходится руководить самому, что ненормально».
В свою очередь адвокаты обвиняемой Андрей Сабинин и Виталий Зубенко попросили вызвать в суд в качестве свидетелей всех упомянутых Дубровиным полицейских. Данное ходатайство было удовлетворено.
«Я и раньше подозревала с большой долей уверенности, что дело сфабриковано, а прослушав вчера свидетелей обвинения, я окончательно в этом уверилась. Я уверена в том, что никто никаких денег Богатенковой не передавал. Я пришла к выводу, что первый «потерпевший» либо оговаривает Богатенкову по просьбе сотрудников полиции, либо он эти деньги где-то потратил и свалил на Богатенкову, чтобы оправдаться перед родственниками. Безразличие прокурора вселило в посетителях уверенность в том, что исход дела ему заранее известен, и он просто не хочет тратить силы и эмоции даже на формальное участие в процессе», - констатировала Лидия Свиридова.
Следующее заседание по делу Людмилы Богатенковой запланировано на 19 мая.