ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 36 (450) от 10.10.2017
интервью

Денис Драгунский: Слухи о смерти бумажной литературы преувеличены

Комментарии:0
Просмотры: 875

Третья Международная книжная ярмарка-фестиваль «Волжская волна» прошла в Саратове на минувшей неделе. Её гостями в этом году стали писатели Александра Маринина, Денис Драгунский, Павел Крусанов, Вячеслав Пьецух и Анна Гончарова.

Писатель, журналист, публицист Денис Драгунский дал «Газете недели в Саратове» эксклюзивное интервью.

– Денис Викторович, что вас привело на книжную ярмарку в Саратов?

– Клариса Пульсон (московский литературный критик, участник «Волжской волны». – Прим. авт.). Она позвонила и спросила: «В Саратов поедем?» – «Поедем!». Я люблю ездить по городам России. Не так давно был в Екатеринбурге на мероприятии для гимназистов, например. Особенно мне было лестно, что там был урок по моим произведениям. Два урока о новелле – я свои рассказы им вслух читал. И был урок по Чехову – как правильно надо понимать рассказы Чехова. Дело в том, что Антон Павлович был политизированный писатель, просто мы этого уже не считываем.

– Например?

– Например, в рассказе «Дом с мезонином», понятно, любовь Мисюсь и художника. Но про что этот рассказ? Это рассказ о полемике левых радикалов писаревского толка и либералов-постепеновцев. Художник – левый радикал, который предлагает всё отнять и поделить, чтобы все работали по три часа в день, и тогда все остальные вопросы решатся сами собой. Художник говорит: вот вы здесь занимаетесь разными мелочами – надо вам построить фельдшерский пункт, здесь построить школу, местное самоуправление развивать. А надо решить главный вопрос общественной несправедливости, несправедливого разделения труда и разделения средств. Лида Волчанинова, напротив, говорит, что надо строить фельдшерские пункты, школы. Художник возражает: школы не нужны – нужны университеты. Это прямая цитата из Писарева. Писарев сказал, что судьба народа решается не в школах, а в университетах.

– Я-то всегда считала, что самая дурацкая фраза в школе – это «подумайте, о чем хотел сказать писатель».

– Чехов, может, ничего и не хотел сказать. Просто он настолько находился в гуще этой жизни, что в своем творчестве отражал эти дебаты.

– Чехов был современным Фейсбуком?

– Конечно. У Чехова огромное количество таких вещей.

– А как дети эту политическую полемику воспринимают?

– Хорошо воспринимают и понимают. Дети прекрасно всё воспринимают, если с ними правильно поговорить. Как и люди вообще.

У меня был интересный опыт. Однажды меня пригласили в одном московском парке прочитать лекцию про Чехова. Просто так – люди гуляют, я читаю. Пришло человек 15: старички, старушки, молодые люди с девушками. Послушали. Просят: можете ещё нам рассказать? Я предложил им собраться через неделю на том же месте. Только, чтобы время не терять на пересказ, попросил заранее прочитать рассказ Чехова «Ариадна». И вы знаете, они все пришли с прочитанным рассказом.

– Денис Викторович, вы начинали как автор в Живом Журнале и сейчас многие зарисовки публикуете в Фейсбуке. Как уживаются литература и новые технологии? Имеет ли смысл выпускать бумажные книги? Раньше развлекала литература, а теперь развлекают социальные сети.

– Давайте договоримся – литература не только развлекает. Огромное количество литературы имеет практическое значение. Поваренная книга, книга «Как стать стервой» или «Как не быть стервой», «Как управлять людьми». Рассказывал мне один издатель: самая популярная книга, за счет которой его издательство публикует интеллектуальную литературу, – это «Как лечить ноги навозом». Уже вышло 10 млн экземпляров, но рынок требует ещё и ещё. Что ж поделаешь?

Нет, литература не только для этого нужна. Литература и высокоинтеллектуальная, и формульная, то есть дамские романы, детективы и т.п. – это тренинг человеческих способностей. Она тренирует наши социальные навыки. Мы узнаем, что такое мошенничество, что такое верность, что такое обман, что такое наказание, преступление и так далее. Но литература «большая», она же фундаментальная, составляет всего лишь три, максимум пять процентов из всего, что выпускается под грифом «художественная литература». Все остальные 95–97 процентов – это фэнтези, детективы, любовные романы.

Имейте в виду, что 95 процентов изданных книг за всю историю книгоиздания ни разу не переиздавались.

Имейте также в виду, что если взять книгохранилище объемом 5–7 млн экземпляров (Национальная библиотека), то выяснится, что две трети книг не запрашивались пользователями на разу за всю историю книгохранилища. Это три полезных сведения о литературе, которые сразу отрезвляют.

– В библиотеках ведь не только художественная литература хранится, но и всякие справочники, статистические данные и т.п.

– Что интересно, техническая литература запрашивается интенсивнее, чем художественная. Я могу себе представить человека, которому потребовалось описание крестьянских изб Саратовской губернии. Но мне трудно представить, что кому-то потребуется книга под названием «Лира моих мечтаний», написанная безвестным саратовским поэтом в те же 1830-е годы.

И насчет бумаги. На сегодня электронные книги составляют 15 процентов от всего вала книг.

– Это данные по России или по миру?

– По миру. Допускаю, что в России ситуация иная, потому что продавцы электронных книг слишком задрали цены. Кроме того, учащимся удобнее работать с бумажными книгами. Пока еще не создано такой программы, которая позволит адекватно загибать страницы, подчеркивать строки, подкрашивать, ставить закладки. Так что, конечно, слухи о смерти бумажной литературы преувеличены.

Я бы не о том тревожился и размышлял.

– А о чем?

– О том, что цифровая эпоха приносит нам новый формат бытования текста. От того, что текст вывешен в сеть, он, конечно, не меняется. Как если его написать от руки и наклеить на заборе. Или нацарапать гвоздем на стене. Это будет всё тот же рассказ, к примеру, Дениса Драгунского.

Но если я этот рассказ вывешиваю в сети, я получаю на него комментарии, и дальше я на эти комментарии отвечаю. В результате рассказ, опутанный тредами комментов, – это совершенно новое качество литературы. Сетевая литература, настоящая сетевая литература – это литература сетевого диалога. Литература обратной связи. Литература – есть такое неприличное слово – интерактивная.

– Почему неприличное?

– Потому что бывают интерактивные способы преподавания. Но не литература. Такой текст становится кустом, который обрастает листочками комментариев. И в нем хорошо, и привлекательно, и грустно то, что это всё эфемерно. Читать комментарии годичной давности не интересно. Они не свежи. Сетевой текст хорош до тех пор, покуда он свежий. Один знакомый японец сказал мне: разве это свежая рыба? Ты путаешь, мертвая рыба – это уже не свежая рыба. Свежая рыба та, которая трепещет, когда её жаришь.

Совершенно новый факт литературы – это её возвращение к форме диалога. К разговору, грубо говоря, Сократа с учениками. Разговор ведущего семинара с его семинаристами. Разговор рассказчика анекдотов за столом с людьми, которые смеются и говорят: а вот сейчас я тебе расскажу... Это и есть новое качество литературы, которого мы еще не достигли, но, может быть, достигнем.

Но это еще не всё. Постоянно встречаешься с совершенно справедливым утверждением, что поисковые машины обесценили такие качества, как эрудиция и знаточество. Раньше, когда какого-то человека спрашивали по литературе или по истории языка, если это был хороший специалист, он чуть-чуть закатывал глаза, говорил: так-так-так, и выдавал искомый ответ. Сейчас таких людей нет. Сейчас человек смотрит в интернетовские справочники.

– Стоит ли об этом печалиться?

– С одной стороны, печалиться не стоит, даже стоит радоваться. Но с другой стороны – этому стоит печалиться вот почему. Знаточество и эрудиция были не только «понтом», они были неким свойством ума. В отсутствии этих качеств люди, к сожалению, становятся глупее.

Я позволю себе привести такое сравнение. Сейчас любительской фотографией занимаются миллионы людей. Это количество, статистически значимое в масштабах популяции. Автоматизация процесса сделала доступным фотосъемку для каждого. Когда человек снимал на пленку, он должен был держать в уме три показателя: выдержку, диафрагму, экспозицию, и постоянно их приспосабливать к реальности. Автоматизация, с одной стороны, высвободила время, умственные усилия. А с другой – лишила людей постоянной ежедневной интеллектуальной тренировки. Ещё интересный момент. Раньше в фотоаппарате заряд был 36 кадров. Ну, ещё ты взял с собой пару катушек про запас. И ты думал, что снимать. Тысячи кадров в распоряжении делают человека на какую-то маленькую ступень менее ответственными.

– То есть главенство троечников – это общемировая тенденция? А не только российская беда?

– Я думаю, я даже могу польстить России. Общемировое главенство – двоечников и колышников. У нас еще хотя бы троечники сохранились, потому что у нас сохранились остатки тоталитарной школы с её обязательной программой, с её «умри, но выучи».

– Вернёмся к литературе. Денис Викторович, как, по-вашему, литература должна развлекать или научать?

– Литература в целом никому ничего не должна. Если литературу мы воспримем как социальный организм, то литература должна поддерживать собственное существование и существование культуры слова. Она должна не допустить собственного умирания и собственной деградации.

– Происходит ли в России умирание или деградация литературы?

– Нет, не происходит. И нигде не происходит.

А вот писатель должен, но должен в зависимости от того, чего он сам хочет. Хочет заработать много денег – пишет одно, хочет проповедовать – пусть проповедует. Хочет, чтобы неведомый читатель стал его психотерапевтом, психологическим контейнером, куда он всю свою грязь, дрянь, комплексы и страхи сбрасывает, то пускай он так себя ведет. Количество читателей огромно, у них разнообразный вкус. Некоторым интересно побыть такими контейнерами. Некоторые читатели с удовольствием, с наивным, я бы сказал, удовольствием слушают поучения. Говорят, «вот в книжках написано, оказывается, что компьютерщики любят пюре картофельное и котлету, а менеджеры по ценным бумагам – им подавай бефстроганов». Я, Аня, вам это говорю не просто так. Недавно я на полке увидел книжку под названием «Как завести мужчину».

– Завести в смысле как кота заводят или в эротическом?

– Я по своей наивности подумал, что это пособие по эротике. Всё оказалось значительно грустнее – как кота. Раз нельзя приобрести мужчину в зоомагазине или в клубе, его надо приманить. Способы приманки там описаны, в основном, такие: что мужчины разных профессий, типов характера и уровня дохода любят пожрать, какой любят цвет женских тапочек и других более интересных аксессуаров. И тут же важно, чтобы была внутренняя непротиворечивость. Потому что если известно, что программист любит картофельное пюре с котлетами и белье пастельных тонов без кружев, то ты будешь дура дурой, если накормишь его котлетами, а сама наденешь чёрные стринги. У него в голове перемкнёт, и он сиганёт через форточку.

Вот такую литературу покупают, читают, и такие книжки относятся к тем, которые переиздаются.

– А как попасть в школьную программу?

– Мне хотелось сказать цинично – дать взятку автору учебника.

Наверное, можно даже создать пособие «Пять ступеней попадания в школьную программу». Если говорить про «пять способов», то это скорее – как получить Нобелевскую премию. Кстати, даже получение Нобелевской премии не гарантирует вам попадания в школьный учебник. Светлана Алексиевич получила Нобелевскую премию. Вряд ли её книги станут обязательными для изучения в школе.

Так вот, пять ступеней. Ступень первая – надо что-то написать. Ступень вторая – надо что-то издать. Третья – получить на это что-то несколько рецензий. Четвертая ступень – хотя её можно менять местами с третьей – заиметь роман с доктором филологических наук, которая пишет учебник. И пятая – подружиться с чиновниками из минобра. Вот и всё. Всё не так сложно.

– Меня этот вопрос почему интересует – как программное произведение, так это или геройство из последних сил, или «лишний человек». И нет никого, кто бы подавал пример нормальной жизни среднестатистического человека, не обремененного страданиями и подвигами.

– Мне обидно об этом говорить, но жизнь нашего народа, начиная примерно с победы над Наполеоном, нельзя назвать нормальной.

Оцените новость
0
архив
выпусков
3
Поджогами и мародерством саратовцев заставляют покинуть жилье
Парламентарии готовят избирателям еще один сюрприз. Региональный парламент обсуждает предложение министерства строительства – исключить из программы капитального ремонта самые изношенные дома.
Смерть «долёвки». Изменение правил жилищного строительства может обернуться ростом цен на жилье
Строительство по системе договоров долевого участия стало причиной несчастья многих россиян, практически во всех регионах страны. С 1 июля 2019 года в России полностью откажутся от существующей системы привлечения денег граждан в строительство жилья.
5
Как предавали избирателей. Депутаты областной думы от ЕР одобрили пенсионную реформу, но анонимно
Депутаты фракции «Единой России» на заседании в областной думе объясняли своим коллегам, что речь в пенсионной реформе идет всего лишь об «изменении некоторых параметров начисления пенсии».
8
Кондуктор нажал на тормоза. Наш корреспондент попробовала себя в профессии, замедляющей технологический прогресс
Журналист не только научилась вставать в три часа утра, заполнять маршрутные листы и адаптироваться к июльской жаре в «консервной банке на рельсах», но и составила рейтинг самых трудных категорий пассажиров.
3
«Последний дождь был до снега». В Саратовской области начинается засуха
9 регионов России готовы объявить о чрезвычайной ситуации в связи с засухой. В Саратовской области сложные погодные условия отмечены в Озинском, Ершовском, Дергачевском, Балаковском, Краснопартизанским, Краснокутском, Питерском, Алгайском районах.
Реклама
НАШИ РУБРИКИ:
(не) удивило!, 7 дней с Дмитрием Козенко, pro & contra, «Саратовские страдания», а где-то есть тёплые страны, банковская отчётность, беседы с инсайдером, билет до детства, блогосфера, былое, вы можете помочь, гадание на символе, Газета Недели в Саратове, год минувший, город, городские подробности, граффити, деду Морозу и не снилось!, деловые женщины, день работников ЖКХ, есть что вспомнить, залп хлопушек, интервью, информация, итоги года, итоги года: культура, итоги года: политика, каталог, конфетти, краем глаза, кстати сказать, максимальное приближение, нам отвечают, ничего смешного!, новости, новости вековой давности, новости полувековой давности, новости полуторавековой давности, новость недели, общество, объявление, печальные итоги: экономика, письмо в редакцию, политика, получите подарочек!, примите наши поздравления!, путешествия, Радаев. Итоги, разговор у ёлки, регион, реклама, репортаж, с Новым годом!, с праздником!, с юбилеем!, серпантин: день за днём, скорбим, сновидения, события, спорт, твоей помощи ждут, три соседа, удивило!, уходящая натура, факт недели, фейерверк, фото недели, фоторепортаж, что там у других?, экономика

>> ВАШЕ МНЕНИЕ
архив

Нужно ли повышать пенсионный возраст в России?
Проголосовало: 3967


>> ЦИТАТА
архив

Политик Алексей Навальный о России, где президентом стал он
Полная версия интервью
Есть важная тема?
Сообщите дежурному редактору
сайта: [email protected]
Тел. (845-2) 27-31-18

>> СОЦСЕТИ