ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 36 (450) от 10.10.2017
общество

Со студенческой скамьи – в терапевты!

Реформа медицинского образования: отмена интернатуры и прочие прелести
Комментарии:0
Просмотры: 599

Молодые специалисты медленно, но верно заполняют вакантные места в поликлиниках. Во всяком случае, так утверждает министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова. 28 сентября она выступала с отчётом на заседании комитета Госдумы по охране здоровья: «по данным на август, 15 процентов терапевтов и педиатров пришли на участки». Это заработала реформа медицинского образования – надеются чиновники.

Реформа со скандалом

Реформа медобразования идёт уже шесть лет и пытается решить две наиважнейшие для российского здравоохранения задачи: нехватку врачей, особенно в первичном звене – участковых терапевтов и педиатров, и внедрение непрерывного медицинского образования, что тоже есть благо: современная медицина развивается с сумасшедшей скоростью.

Почему мы обратили внимание на неё только сейчас? Во-первых, потому, что в этом году выпустился первый набор студентов, обучавшихся по новым федеральным стандартам – так называемый ФГОС третьего поколения. И сразу со скандалом. Интернатуру по новым стандартам уже отменили. А правила приёма в ординатуру поменяли за две недели до Государственного экзамена. Оказывается, надо было сдавать ещё аккредитационный экзамен, кто не набирал достаточно баллов, пролетал мимо ординатуры со свистом и прилетал на должность участкового терапевта. Или педиатра.

Естественно, «бомбануло» у всех: родители выпускников создали петицию, круги пошли по воде. Тема всплыла в социальных сетях.

Во-вторых, конечно же, нам стало интересно: как же нас будут лечить врачи, у которых только теоретическая вузовская подготовка и вообще никакой практики, которую худо-бедно, но давала интернатура? Понятно, что врач – это прежде всего опыт. Но когда на приём садится вчерашний студент, нам, пациентам, немного страшно.

Ещё летом мы обратились в Саратовский медицинский университет с просьбой разъяснить ситуацию с реформой медицинского образования и объяснить и нам, и нашим читателям, откуда такой ажиотаж. В итоге в медвузе не нашлось человека, готового взять и рассказать нам всё как на духу. От нас отделались «простынёй» на русском бюрократическом о проблемах и перспективах дополнительного образования для медицинских работников.

Перелопатив эту информацию, а также десяток-другой статей в интернете, имеем сказать следующее.

Непрерывно, дистанционно, на симуляторе

Что изменится у студентов? ФГОСы третьего поколения предусматривают больше часов обучения практическим навыкам, для чего в СГМУ (и не только, эти изменения коснулись всех медвузов страны) создан симуляционный центр (для отработки практических навыков выпускниками). Это «позволит выпускать специалистов, подготовленных к практической деятельности в системе оказания первичной медико-санитарной помощи (врачи участковые, врачи общей практики)».

В жизни практикующих врачей поменяется вообще всё. С отменой интернатуры понятно: не прошёл выпускник в ординатуру – пошёл служить участковым на три года; раньше, чем через три года, попробовать поступить в ординатуру ещё раз не имеешь права – сиди в поликлинике, набирайся опыта. Или бросил медицину, или ушёл в смежную специальность.

Теперь про аккредитацию, которая пришла на замену сертификации. Раньше, окончив интернатуру или ординатуру, врач получал сертификат, а потом раз в пять лет проходил повышение квалификации и подтверждал его. Сертификаты можно было иметь по нескольким специализациям. В захолустных ЦРБшках – настоящее спасение, когда врач один, а специализаций у него, например, три.

Теперь вместо сертификации у нас аккредитация и непрерывное медицинское образование. Вместо того чтобы раз в пять лет «отбыть номер», врач теперь должен учиться постоянно – посещать семинары, образовательные курсы, выступать на профильных конференциях, собирать портфолио из опубликованных статей в медицинских журналах и т.д., зарабатывая таким образом зачетные единицы. И раз в пять лет на аккредитационном экзамене подтверждать свою квалификацию количеством заработанных зачетных единиц. Не набрал достаточно единиц – не имеешь права лечить людей. Когда у тебя три специальности, набрать аккредитационные единицы по всем – целая история.

Шаг, который не решает проблему

Надо сказать, что общего мнения в медицинском сообществе по поводу проходящих в медобразовании реформ нет. Многие практикующие врачи говорят, что интернатура – это не то место и не то время, о котором стоит сожалеть. Далеко не всегда там тебя чему-то вообще научат. Чаще интерном будут «затыкать» дыры – «бросать» его на регистратуру, сажать на сестринский пост, заставят крутить турундочки (ватные тампоны) и вообще быть на подхвате. Любое общение с пациентом, любую практику придётся буквально «выгрызать» зубами.

Однако как отмена этого этапа постдипломного образования должна решить проблему наполнения кадрами первичного звена, не понимает практически никто – ни сторонники отмены интернатуры, ни её противники.

– Может быть, где-то этот шаг и решил вопрос кадровой наполняемости первичного звена, но вряд ли в отдалённых районах, – говорит бывший главный врач Рогнединской (Брянская область) центральной районной больницы Наталья Мухина. – В сёла терапевты и педиатры не идут. Не доезжают.

Отмена интернатуры в стремлении наполнить кадрами первичное звено выглядит нелогично, если учесть, что нехватка педиатров гораздо выше, чем нехватка терапевтов.

– Но это моё сугубо личное наблюдение, – поправляется врач травматолог-ортопед Саратовского НИИТОН Татьяна Затравкина. – Потому что по численности педиатрические факультеты всегда меньше, чем лечебные. При этом из выпускников педиатрического факультета мы должны отсеять тех, кто уйдет из медицины вообще, уйдет из медицины в смежные специальности, тех, кто уйдет во взрослые специальности. И что остается? Давайте тогда менять структуру факультетов. Увеличивать количество бюджетных и коммерческих мест на педиатрии. Потому что тот процент выпускников, который остается работать в детской медицине, чисто физически не способен «закрыть» все необходимые места.

Симуляция лечения?

Почему-то про работу с симуляторами в ординатуре доктор медицинских наук может позволить себе сказать: да это ерунда полная! А вот что касается студентов, то да, это можно.

Обучение на симуляторе – это попытка развести врача и пациента. К сожалению, нет возможности задать вопрос тем, кто учит будущих врачей: а с реальными живыми людьми студенты общаются? Но мы оставляем нашу площадку открытой и приглашаем медуниверситет к диалогу. Потому что это и правда интересно.

– На мой взгляд, медицину от пациента отрывать нельзя, – говорит Затравкина. – На симуляторе можно научиться банальным техническим манипуляциям, но этика и деонтология общения с пациентом... на симуляторах её освоить не получится. Особенно это касается педиатрической практики, где важно уметь наладить контакт с пациентом и его родителями одновременно. Во-вторых, как бы ни работал симулятор, любой опытный диагност, особенно терапевтической специальности, подтвердит, что наслушанность ухом различных сердечных и легочных шумов совершенно бесценна. Невозможно это услышать нигде, кроме как в клинике, и невозможно это услышать нигде, кроме как у пациента. К сожалению, как мне кажется, мы теряем большой пласт знаний, навыков, накопленных поколениями практикующих врачей-диагностов. Особенно от этого страдают врачи нехирургических специальностей. Хирург в процессе практики эти навыки восстановит. А каково будет терапевту без практики рядом с пациентом осваивать диагностику и принимать решения – это большой вопрос.

Давайте убирать политику из медицины

Единственное, в чём врачи единодушны – задумка с системой непрерывного медицинского образования прекрасная и крайне необходимая. Но вот её исполнение, кажется, опять оставляет желать лучшего.

В каком, например, положении оказываются врачи ЦРБшек по сравнению с врачами крупных медицинских центров?

– Перед теми, кто работает в области, все дороги открыты – и Москва, и Санкт-Петербург, и передовые лекции, и все самые интересные конференции, – объясняет Наталья Мухина. – А мы рассматриваем бесплатные или условно бесплатные семинары и курсы в ближайшем доступе – Брянск, Смоленск, Курск. Хотя я своих врачей всегда поощряла к тому, чтобы они учились. И сама сейчас пройду онлайн-курс по второй специальности, 12 тысяч не пожалею.

– Идея великолепная, – согласна и Татьяна Затравкина. – Но, я, например, не владею информацией по среднему возрасту амбулаторных терапевтов. Почему-то у меня есть ощущение, что это возраст 45+. Чаще всего это люди со сформировавшимися навыками и, к сожалению, с отсутствием желания и возможности к дополнительному образованию. Для них непрерывное медицинское образование тарабарщина совершеннейшая.

Если бы для этого образования выделялось дополнительное время и не страдала при этом заработная плата, то да. А так получается, что на людей повесили дополнительную обязанность, при этом не выдав им никаких за это преференций. То есть необходимость в дополнительном образовании есть, а стимулов получать дополнительное образование нет.

– И сейчас ставка делается на самообразование, – говорит главный врач Клиники лечения головной боли Рузанна Парсамян. – Мы вам систему придумали, а вы её как-нибудь реализуйте. И давайте смотреть правде в лицо – люди, которые нам на этих курсах преподают, где они обучаются? Есть те, кто в теме и самообразовывается, а есть, кто нет. И, тем не менее, преподаёт. И я знаю таких лекторов. Их систему качества образования кто оценивает? Система нуждается в пересмотре, сто процентов. Но не таким образом. Это всё равно что к лошади приделать педали. Или оставьте всё как есть, или давайте уже пересядем на велосипед. Политику из медицины надо убирать.

Ключевые слова: медицина, реформа, образование
Оцените новость
0
архив
выпусков
3
Поджогами и мародерством саратовцев заставляют покинуть жилье
Парламентарии готовят избирателям еще один сюрприз. Региональный парламент обсуждает предложение министерства строительства – исключить из программы капитального ремонта самые изношенные дома.
Смерть «долёвки». Изменение правил жилищного строительства может обернуться ростом цен на жилье
Строительство по системе договоров долевого участия стало причиной несчастья многих россиян, практически во всех регионах страны. С 1 июля 2019 года в России полностью откажутся от существующей системы привлечения денег граждан в строительство жилья.
5
Как предавали избирателей. Депутаты областной думы от ЕР одобрили пенсионную реформу, но анонимно
Депутаты фракции «Единой России» на заседании в областной думе объясняли своим коллегам, что речь в пенсионной реформе идет всего лишь об «изменении некоторых параметров начисления пенсии».
8
Кондуктор нажал на тормоза. Наш корреспондент попробовала себя в профессии, замедляющей технологический прогресс
Журналист не только научилась вставать в три часа утра, заполнять маршрутные листы и адаптироваться к июльской жаре в «консервной банке на рельсах», но и составила рейтинг самых трудных категорий пассажиров.
2
«Последний дождь был до снега». В Саратовской области начинается засуха
9 регионов России готовы объявить о чрезвычайной ситуации в связи с засухой. В Саратовской области сложные погодные условия отмечены в Озинском, Ершовском, Дергачевском, Балаковском, Краснопартизанским, Краснокутском, Питерском, Алгайском районах.
Реклама
НАШИ РУБРИКИ:
(не) удивило!, 7 дней с Дмитрием Козенко, pro & contra, «Саратовские страдания», а где-то есть тёплые страны, банковская отчётность, беседы с инсайдером, билет до детства, блогосфера, былое, вы можете помочь, гадание на символе, Газета Недели в Саратове, год минувший, город, городские подробности, граффити, деду Морозу и не снилось!, деловые женщины, день работников ЖКХ, есть что вспомнить, залп хлопушек, интервью, информация, итоги года, итоги года: культура, итоги года: политика, каталог, конфетти, краем глаза, кстати сказать, максимальное приближение, нам отвечают, ничего смешного!, новости, новости вековой давности, новости полувековой давности, новости полуторавековой давности, новость недели, общество, объявление, печальные итоги: экономика, письмо в редакцию, политика, получите подарочек!, примите наши поздравления!, путешествия, Радаев. Итоги, разговор у ёлки, регион, реклама, репортаж, с Новым годом!, с праздником!, с юбилеем!, серпантин: день за днём, скорбим, сновидения, события, спорт, твоей помощи ждут, три соседа, удивило!, уходящая натура, факт недели, фейерверк, фото недели, фоторепортаж, что там у других?, экономика

>> ВАШЕ МНЕНИЕ
архив

Нужно ли повышать пенсионный возраст в России?
Проголосовало: 3798


>> ЦИТАТА
архив

Политик Алексей Навальный о России, где президентом стал он
Полная версия интервью
Есть важная тема?
Сообщите дежурному редактору
сайта: [email protected]
Тел. (845-2) 27-31-18

>> СОЦСЕТИ