ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 46 (460) от 26.12.2017
былое

Младший сын, старший внук

Борис Лобач-Жученко доказывал, что пароход «Челюскин» не пригоден к длительному плаванию в Арктике...
Комментарии:0
Просмотры: 388

В 1890-е годы в Саратове в небольшом доме на Угодниковской (ныне Ульяновской, дом не сохранился) улице проживала семья Марко Вовчок (Мария Александровна Вилинская): сама писательница-народница, её муж Михаил Демьянович Лобач-Жученко и сыновья. Старший сын (от первого брака) Богдан Афанасьевич Маркович – известный журналист, а младший – Борис Михайлович Лобач-Жученко (1875–1938) – впоследствии моряк, участник русско-японской войны, учёный, инженер-механик флота, специалист по авиационным и судовым двигателям, автор ряда книг по истории морского флота и авиации.

С Борисом была связана семейная тайна: на самом деле он приходился Марии Александровне не сыном, а внуком. Настоящие мать и отец мальчика – Богдан Маркович и Елизавета Корнильева – не состояли в законном браке, поэтому молодая женщина скрыла от своих родителей беременность и рождение ребёнка. А поссорившись с Богданом, она и вовсе оставила маленького Борю на попечение Марко Вовчок. Мария Александровна и Михаил Демьянович воспитали Бориса как своего сына, а в 1891 году усыновили его.

Борис рос любознательным мальчиком, «пылкого и энергичного характера». С детства он зачитывался приключенческими романами, а «Пятнадцатилетний капитан» Ж. Верна «звал его в море». Видимо, любовь к морской стихии и кораблям юноша унаследовал от воспитавшего его М.Д. Лобача-Жученко, морского офицера.

В мае 1894 года, окончив 7-й класс саратовского Александро-Мариинского реального училища, Борис поступил юнгой на «Голубку» – маленькое парусное двухмачтовое судно, отправлявшееся с грузом из Астрахани в порты кавказского побережья. «Ставить паруса, стоять у штурвала – это легко», – весело сообщил он в письме. Вернувшись из плаванья и успешно выдержав экзамены, юноша был принят в число студентов Петербургского практического технологического института.

В Саратове его ждала любимая девушка – Елизавета Николаевна Валькова. Она была сиротой и находилась на иждивении старшей замужней сестры. Борис решил жениться и... встретил резкий протест со стороны родителей. Сестра Лизы владела модной мастерской, в которой работали по найму несколько девушек, и с позиции Вовчок хозяйка её была «эксплуататором». А может быть, родителей пугал неудачный опыт раннего брака старшего сына. Бедным влюблённым ничего не оставалось, как обвенчаться без родительского благословения. В госархиве Саратовской области в метрической книге церкви села Михайловка Саратовского уезда сохранилась актовая запись от 1 сентября 1896 года об их бракосочетании. Невесте было 20 лет, жениху, студенту 3-го курса, – 21 год.

Окончив институт, Борис начал службу на кораблях Тихоокеанской эскадры младшим инженером-механиком. Русско-японская война застала его на Балтийском флоте, однако в любой момент он мог оказаться на Дальнем Востоке. Россия собиралась купить у Аргентины 4 новых крейсера и отправить их на усиление Тихоокеанской эскадры. Борис Михайлович находился в числе офицеров, назначаемых на эти корабли.

После окончания русско-японской войны Б.М. Лобач-Жученко был переведён на судостроительный завод в портовый город Або (сейчас Турку, Финляндия). Там он участвовал в политических демонстрациях и митингах и поплатился за это: в 1906 году последовала его отставка.

...Стройки в годы сталинских пятилеток восхищали Бориса Михайловича дерзким размахом и широтой. Однако трезвый ум инженера брал верх над эмоциями. В кругу близких он говорил: «Система-то хороша, но плохие исполнители». В 1933 году Лобач-Жученко пытался доказать специальной комиссии, созданной для определения пригодности парохода «Челюскин» к длительному плаванию в Арктике, что корпус «Челюскина» не сможет выдержать сжатия во льдах; к тому же у него были слабые паровые котлы. Как известно, в феврале 1934 года судно было раздавлено льдами в Чукотском море.

К сожалению, Борису Михайловичу не удалось избежать репрессий. После возвращения с Соловков он преподавал в Московском механико-машиностроительном институте имени Н.Э. Баумана.

Бориса Михайловича не стало в мае 1938 года. Он умер от «тяжёлого сердечного заболевания» и похоронен в Тарусе.

Оцените новость
0
архив
выпусков
Продано на стройматериалы. Культурное наследие немцев Поволжья разбирают на кирпич
В селе Орловское Марксовского района разбирают историческое здание – школу немецкой постройки. Жителям, которые пытаются остановить разбор, угрожают. Угрозы не пустые – некоторым активистам из Маркса кирпичи в окно уже залетали.
6
Мастера класса. Где в Саратове можно послушать великих
Наш бесстрашный корреспондент вновь окунулась в самую пучину. Нет, она не устроилась грузчиком-дворником-водопроводчиком. Она посетила семинары, где ее всяким умным штукам обучали великие люди – по крайней мере, считающие себя таковыми.
2
От самолетов до кукурузной палочки. Вектор развития саратовской индустрии
Этот год нельзя назвать удачным для саратовской промышленности. Список закрывшихся предприятий и заводов, близких к банкротству, растет постоянно. Правительство хладнокровно наблюдает за этим процессом.
Дом №13 был невидимкой, пока чиновники не объявили «несуществующим» обитателям войну
Городские власти тридцать лет не замечали жильцов аварийного здания на 2-м проезде Азина. В советское время это жилье им выдали как временное, служебное. Потом о людях и домах забыли. Теперь выселяют – «хоть под забор, хоть на теплотрассу».
2
У бывших губернаторов три пути: госслужба, бизнес, тюрьма. И как вариант – заграница
Осенняя череда отставок губернаторов – не первая в современной истории России. Сейчас отставники ждут новых назначений (или арестов). Мы же пишем о том, как устроились главы регионов, отправленные в отставку в прошлые годы.
Реклама
НАШИ РУБРИКИ:
(не) удивило!, 7 дней с Дмитрием Козенко, pro & contra, «Саратовские страдания», а где-то есть тёплые страны, банковская отчётность, беседы с инсайдером, билет до детства, блогосфера, былое, вы можете помочь, гадание на символе, Газета Недели в Саратове, год минувший, город, городские подробности, граффити, деду Морозу и не снилось!, деловые женщины, день работников ЖКХ, есть что вспомнить, залп хлопушек, интервью, информация, итоги года, итоги года: культура, итоги года: политика, каталог, конфетти, краем глаза, кстати сказать, максимальное приближение, нам отвечают, ничего смешного!, новости, новости вековой давности, новости полувековой давности, новости полуторавековой давности, новость недели, общество, объявление, печальные итоги: экономика, письмо в редакцию, политика, получите подарочек!, примите наши поздравления!, путешествия, Радаев. Итоги, разговор у ёлки, регион, реклама, репортаж, с Новым годом!, с праздником!, с юбилеем!, серпантин: день за днём, скорбим, сновидения, события, спорт, твоей помощи ждут, три соседа, удивило!, уходящая натура, факт недели, фейерверк, фото недели, фоторепортаж, что там у других?, экономика


>> ЦИТАТА
архив

Глава Саратова об опиловке и сносе деревьев на тротуарах
Полная версия интервью
Есть важная тема?
Сообщите дежурному редактору
сайта: [email protected]
Тел. (845-2) 27-31-18

>> СОЦСЕТИ