ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 46 (225) от 04.12.2012
общество

За дешевой Книгой

У библиофилов нашего города есть большой выбор вариантов: где купить хорошую литературу по приемлемой цене
Комментарии:0
Просмотры: 884

То, что Интернет и компьютеры – главные враги печатной продукции (как книжной, так и СМИ), говорится давно и серьёзно. И не без оснований. Основной причиной является банальная экономия денег. В то же время многие люди не готовы отказаться от шуршания бумаги, запаха типографской краски и банального, но столь приятного чувства, «когда ты держишь в руках книгу». Здесь уже Интернет не помощник. Конечно, книжку можно заказать и через Всемирную сеть. Многие наивно полагают, что это даже будет стоить дешевле: мол, почти всегда наши магазины делают серьезные наценки. На самом деле всё совсем не так, и, как говорится в старинной поговорке, кто ищет, тот всегда найдет.

Условно все места, где торгуют дешевой книжной продукцией в Саратове, можно разделить на четыре типа: книжные лавки, книжные развалы, букинистические магазины (а также их разновидность – букинистические отделы в больших книжных магазинах, хотя они почти выродились) и частные точки (многие частники, правда, на улице не работают, а отвечают на заказы).

Принцип № 1: значительная дешевизна

В одном из недавних интервью нашей газете книготорговец Иван Соловьёв назвал себя спекулянтом, так как сам назначает цену своей продукции в зависимости от ситуации с каждой конкретной книгой. С этой точки зрения спекулянтами можно называть всех книготорговцев – с той поправкой, что больше на эту роль подходят букинисты и тем более частники. Что же касается книжных лавок и книжных развалов, то там частенько соблюдается выверенная ценовая политика.

Скажем, столь популярная в народе продукция издательской группы «Азбука-классика» в мягком переплете в развалах непременно стоит 25 рублей, а в лавках – на пару рублей дороже. Правда, в той же лавке изредка попадаются и более дорогие экземпляры этого издательства, в том случае если автор редкий и ранее в лавку не поступал. К слову, в обычных книжных магазинах продукция этого издательства, как правило, стоит 100-180 рублей, то есть в 4-7 раз выше.

«Азбука-классика» – хороший, но не самый яркий пример. Цены в развале и в обычных книжных могут различаться в десять (!) раз. Скажем, продукция серии «Золотой фонд мировой классики» издательства «АСТ МОСКВА» в развале будет стоить 90 рублей, а в обычных магазинах может достигать 900 рублей. К слову, ценовая политика – это основное различие развалов и лавок. Внешне они мало различаются: обычные небольшие магазины со стеллажами и книгами на любой вкус и цвет (хотя, разумеется, книги не одни и те же). Однако «Книжный развал» и «Книжная лавка» в Саратове – конкуренты. В первых книги дешевле, зато вторых в городе больше – пять против трех.

Сравнивать цены в развалах и лавках сложно: какую-то выверенную систему уловить трудно. Единственное, можно сказать, что в лавке книги дороже обычно раза в полтора-два, чем в развале. Разница бывает и выше: малое собрание сочинений Вирджинии Вулф в лавке стоило 250 рублей, в развале – 90. Однако и то, и другое меркнет в сравнении с липецким «Миром книги», откуда книга пришла в лавку. В том обычном книжном она стоила 649 рублей. Хозяин одного из букинистических магазинов Сергей Гнип объясняет это следующим: видимо, в развалах книга продается по закупочной цене плюс определенный процент для магазина.

В лавках же идет индивидуальная работа с товаром: там смотрят, сколько готов заплатить покупатель, и исходя из этого устанавливают цену. Потому книги даже из одной серии могут различаться в цене. Лавки, наверное, являются самыми дорогими из дешевых книжных магазинов. При этом у них самая активная, практически агрессивная политика рекламы: на магазине всегда весит зазывная вывеска о том, что здесь можно приобрести книгу даже за 30 рублей, а вокруг торговой точки всегда кружатся зазывалы, раздающие рекламные листки. Оно и понятно: предлагая самые высокие цены среди магазинов дешевой книги, они должны отбивать клиентов у конкурентов. Однако выдержат ли лавки конкуренцию – вопрос, потому что с каждым днем о развалах и букинистах узнает всё больше и больше народу.

Показателен такой пример: ранее на Московской и Некрасова была книжная лавка. Через дорогу от нее находился наиболее популярный книжный развал. Лавка, заметим, появилась позже, а сейчас ее нет – на этом месте располагается магазин «Камины». Развал же продолжает торговать. Не выдержала лавка конкуренции или просто решила переехать – вопрос. Заходили в тот магазин достаточно вяло.

О ценах частников говорить практически не имеет смысла: тут хозяин барин. Каждую книгу он оценивает по-своему. При этом надо учитывать издательство, тираж, год, наличие или отсутствие автографа, сохранность и массу фактов, о которых обычно покупатель даже не задумывается. Скажем, много ли экземпляров этой книги есть в Саратове, а также каков читательский спрос на нее. Ведь совершенно очевидно, что том «Мертвых душ» Гоголя будет стоить копейки по сравнению с «Улиссом» Джойса (очень часто спрашиваемого в лавках и развалах), собранием сочинений Сигизмунда Кржижановского или «Капиталом» Карла Маркса.

Попадаются среди частников и продавцы с конкретной ценовой политикой. Скажем, один продавец на СХИ продает любую или почти любую книгу за 50 рублей. При этом я у него покупал «Иосифа и его братьев» Томаса Манна в двух томах за те же 50 рублей. Видимо, он придерживался логики, что надо брать не за количество томов, а за произведение.

В Саратове есть несколько букинистических магазинов. Один из них, с самыми приемлемыми ценами при достаточно широком выборе, располагается на углу Первомайской и Соборной. Есть в этом магазине книги и по 100 рублей, есть и по 50 (целый стенд), в центре зала лежат книжки по 20 и даже по 10 рублей (при этом не стоит думать, что по 10 рублей продается исключительно ширпотреб или то, что есть у каждого: мне попадались среди них и такие авторы, как Сергей Булгаков и Рудольф Штайнер).

В «Букинисте» на улице Слонова цены, как правило, повыше, но и выбор литературы там иной, чем в первом магазине. Иногда попадаются и довольно редкие книги вроде «Пушкинского дома» Битова, которую не найдешь ни в одном другом книжном магазине Саратова. Объясняется это наценками. Скажем, в первом букинисте они составляют 10 процентов на комиссионку и 20 процентов на остальной товар. В других букинистах, понятное дело, наценки выше.

Принцип № 2: формирование ассортимента

Здесь, прежде всего, необходимо развеять миф, который хоть и не без оснований, но возник в сознании большинства: если магазин продает дешевую книгу, значит, эта книга никому не нужна. Короче, ширпотреб. Конечно, основания для такого мнения имеются, до конца с этим согласиться нельзя.

В развалах и книжных лавках продукция формируется по такому принципу: сюда привозят остатки тиражей, то есть плохо раскупаемую продукцию. Здесь можно увидеть как действительно плохую литературу, с тиражом которой ошиблось издательство, так и просто литературу на любителя. Скажем, мне удалось купить две книжки малоизвестного в России немецкого писателя и философа Эрнста Юнгера за сущие копейки. Сюда же следует прибавить и книги с браком. Новые книги подвозят каждый день, хотя не всегда можно заметить существенные изменения, даже если ты месяц не был в магазине. Но бывает, что и через день полки меняются до неузнаваемости.

Тематика книг самая различная – здесь можно найти всё. По моим наблюдениям, лучше всего уходит классика художественной литературы, женские романы и детективы, фантастика, книги о знаменитых личностях и детская литература, хуже – исторические и особенно юридические книги: они быстро устаревают.

У частников принцип формирования товара прост: что оказалось на руках, то и пускают в оборот. Книги у книготорговца появляются разными путями – что-то продается из собственной библиотеки, что-то отдали родственники и друзья. Есть и менее красивые способы обретения товара – продажа выброшенных книг (бывают и из мусорок).

Не брезгуют частники и откровенной примитивной спекуляцией: купил в книжном развале или букинистическом магазине, потом продал дороже. Таких продавцов узнать очень легко – они завсегдатаи магазинов дешевой книги, берут литературу как постоянные покупатели, частенько со скидкой и в больших количествах, нередко целую серию целиком. Покупатели их не любят, но не потому что те на них наживаются потом, а потому что перекупщики успевают снять сливки – редкие и уникальные книги обычно просто не успевают дойти до полки: их оставляют частникам. А даже если книга попала на полку, часто наведывающийся в магазин частник успеет ее перехватить.

В букинистических магазинах принцип формирования ассортимента несколько иной: остатки тиражей туда не приходят, покупать из развалов и лавок, чтобы потом перепродать, невыгодно. Идет индивидуальная работа со всем, что поступает в магазин.

Типичный пример: у человека умер родственник, у которого была большая библиотека. Наследнику книги не нужны, но деньги за библиотеку он получить хочет. Что делает наследник? Приходит в букинистический или лавку (в книжных лавках, кстати, старые букинистические книги попадаются, в отличие от развала) и спрашивает, возьмут ли у него эти книги и сколько он за них получит. В большинстве случаев ему говорят, что всё, что он принес, не имеет никакой ценности и максимум, на что готовы пойти, – это оставить всё это у себя, чтобы потом просто люди взяли бесплатно (а в букинистах бывает и такое).

Обращаются к букинистам и те люди, которые по каким-то причинам не могут сами сбыть книги (нет времени или возможности), но хотят это сделать. При этом они могут установить цену на книгу. Так как у букинистов для постоянных покупателей торг уместен, то можно купить книгу дешевле. Тем не менее, букинисты в проигрыше едва ли остаются и особенно выезжают за счет дорогих изданий. Однако и здесь покупатель, скорее всего, выгадает, если возьмется сравнивать с аналогичным товаром в Интернете.

Скажем, автор этой статьи купил в букинистическом магазине за 400 рублей «Историю немецкой литературы» в трех томах издательства «Радуга». На одном из популярных торговых сайтов этот трехтомник стоит 3700 рублей, и это уже после 500-рублевой скидки. И едва ли торговец не знал об этом. Просто сам трехтомник пришел к нему еще дешевле, и прибыль продавец уже получил.

* * *

Еще одна отличительная особенность букинистического магазина от развалов и лавок заключается в том, что книги – далеко не единственный, а порой и не главный источник дохода. Букинисты специализируются и на антиквариате: картины, предметы интерьера, монеты, часто – грампластинки, патефоны и значки. Их товар куда разнообразнее магазинов дешевой книги, где кроме книг попадаются только канцтовары. Как объясняет Гнип, выручка с книг всегда стабильна, но не высока, и ни один букинист не выжил бы, продавая только литературу. Поэтому непрофильный товар книготорговцев выручает.

Помимо цен и специфического формирования ассортимента, у всех этих магазинов есть и своя постоянная публика – библиофилы, преподаватели вузов и школ, любительницы женской прозы. В большинстве случаев покупатели хорошо подкованы, потому что, идя в такой магазин, ты идешь зачастую не за конкретной книгой, а за дешевой книгой, поэтому надо научиться распознавать по аннотации или одной-двум страницам, стоит ли издание того, чтобы его читали. Потому и персонал подобных книжных достаточно хорошо разбирается если и не во всем ассортименте (поскольку поток книг нескончаем), то в авторах уж точно, и не станет, как в обычных книжных, переспрашивать тебя: «Какой автор? Троцкий? А пишется через «ц» или «тс»? И про что написал?»

Тем не менее, нельзя сказать, что будущее у этих магазинов безоблачное и что им не грозит участь «Лас-Книгаса» и «Литеры». Конкуренция на книжном рынке нешуточная. А с массовым внедрением электронных книг читатель может вообще перестать покупать книги, во всяком случае обычные. Когда я спрашивал Гнипа о том, почему ему просто не повысить цены, он спокойно ответил: «А кто будет покупать? К нам потому и идут, что у нас самые маленькие наценки и потому доступные цены».

Кстати, один из букинистических магазинов меняет место дислокации и переезжает с насиженного и «прикормленного» места – с Первомайской на Сакко и Ванцетти, 47. Потому как на Первомайской отсутствует центральное отопление, из-за чего приходится пользоваться обогревателем. Это обходится каждый зимний месяц в 8000 рублей. А книжками в данном случае топить преступно!

Ключевые слова: книги, литература
Оцените новость
0
18 (432)
от 23
мая
2017
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
1
Хвост, чешуя – дело государственное
Чем больше рыбы, тем крепче продовольственная уверенность.
Наше трезвое счастье
Неожиданно подумал, что знаменитый указ от 16 мая сейчас помнят только пятидесятилетние россияне и, понятное дело, те, кто старше. А ведь кажется, еще вчера только было.
Фронт пошел на бой с мусором
В Саратове состоялся рейд по несанкционированным свалкам.
Размытые тайны прошлого
История маленького села в большой стране.
Хотели 27 миллиардов, а получили в 10 раз меньше
Новый механизм льготного кредитования заработал не для всех.
НАШИ РУБРИКИ:
7 дней с Дмитрием Козенко, pro & contra, «Саратовские страдания», а где-то есть тёплые страны, банковская отчётность, беседы с инсайдером, билет до детства, блогосфера, былое, вы можете помочь, гадание на символе, город, граффити, деду Морозу и не снилось!, деловые женщины, день работников ЖКХ, залп хлопушек, интервью, информация, итоги года, итоги года: культура, итоги года: политика, каталог, конфетти, краем глаза, кстати сказать, максимальное приближение, нам отвечают, ничего смешного!, новости, новости вековой давности, новости полувековой давности, новости полуторавековой давности, общество, объявление, печальные итоги: экономика, письмо в редакцию, политика, получите подарочек!, примите наши поздравления!, путешествия, Радаев. Итоги, разговор у ёлки, регион, реклама, репортаж, с Новым годом!, с праздником!, с юбилеем!, серпантин: день за днём, сновидения, события, спорт, удивило!, фейерверк, фото недели, фоторепортаж, экономика
Реклама


>> ЦИТАТА
архив

Политик Алексей Навальный о России, где президентом стал он
Полная версия интервью

>> СОЦСЕТИ