ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 3 (231) от 29.01.2013
максимальное приближение

Учитесь читать — хотя бы до ста!

Действительно ли «100 книг» и «100 фильмов» для школьников ориентированы на школьников?
Комментарии:0
Просмотры: 845

Песня о Ленине
(слова Татьяны Спендиаровой)

Мы знаем, великий Ленин
Заботлив и ласков был.
Он взял бы нас на колени,
С улыбкой бы нас спросил:

«Ну, как вам живётся, дети?»
И наш бы звенел ответ:
«Мы всех счастливей на свете, –
Так выполнен твой завет!»

В последнее время власть изо всех сил старается показать, как она заботится о детях. Вспомнить хотя бы пресловутый «закон подлецов», еще не принятый плод фантазий парламентеров – «антигейский» закон, а также совсем еще свежий «детский» скандал между Россией и Финляндией. Государство не только оберегает подрастающее поколение от всяких извращенцев и прочих американцев, но и предохраняет от нравственного растления. Министерство культуры определило, что нужно читать в свободное время, а что смотреть. Поговаривают, к списку «100 книг для школьников» приложил руку сам Владимир Владимирович и потому его называют «путинским» списком.

Добрый дедушка сейчас хоть и не так активно строит для детей дворцы, парки, лагеря, но, наверное, был бы не прочь попасть в этот список в каком-нибудь рассказе вроде «Путин и печник», «Путин и пчёлы». По крайней мере известно, что список корректировался во всесильной администрации президента.

100 книг: «Почему заодно не включить «Майн кампф»?»

История списка «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых к самостоятельному прочтению» началась год назад, когда премьер Владимир Путин в своей предвыборной статье призвал: «В некоторых ведущих американских университетах в 20-е годы прошлого века сложилось движение за изучение западного культурного канона. Каждый уважающий себя студент должен был прочитать 100 книг по специально сформированному списку. Давайте проведем опрос наших культурных авторитетов и сформируем список 100 книг, которые должен будет прочитать каждый выпускник российской школы».

Конкурс на составление списка выиграл Санкт-Петербургский государственный университет, на это ему выделили 480 тысяч рублей из федерального бюджета.

Черновой список, составленный по предложениям регионов, был опубликован на сайте Knig100.spbu.ru с предложением проголосовать всем желающим. Лидерами народных симпатий стали экранизированные произведения советской классики: «Двенадцать стульев», «А зори здесь тихие…». Развернулась нешуточная дискуссия: «А где же Гроссман?», «Ну и где же «Тихий Дон»?», «А где величайший ум современности: М. М. Жванецкий?»

После согласования с минобразования, министерством культуры и администрацией президента список претерпел значительные изменения. Руководитель проекта в петербургском госуниверситете профессор Елена Казакова отметила, что согласование «превратилось в бурный политический процесс».

Политики, деятели культуры и искусства живо откликнулись своими комментариями. Некоторые считают, что список – хороший ориентир для школьника и их родителей в море разносортной литературы. Но скептиков оказалось больше. По их мнению, составление подобных обязательных, рекомендованных министерством образования списков формируют у детей отвращение к чтению вообще.

Сами школьники оценили новшество по-разному. На одном из молодежных форумов школьница отозвалась: «Ну, это, конечно, хорошо, что министерство образования создаёт такие списки, все произведения заслужено туда попали, но мне кажется, что для начала надо прививать любовь к чтению. Мы недавно на уроке читали «Асю», так почти каждый не мог прочитать маленький кусочек без ошибок, потом выяснилось, что половина и не понимали значения многих слов, так что, я думаю, сначала нужно произведения попроще начинать читать, а уж потом переходить на классику».

Другой вопрос: где и когда читать все эти книги? Уроки внеклассного чтения практикуют далеко не во всех школах в средних, а тем более старших классах. Выпускные девятый и одиннадцатый классы полностью загружены решением литературных задачек из ГИА и ЕГЭ. Получается, что учитель может лишь что-либо рекомендовать к самостоятельному прочтению.

Писатель Лев Гурский:

ПРИ ГОСПОДИНЕ МЕДИНСКОМ ЖДАТЬ НИЧЕГО ДРУГОГО НЕ ПРИХОДИЛОСЬ

Лев Гурский«На мой взгляд, тенденция к составлению подобных списков, мягко говоря, туповата. Мы возвращаемся к советской традиции, когда регламентировалось всё и вся. Это напоминает склонность советской власти к круглым числам, со всеми их пятилетками и количеством заводов и колхозов. Почему сто?! Почему не девяносто?! Почему не сорок пять? Не тринадцать? Откуда вообще взялось это мистическое число сто?

С другой стороны – тяга к бульварной упрощенности. В списке есть произведения, которые и так есть в школьной программе, скажем, «Чук и Гек» и так далее, которые школьник и так прочтет, поскольку учится в школе. А местами этот список очень странный.

Например, не только меня, наверно, удивило появление книги некоего Горянина «Россия: история успеха». Этот человек никому не известен, он написал всего несколько книг. Видимо, он какой-то знакомый нынешнего министра культуры Мединского. И мне совершенно непонятно, почему эта книга оказалась равнозначна книгам Виктора Астафьева, Натана Эйдельмана, братьев Стругацких.

Меня также удивило включение в список книги Боханова «Император Александр III». Кто такой Боханов? Никогда в жизни эту фамилию не слышал. И почему именно Александр III? Почему нет книги Александра Архангельского «Александр Первый», очень-очень хорошей? Почему нет книги об Александре II?

Еще меня очень удивило и насторожило появление в этом списке для школьников книги философа Ивана Ильина «О России. Три речи». Там есть фраза: «фашизм был прав, поскольку исходил из здорового национально-патриотического чувства, без которого ни один народ не может ни утвердить своего существования, ни создать свою культуру». То есть школьникам предлагается изучать творчество человека, который не только до, но и после Второй мировой войны считал фашизм позитивным явлением.

Тогда почему бы не включить в этот список заодно и «Майн кампф» – там про фашизм сказано с еще большей патетикой!

Всё как-то вписывается в такую эклектическую атмосферу, которая царит вокруг всех веяний нынешнего министра культуры. Я совершенно этому не удивлен. При господине Мединском и ждать ничего другого не приходилось и не пришлось, что этот человек выведет список, в котором не будет Бердяева, не будет антифашистов, зато будет Иван Ильин, который сочувствует фашистам. Это для меня абсолютно неприемлемо. Это какое-то дикое извращение».

Преподаватель русского языка и литературы одной из саратовских школ Наринэ Шахназарян:

СПИСОК НЕПЛОХОЙ, НО... НЕСИСТЕМНЫЙ

Наринэ Шахназарян«Поскольку я фронтально внеклассного чтения не провожу, а могу порекомендовать что-то по индивидуальным интересам, важно, чтобы родители могли контролировать чтение ребенка там, где учитель не сможет их направлять. В этой связи хорошо бы поставить тексты в разные группы в зависимости от класса школьника, а то «Уральские сказы» Бажова и Лотман стоят рядом, и непонятно, в каком возрасте что читать. Упорядочить нужно и по тематическим группам: что относится к истории русского народа, что к культуре, что к литературе в чистом виде.

Некоторые тексты, конечно, вызывают недоумение: «Конармия» Бабеля, «Белая гвардия» Булгакова – зачем школьнику их читать, тем более без текстов-комментариев и самостоятельно?! «Мой Дагестан» – не совсем общеинтересная книга, ее можно вводить в школах с этнографическим компонентом».

100 фильмов: «Великое видится на расстоянии»

Параллельно со списком книг разрабатывался и будоражил общественность список 100 фильмов для школьников. Идея ввести в школах уроки, на которых ученики изучали бы сотню фильмов, принадлежит… правильно, угадали – Никите Михалкову, председателю Союза кинематографистов России.

Министр культуры Владимир Мединский поручил департаменту кинематографии проработать порядок выбора фильмов. Было решено составить отдельно список 100 отечественных и 100 зарубежных. На сайте министерства и ряда СМИ проходило голосование, далее список откорректировали специалисты ВГИК, других университетов кино и телевидения, Госфильмофонда России, Союза кинематографистов. Затем сотрудники министерства занимались получением прав на показ отобранных фильмов.

Права на показ зарубежных фильмов оказалось получить сложнее и дольше, поэтому пока обнародовали только список отечественных кинолент. В него включены, например, «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова и «А зори здесь тихие» Станислава Ростоцкого, «Ёжик в тумане» Юрия Норштейна, «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая и «Щит и меч» Владимира Басова.

Об этой идее тоже много спорят. «Почему включили «А», почему не включили «Б»?» На самый популярный вопрос «Почему список отечественных фильмов заканчивается на 90-х годах?» Владимир Мединский многозначительно ответил «Великое видится на расстоянии».

Учителя беспокоятся, не станет ли просмотр этих фильмов обязательным в школах. Где взять столько преподавателей, где добыть техническое оборудование, найдутся ли для этого немалые средства? Как найти время для коллективного просмотра картин и их обсуждения в перегруженном расписании школьников?

Саратовский режиссер-кинодокументалист Григорий Гришин:

СБРОСИЛИ ИНФОРМАЦИОННУЮ БОМБУ…

Григорий Гришин«Я могу сказать, что составление подобных списков – дело, конечно, увлекательное и приятное, но бесполезное. Оно нацелено не столько на учеников, не столько на школу, сколько на их родителей. Адресат всей этой деятельности – это российское общество. Нынешний министр культуры Владимир Мединский по своей основной деятельности пиарщик. Внесение этого списка – это, конечно, работа с российским широким обществом, но никак не забота о кинообразовании и медиаобразовании российских школьников.

Ведь сам подход – цель отобрать что-то лучшее – очень архаичен и провинциален для современного медиаобразования. Сейчас мировое образование работает для того, чтобы прививать конкретные навыки по оценке, умению прочтения произведений искусства, умению работать с текстами. А мы всё по-прежнему пытаемся навязать какие-то эталоны.

Цель этого списка – чтобы люди поговорили о нем, чтобы отвлечь их от каких-то других вещей. Сбросили информационную бомбу – и все начали обсуждать, кто что смотрел, что не смотрел, это надо, это не надо. В этом смысле, конечно, очень удачный пиар-ход. Как мне кажется, он достиг той цели, которую перед ним ставили.

Второй целью может быть, конечно, что некоторые организации и здравствующие режиссеры получат от государства некие финансовые средства за использование их авторских прав. Кстати, мало кто отмечал существующую взаимосвязь между списком фильмов и списком книг для школьников: например, то, что в списке литературы присутствует книга матушки Никиты Сергеевича Михалкова Наталии Кончаловской. Таким образом, в общем составе этих двух списков семья Михалковых берет уверенное первое место».

Ключевые слова: 100 книг, 100 фильмов, дети
Оцените новость
0
18 (432)
от 23
мая
2017
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
1
Хвост, чешуя – дело государственное
Чем больше рыбы, тем крепче продовольственная уверенность.
Наше трезвое счастье
Неожиданно подумал, что знаменитый указ от 16 мая сейчас помнят только пятидесятилетние россияне и, понятное дело, те, кто старше. А ведь кажется, еще вчера только было.
Фронт пошел на бой с мусором
В Саратове состоялся рейд по несанкционированным свалкам.
Размытые тайны прошлого
История маленького села в большой стране.
Хотели 27 миллиардов, а получили в 10 раз меньше
Новый механизм льготного кредитования заработал не для всех.
НАШИ РУБРИКИ:
7 дней с Дмитрием Козенко, pro & contra, «Саратовские страдания», а где-то есть тёплые страны, банковская отчётность, беседы с инсайдером, билет до детства, блогосфера, былое, вы можете помочь, гадание на символе, город, граффити, деду Морозу и не снилось!, деловые женщины, день работников ЖКХ, залп хлопушек, интервью, информация, итоги года, итоги года: культура, итоги года: политика, каталог, конфетти, краем глаза, кстати сказать, максимальное приближение, нам отвечают, ничего смешного!, новости, новости вековой давности, новости полувековой давности, новости полуторавековой давности, общество, объявление, печальные итоги: экономика, письмо в редакцию, политика, получите подарочек!, примите наши поздравления!, путешествия, Радаев. Итоги, разговор у ёлки, регион, реклама, репортаж, с Новым годом!, с праздником!, с юбилеем!, серпантин: день за днём, сновидения, события, спорт, удивило!, фейерверк, фото недели, фоторепортаж, экономика
Реклама


>> ЦИТАТА
архив

Политик Алексей Навальный о России, где президентом стал он
Полная версия интервью

>> СОЦСЕТИ