ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 20 (248) от 04.06.2013
общество

Дух Обломовки витал над Саратовом

Конец весны сотрудники музея Чернышевского встретили двумя мероприятиями
Комментарии:0
Просмотры: 640

Вечер 30 мая в музее Чернышевского выдался насыщенным. В пять пополудни открылась выставка «Современники», посвященная 185-летию со дня рождения Н. Г. Чернышевского и 200-летию со дня рождения И. А. Гончарова. Параллельно с этим на улице должны были пройти традиционные мастер-классы известных саратовских художников, скульпторов и мастеров декоративно-прикладного искусства. Однако не всё вышло гладко.

В указанное время любители искусства, придя в музей, попали бы только на открытие выставки, но не на мастер-классы, которые, впрочем, состоялись чуть позже. О причинах этого мы скажем ниже, а пока перенесемся на открытие выставки.

«Современники», как пояснила Ольга Прокофьева, старший научный сотрудник музея-усадьбы, – это одна из выставок, входящих в комплекс мероприятий по празднованию 185-летия со дня рождения Николая Гавриловича. Она стала совместным результатом деятельности музея Чернышевского и историко-мемориального центра-музея имени Гончарова (Ульяновск). В прошлом году наш музей-усадьба принимал участие в праздновании 200-летия со дня рождения автора «Обломова». Теперь настала очередь ульяновцев познакомить жителей Саратова со своей передвижной выставкой.

Директор музея Галина Муренина рассказала, что в будущем посетителей ждут и выставки музеев из других городов. Рабочим названием «Современников» первоначально было «Гончаров и Симбирск», однако затем оно было отброшено, поскольку экспонируются предметы не только ульяновцев, но и музея Чернышевского. Хранитель отдела редкой книги Татьяна Конкина провела собравшимся экскурсию, особое внимание уделив портрету писателя Николая Майкова. С его семьей дружил Гончаров и у них же познакомился с Елизаветой Толстой, которая, впрочем, предпочла Мусина-Пушкина. Кроме того, на экспозиции представлены портреты родных и знакомых писателя – Авдотьи Гончаровой (матери), самой Елизаветы Толстой, ставшей прототипом героини «Обломова» Ольги Ильинской, а также Николая Трегубова, крестного и фактически воспитателя Гончарова. Присутствуют на выставке и фотографии Симбирска конца 19 века, иллюстрации к произведениям «И. И. Обломов и А. М. Пшеницына», «Фрегат “Паллада” в море», «Приезд Штольца к Обломову», а также прижизненные раритетные издания его сочинений: «Обломов» 1859 года, «Современник» № 2 за 1860 год. Говорили о самом Гончарове: так, преподаватель юридической академии Иван Пырков поведал, что разговоры о сходстве писателя с его самым знаменитым персонажем, издавна ведущиеся филологами, подтверждаются даже такими, на первый взгляд, не столь очевидными фактами, как тем, что и Иван Александрович всю жизнь хотел съехать со съемной квартиры подобно Обломову. В сущности, пояснил он, «Обломов» – это роман о возвращении домой, точнее, невозвращении в Обломовку.

Есть подозрение, что дух Обломовки витал в тот вечер и над музеем. Во дворе. Только Обломовка имела совсем иную этимологию – от слова «облом». Потому что примерно так можно было охарактеризовать ситуацию с «мастер-классами на усадьбе». Дело в том, что еще за неделю до мероприятия сотрудники музея передавали автору статьи, что в этот раз планируются не просто традиционные рассказы мастеров ручной работы, что да как делается, а, скорее, действо, приближенное к мини-фестивалю, с обширной программой и большим количеством участников. На деле же в силу различных обстоятельств так не вышло.

В 17:00 на улице шел дождь, и мастерам пришлось срочно свою продукцию убирать. А затем началась выставка, видимо, переманившая часть потенциальной аудитории в стены музея. Да и участников мастер-классов было в этот раз примерно столько же, сколько в прошлый. Как и зрителей, пожалуй, тоже. Иными словами, вышел традиционный мастер-класс, который проводится в музее в конце каждого месяца, но на праздник он не потянул всё же. Принесенное мастером по резьбе дерева Петром Атапиным «чудо-дерево» не было символически «посажено», как оговаривалось, а просто стояло на стуле, так и не наряженное игрушками. Запланированные хороводы детей с распеванием песен тоже не случились: детей было не так уж много. И это печально, особенно если учесть, что немногочисленные пришедшие на мастер-классы люди были очень заинтересованы в том, что увидели: у того же Атапина самые юные ценители искусства в который раз с удовольствием раскрашивали фигурки из дерева (они изготавливаются с помощью лазерной резки) под чутким руководством мастера.

Взрослые с интересом рассматривали тряпичные куклы, глиняные игрушки, поделки из бисера. Последние изделия были представлены Ксенией Черемисовой. Ксения занимается бисероплетением с семи лет. Несмотря на достаточно юный возраст (21 год) она уже год состоит в союзе мастеров, ведет мастер-классы: «Начинаем с азов – от простых маленьких бисерных брелочков, затем переходим к сложным вещам типа колье и браслетов». Помимо бисероплетения она занимается изготовлением бижутерии, значков, небольшими игрушками. На столике Ксении были представлены и четыре яичка из дерева, которые изготовил ее муж. На вопрос, много ли раскупается игрушек на мастер-классах, Черемисова отметила, что основная масса людей приходит уже потом. Во многом потому, что изделия из игрушек недостаточно увидеть, их нужно еще и потрогать, поделать самому. Кроме того, она поведала, что 8 июня во дворе Союза художников откроется выставка «Дворик мастеров».

Оцените новость
0
18 (432)
от 23
мая
2017
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
Хвост, чешуя – дело государственное
Чем больше рыбы, тем крепче продовольственная уверенность.
Наше трезвое счастье
Неожиданно подумал, что знаменитый указ от 16 мая сейчас помнят только пятидесятилетние россияне и, понятное дело, те, кто старше. А ведь кажется, еще вчера только было.
Фронт пошел на бой с мусором
В Саратове состоялся рейд по несанкционированным свалкам.
Размытые тайны прошлого
История маленького села в большой стране.
Хотели 27 миллиардов, а получили в 10 раз меньше
Новый механизм льготного кредитования заработал не для всех.
НАШИ РУБРИКИ:
7 дней с Дмитрием Козенко, pro & contra, «Саратовские страдания», а где-то есть тёплые страны, банковская отчётность, беседы с инсайдером, билет до детства, блогосфера, былое, вы можете помочь, гадание на символе, город, граффити, деду Морозу и не снилось!, деловые женщины, день работников ЖКХ, залп хлопушек, интервью, информация, итоги года, итоги года: культура, итоги года: политика, каталог, конфетти, краем глаза, кстати сказать, максимальное приближение, нам отвечают, ничего смешного!, новости, новости вековой давности, новости полувековой давности, новости полуторавековой давности, общество, объявление, печальные итоги: экономика, письмо в редакцию, политика, получите подарочек!, примите наши поздравления!, путешествия, Радаев. Итоги, разговор у ёлки, регион, реклама, репортаж, с Новым годом!, с праздником!, с юбилеем!, серпантин: день за днём, сновидения, события, спорт, удивило!, фейерверк, фото недели, фоторепортаж, экономика
Реклама


>> ЦИТАТА
архив

Политик Алексей Навальный о России, где президентом стал он
Полная версия интервью

>> СОЦСЕТИ