Замыкая круг

06.05.2017, 09:10
Андрей Сергеев
Комментарии:0
Просмотры: 757

Печально, но от этого никуда не уйти – в Саратове стремительно исчезают концертные площадки. Из последних потерь – казалось бы, незыблемый «Черчилль». Однако и им приходят на смену новые. Так, вновь открылся «RedBar». Но главным достижением может стать превращение в полноценную концертную площадку арт-центра «Пионер». Так получилось, что в этом обзоре мы начинаем и заканчиваем им. Хорошее совпадение.

MgzavrebiI

Кто: Mgzavrebi
Где: Пионер
Когда: 29 марта

Редкий концерт оставляет чувство полного удовлетворения. Когда уверенно можешь сказать: всё ровно так и должно было выглядеть. Так что одним из главных номинантов на несуществующую премию «Лучший концерт года в Саратове» могло бы стать выступление фолк-рок группы Mgzavrebi, впервые приехавшей в наш город.

Привозили грузин «Наше радио», которые после многолетнего перерыва вновь начинают свое вещание в Саратове. На пресс-конференции перед концертом директор радиостанции Ренат Хасянов подробно рассказывал об истории «Нашего радио» и о том, что после 15-летнего перерыва они вновь продолжили свою работу (с 1 декабря 2016 года). Пока что основная сетка строится вокруг московской программы, однако у местного «Нашего радио» есть и свой час саратовского вещания – с 12 до 13, когда идет программа «Самое время». Правда, вопрос продвижения саратовских артистов, как и расширения местного вещания, – вопрос будущего. Пока же Хасянов больше рассказывал о планах информационной поддержки грядущих мероприятий.

Присутствовали на пресс-конференции и двое участников Mgzavrebi – вокалист Гиги Дедаломазишвили и клавишник Давит Угрехелидзе. Обычно подобные мероприятия проходят скучно, но в этом случае музыканты сразу очаровали местную прессу своими живыми и небанальными рассказами о том, как их узнали в России благодаря писателю Евгению Гришковцу, почему не стоит называть себя коренным тбилисцем, даже если твои родители уже родились в столице Грузии и многом другом. Да и как могут не очаровать люди, которые признаются, что в курсе, что место, в котором они играют, раньше было католическим собором, а наши маленькие улочки со старинными домами им очень понравились. В общем, очень душевная была конференция.

А через несколько часов начался и сам концерт. К тому моменту «Пионер» уже порядком набился, и, если честно, такой ажиотаж вокруг группы вызвал удивление. Нет, Mgzavrebi, конечно, достаточно известны в нашей стране, но 600-800 человек на их концерте, похоже, было неожиданностью для всех. В Саратове сейчас такое количество зрителей мало кто способен собрать. При этом, что удивительно, «Пионер» не трещал по швам.

Кстати, пару слов о самой площадке. Дебют грузинской группы в Саратове стал дебютом и для бывшего кинотеатра в этом качестве. У меня были опасения, что «Пионер» не очень подходит для этих целей, но, к счастью, все оказалось ровно наоборот – прекрасный свет, прекрасный звук, наконец, отличная вместительность. После того, как прекратил свое существование в прежнем виде рок-клуб «Варьете», Саратову не хватало именно такого заведения.

Mgzavrebi играли без малого два часа. А потом еще в течение часа Гиги фотографировался абсолютно со всеми желающими. Мне кажется, эти слова полностью говорят о том, что услышали и увидели саратовские зрители. То, что грузины презентовали свой новый альбом Iasamani, но при этом предоставили поклонникам возможность услышать и старые хиты, понятно и так. Что в первых рядах было много их соотечественников – тоже очевидно. Самое же важное, что музыканты действительно представили свое творчество во всей красе. Творчество, которое – редкий случай – слушал и стар, и млад – более разношерстной публики на концертах я давно не встречал.

Это, и правда, один из лучших концертов года.

Мистер БыдлоцыклII

Кто: Мистер Быдлоцыкл
Где: Metro
Когда: 2 апреля

Время от времени в Саратов заезжает питерская группа «Аффинаж» – по справедливому замечанию многих, одна из главных отечественных молодых групп. Которая не просто делает качественную музыку, но делает это по-своему – много ли вам известно артистов, которые играют нуар-шансон? «Мистер Быдлоцыкл» (МБ) – это сайд-проект «Аффинажа», почти идентичный ему по составу, да и музыкально имеющий немало точек пересечения. Но одна принципиальная разница есть: если «Аффинаж» – это серьезный проект со своей своеобразной мифологией, то МБ – это чистый воды стёб. Стёб, правда, специфический: во-первых, аранжировки у проекта вполне себе солидные и по-аффинажевски мелодичные, во-вторых, стёб тут с вывертом. Как некогда написал про их музыку коллега Бранимир, это «апофеоз абсурдизации романтики в стиле шансон и АУЕ («Арестантский Уклад Един» – молодежная субкультура, эстетизирующая тюремную жизнь. – Прим. авт.)», а «чтобы писать такие яркие провокационные песни, надо по-настоящему, люто ненавидеть все быдлячье, что так ловко выдается за “людское”«. В общем, в полку «Кровостока», Михаила Елизарова и того же Бранимира с ВИА «Кали-Югенд» прибыло. Другое дело, что если вышеперечисленные проекты делают свое дело «серьезно» и за их стёбом скрывается невеселое лицо, то МБ все-таки попроще: и тексты у них не такие изощренные, и атмосфера на концерте слишком несерьезная, чтобы слушатели прониклись сатирой проекта. Да и публика у них молодая, знает многие песни наизусть и приходит, в первую очередь, оторваться. Наконец, сами «аффинажи-быдлоцыклы» выглядят все-таки как интеллигенты в костюмах гопников, то бишь не совсем натурально. Так что у случайного зрителя катарсиса не произойдет. При этом музыканты в спортивках (в Саратове это были Эм Калинин и Сергей Сергеич – ½ «Аффинажа») между песнями часто стараются поддержать образ со сцены и не брезгуют обильно сдобренными нецензурной лексикой шутеечками.

Тот вывод, который рождается после концерта – это то, что МБ любят все-таки как проект «Аффинажа». Слишком уж многочисленная публика была и слишком тепло принимала она эту группу, а многие песни и вовсе пелись наизусть – как всегда и бывает у этих ребят. Но, увы, не всех это цепляет. А может, просто я не «выкупаю» их творчество.

Liza & KayIII

Кто: Liza & Kay
Где: Machine Head
Когда: 5 апреля

Вот чем всегда радовал Machine Head, так это тем, что предоставляет площадку интересным немецким и французским артистам, которые в Саратов привозят местные языковые центры. Одним из таких коллективов стал дуэт из Германии с предельно простым названием Liza & Kay.

Не буду скрывать, я думал, что их выступление может получиться достаточно скучноватым: все-таки инди-фолк – это специфическая музыка, которая нравится в основном девочкам-хипстерам. Поначалу мои опасения оправдывались с поправкой на то, что все-таки вживую дуэт смотрится поинтересней, чем в записи. А вот второе отделение заставило изменить свое мнение: ребята стали играть более танцевальные песни, под которые хотелось двигаться. Да и сложно, в конце концов, стоять с каменным лицом, когда сами музыканты просто излучают свет своими улыбками. Наконец, при всей внешней простоте их музыки нельзя не отдать должное профессионализму: дуэт извлекал максимум звука из своей минималистичной музыки, а Кай, помимо игры на гитаре, еще и умудрялся параллельно отстукивать педалью для бас-барабана по футляру для своего основного инструмента. Получалось хорошо. Все-таки предприимчивый и экономный народ немцы!

Жаль только, что содержание их песен могли понять только носители языка. Иногда зрителям говорили, о чем рассказывает тот или иной текст, но все равно легкая грусть из-за языкового барьера сохранялась – инди-фолк не дэт-метал, тут без текста насладиться музыкой в полной мере не получится. Впрочем, порой этот барьер своеобразно прорывался, когда Лиза вдруг включала русские слова в песни: «Не стоит всё правильно делать». Получалось очень мило.

А еще очень душевно смотрелось пение в зале вместе со зрителями финальной песни. Прием, конечно, не нов, но зато всегда указывает, что приятную атмосферу создать удалось. Вот и Лиза с Каем исключением не стали.

Звезды российского джазаIV

Кто: Звезды российского джаза
Где: Консерватория
Когда: 15 апреля

К таким мероприятиям всегда относишься с опаской: поймешь или нет. Все-таки когда ты привык ходить на рок-концерты, у тебя вырабатывается привычка оценивать любое выступление с точки зрения энергии, которую музыкант дает зрителю, реакции публики, интерактивности и т.д. и т.п. Попадая на классический джазовый концерт, понимаешь, что все это не работает: что сдержанные, но выразительные аплодисменты после сольной партии одного из музыкантов могут сказать о реакции не меньше восторженных криков, а легкие покачивания головой – о настоящем наслаждении музыкой. Не говоря уже про то, что люди хотят услышать не собственный материал джазмена, а филигранную и чувственную интерпретацию известного стандарта, что на противников каверов вообще действует как красная тряпка на быка.

Концерт звезд российского джаза – коллаборация, в которую вошли прекрасно известные ценителям Алексей Кузнецов (народный артист России), Виктор Епанешников, Алексей Подымкин (который в прошлом году уже выступал в филармонии с Камиллой Турман) и Николай Дудкин с Макаром Новиковым. Прекрасный состав, что уж говорить.

Столь же прекрасной была и программа. На джазовые концерты, повторюсь, люди ходят, наверное, не столько для того, чтобы услышать, что будет сыграно, сколько для того, чтобы увидеть, как это будет сделано. А в коллективе, где двум прославленным мэтрам на двоих 150 лет (так шутил Кузнецов), тем более. В эти моменты особенно хорошо понимаешь, чем качественная музыка отличается от посредственной – умением жить этими мелодиями. Звезды российского джаза действительно так и делают.

Желтая гораV

Кто: Желтая гора
Где: Пионер
Когда: 28 апреля

Фестиваль «Желтая гора» наконец-то снова в строю. Правда, складывается ощущение, что те два года, что его не было, стали не просто паузой, а серьезной проверкой на жизнеспособность. Сейчас уже ни для кого не секрет, что с рок-концертами в городе все довольно печально (народ ходит неохотно), а рок-фестивали переживают не лучшие времена. «Желтая гора» был не единственным рок-фестивалем в городе, но, пожалуй, именно он, наряду с презентацией SIM (к слову, тоже переживающей не лучшие времена), воспринимался как главное рок-событие города. Организатор фестиваля – предприниматель Андрей Руфанов – анонсировал проведение со временем опен-эйра, но сейчас об этом и речи не идет. Напротив, сильнее стали звучать призывы подхватить у него это дело, поскольку заниматься фестивалем тяжело, а бросать не хочется. Именно поэтому в 2017 году впервые было решено обойтись исключительно своими, саратовскими группами и не призывать иногородних артистов. И даже конкурса, как в прошлый раз, не случилось – организаторы просто пригласили тех артистов, которых хотели видеть.

В общем, когда в конце апреля я шел на фестиваль, то был морально готов к тому, что ничего сверхъестественного не увижу. Слишком уж очевидными были проблемы. Было понятно, что о прошлогодних рекордах посещаемости не идет и речи (Олег Елкис пишет, что было 250-300 человек, но мне кажется, на деле было еще печальней). Заявленный в афише «неожиданный сюрприз», очевидно, не намекал на приезд именитого хедлайнера – такие вещи анонсируются заранее. Но поводы для радости тоже были: во-первых, собрался действительно хороший состав участников, во-вторых, выбор в качестве концертной площадки «Пионера». Все-таки ФОК «Звездный», в котором в последнее время проводился фестиваль, так и не стал своим, а «Пионер» на Mgzavrebi очень хорошо себя зарекомендовал.

Открывал фестиваль Лёша Лока со своей группой. Выступает артист крайне редко, а в этом составе, весьма звездном по саратовским меркам, и вовсе впервые. Нечасто приходится такое говорить, но открывавшая фестиваль группа оставила, возможно, самые яркие впечатления после своего выступления. Во многом, правда, в силу того, что Лёша Лока одной ногой стоит в поп-музыке и немного разбавляет слишком строгую форматную политику «Желтой горы». А еще – перед последней песней Лёша вызвал на сцену свою сестру, которой прямо там сделал предложение ее молодой человек. Конечно, даже в нашем городе такое уже делалось, но все равно это очень мило.

Ветераны «Хайдеггержив» и Gonnalon традиционно показали, что держат марку. Gonnalon вообще отдельно порадовали – с годами, как хорошее вино, они только становятся лучше и очень органично вносят новые детали в свое творчество.

Одним из новичков «Желтой горы» стала группа «Мой шторм». Их, впрочем, новичками язык не повернется назвать – слишком активно эти молодые люди любят выступать. Это не осуждение. На прошлом фестивале группы еще не было (хотя в отборе участвовала Harold T. Wilkins, часть состава которой и образовали «Мой шторм»), а к этой «Желтой горе» коллектив уже подошел в статусе одного из лучших в городе и, наверное, самого интересного из тех, что появились в последние два года.

Очень яркое выступление выдалось у развеселой группы «Жабъ», пожалуй, главного конкурента «Мой шторм» за звание лучшей молодой группы. «Жабъ» – отличный подарок для тех, кто любит не слишком серьезный пэган-метал с раздолбайской атмосферой веселья. Правда, все еще не покидает ощущение, что перформанс для них пока стоит на первом месте.

На контрасте с «Жабъ» выступили разрекламированные ведущим Radioaction. Прогнозируемо ребята сделали акцент на новых песнях, которые войдут, видимо, во второй альбом. К сожалению, выступлению помешали серьезные проблемы со звуком. Временами казалось, что в зале началась перестрелка. А в остальном все хорошо, все на уровне. Хотя оценили это далеко не все – по лицам многих в зале было заметно, что после несерьезных «Жабъ» сложная и умная музыка Radioaction банально не заходит и кажется скучной.

На закрывавших концерт Gordon Blaze ряды «Пионера» поредели еще сильней, и у сцены остались только самые стойкие. Может быть, поэтому выступление аксакалов саратовского хард-рока получилось несколько тусклым. Притом не только в переносном, но и в буквальном смысле – создалось впечатление, что про свет на их выступлении просто забыли.

А что же «неожиданный сюрприз»? А им оказалось короткое выступление детского вокально-танцевального коллектива «Step up». Странный сюрприз, но многим понравилось. Что ж, фестивалю нужна была изюминка, ее нашли...

Вот такой получилась «Желтая гора». Вроде и неплохой, но, очевидно, не такой интересной, какой была раньше. И что будет в дальнейшем – непонятно совсем. Сейчас создается впечатление, что фестиваль превратился в дорогой чемодан без ручки, который, как известно, нести тяжело, а бросить жалко. И, судя по всему, подстраховывать пока некому.

Куда пойти в мае

7 – 1. «Пошлая Молли» в «Metro». Вход: 300-500 рублей. 2. Mysterra в «M.Place». Вход: 300 рублей.

9 – 1. Big Russian Boss в «Gatsby». Вход: 800-1600 рублей. 2. Minaret в «Metro». Вход: 300 рублей.

13 – «Все праздники мои» в «M.Place».

14 – 1. Hexis & Moro Land в «Metro». Вход: 300 рублей. 2. Fading Distance в «M.Place». Вход: 200-300 рублей. 3. «Градусы» и Manizha на Набережной. Вход: свободный.

17 – Ensslin в «Metro». Вход: 300 рублей.

22 – Yanix в «Gatsby». Вход: 800-1400 рублей.

23 – 1. Олег Аккуратов и квартет Игоря Бутмана в Консерватории. Вход: 1200-2500 рублей. 2. Znaki в «Machine Head». Вход: 600 рублей. 3. Евгения Смольянинова в Филармонии. Вход: 1000-1300 рублей. 4. «Канцлер Ги» в «Metro». Вход: 400-600 рублей.

27 – Bumble Beezy в «Metro». Вход: 600-1200 рублей.

31 – Звезды детского «Голоса» в Театре драмы. Вход: 600-2300 рублей.

Оцените статью
0

ВЫБОР РЕДАКЦИИ

24.11.2016
Подпишись на «Газету недели в Саратове»
Оформите бесплатную подписку на рассылку PDF-версии издания.
18 (432)
от 23
мая
2017
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
1
Хвост, чешуя – дело государственное
Чем больше рыбы, тем крепче продовольственная уверенность.
Наше трезвое счастье
Неожиданно подумал, что знаменитый указ от 16 мая сейчас помнят только пятидесятилетние россияне и, понятное дело, те, кто старше. А ведь кажется, еще вчера только было.
Фронт пошел на бой с мусором
В Саратове состоялся рейд по несанкционированным свалкам.
Размытые тайны прошлого
История маленького села в большой стране.
Хотели 27 миллиардов, а получили в 10 раз меньше
Новый механизм льготного кредитования заработал не для всех.
Реклама


>> ЦИТАТА
архив

Политик Алексей Навальный о России, где президентом стал он
Полная версия интервью

>> СОЦСЕТИ