ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 18 (246) от 21.05.2013
общество

Китай, Америка, Россия. Кирилл и Мефодий

Дни славянской письменности и культуры прошли под знаком иероглифов и борьбы с постмодернизмом
Комментарии:0
Просмотры: 628
Олеся Николаева и Владимир Вигилянский в СГУ

С 16-го по 24 мая в Саратове проходят традиционные Дни славянской письменности и культуры, объединяющие гуманитариев самых разных областей – от филологов до философов.

День первый: личности и индивидуумы

В XI корпус СГУ, где размещается Институт филологии и журналистики, в четверг, 16 мая, пришли пообщаться со студентами публицист, протоиерей Русской православной церкви, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ Владимир Вигилянский и его жена – писательница Олеся Николаева.

Гостям сразу же предложили рассказать о себе и очертить круг вопросов, на которые они с удовольствием готовы поговорить.

Вигилянский, кратко познакомив студентов со своей биографией, решил рассказать о своих книгах: «Они были созданы не столько по вдохновению, а, скорее, по принципу «не могу молчать» и все связаны с информационными атаками на церковь… Думаю, что всем, кто учится на факультете, было бы интересно их посмотреть, потому что там показываются механизмы информационной войны, которая идет в СМИ в отношении церкви время от времени».

Экс-руководитель пресс-службы РПЦ не мог не отметить и творчество своей жены: «Не так давно вышла книга «Небесный огонь», которая стала бестселлером. Если сравнить суммарный тираж предыдущих ее 35 книг с «Небесным огнем», то окажется, что он уступает последней. И книга до сих пор печатается. Конечно, до тиражей «Несвятых святых» отца Тихона (Шевкунова) она не дотягивает, но 350000 экземпляров художественной литературы за год в нынешние времена, когда 3000–5000 книг – это норма, сами понимаете, является замечательным результатом».

Тогда же выяснилось, что определенную роль в жизни Олеси Александровны сыграл митрополит саратовский и вольский Лонгин. Вигилянский рассказал, что именно Лонгин в годы службы в подворье Троице-Сергиевой лавры был одним из издателей книг Николаевой: «По-моему, это было первое церковное издательство, которое издало поэтическую книгу современного автора».

Однако больше говорила в тот день Олеся Николаева, ей и была адресована основная часть вопросов. Свое выступление она начала с объяснения, что, по ее мнению, является предметом литературы: «Это человек. Это не сюжет, не интрига, не коллизия, не конфликт. Всё же вышеперечисленное – это способы раскрытия характера человека. Подлинные произведения искусства от беллетристики как раз и отличаются тем, что в них даются характеры».

Отталкиваясь от этой темы, Олеся Александровна вместе с мужем и перешла к тому, что их беспокоит более всего в современной культуре:

«Мы живем не просто на сломе эпохи, но уже можем видеть последствия ментального, экзистенциального и идеологического слома, который произошел. Народился новый человек. В двадцатом веке уже были проекты: новый человек коммунистической эпохи. А к концу века выяснилось, что был и человек постмодерна. Если предыдущие проекты провалились, то проект постлиберальной реальности осуществляется и завоевывает пространство и промывает мозги… После того как «Бог умер» в эпоху Нового времени, также эпоха постмодерна убила и человека. Потому что он показался репрессивной машиной: закон и норма, рассудок и разум, традиции – это цепи, которые можно и даже нужно разорвать. Поэтому уничтожены графы национальной и религиозной принадлежности. А теперь еще и гендерной. Взамен предлагается набор игровых и подвижных идентификаций – сетевое существование в Интернете с его возможностью оставаться анонимным».

Принципиальным Николаева считает и вопрос о разграничении личности и индивидуальности, подчеркнув, что первое – это «то, что природу оформляет, это христианское понимание человека», а второе – «частное выражение общей природы». Постмодернистскому человеку Олеся Александровна отказывает и в первом, и во втором, называя его дивидуумом – «клиповым, сетевым человеком».

На вопрос из зала, можно ли нынешнюю эпоху постмодерна назвать постхристианской, Николаева ужаснулась, припомнив слова Хайдеггера «язык – дом бытия», и посоветовала быть более осторожными со словами, уверив, что христиане всегда будут оставаться. Был вопрос и про то, правомерно ли использовать выражения «православная журналистика» и «православная поэзия». Отец Владимир заметил, что «всё, что художественно, – православно. Если это не художественно, то и не православно, потому что в момент творения человек, даже если он и не верующий, общается с Богом».

День второй: Шинчук и Хайдеггер

Да не смутит вас заголовок: известного немецкого философа цитировала в эти дни не только Николаева. Притом те же слова. Видимо, в правительстве тоже есть почитатели (от слова «читать», разумеется) великого экзистенциалиста. Об этом мы узнали на второй день, 17 мая, в областной научной библиотеке.

В полдень началось заседание международного круглого стола «Славянский мир и вызовы современности». Открывавший заседание митрополит Лонгин подчеркнул, что если ранее подобные мероприятия проходили в форме пленарных заседаний, то в этом году было решено сделать его по форме более интерактивным. Забегая вперед, заметим, что подобная задумка удалась отчасти: действительно, выступавшие подхватывали и разрабатывали идеи чужих выступлений, однако оживленных дискуссий, споров как таковых не было, да и не могло быть, с учетом количества присутствовавших и ограничением по времени в два часа.

Сразу после вступительного слова Лонгина речь держал вице-губернатор Денис Фадеев. Он впервые затронул активно обсуждавшуюся в тот и особенно следующий день тему российско-китайских отношений: «В частности, сегодня у нас налаживаются связи с таким самобытным азиатским тигром, как Китай. Для нас очень знаково, что в эти дни проходит визит нашего губернатора с делегацией в Китай».

Председатель облдумы Владимир Капкаев больше внимания уделил вопросу культуры и, возможно, хотел заговорить о влиянии постмодерна на умы современников, однако ограничился лишь пересказом основных черт эпохи без упоминания термина, подытожив свою мысль тем, что «депутаты и правительство области в своей деятельности исходят из того, что главным богатством нашего края являются люди».

Министр-председатель комитета общественных связей и национальной политики Борис Шинчук выступил с докладом. Он заметил, что «славянский мир исторически находится в состоянии постоянного вызова, требуя полной мобилизации всех ресурсов для выживания… Россия, как преемница византийского синтеза многообразия культур, становилась источником силы и воплощения богатства национального духа. Современные глобальные процессы (политические, информационные, культурные, миграционные) заставляют весь мир искать решения, а также наиболее сильно ударяют по славянским народам».

Кроме того, Шинчук подчеркнул, что центры славянской письменности подвергаются давлению по уничтожению национальной идентичности в Македонии, Сербии, Украине («…затем украинскому народу пришлось испытать всю тяжесть бесплодной «оранжевой» революции; здесь в самую пору вспомнить евангельские слова «по плодам их узнаете их»).

Особое беспокойство Шинчука вызвала американизация русского народа («наверное, она уже во всех странах мира стала синонимом слов «примитивизация» и «духовная деградация»), которая «не имеет ничего общего с культурой» и которая навязывает нам несвойственные и ненужные вещи. В качестве характерного примера министр назвал праздник Хэллоуин («антипраздник, место которому разве что в дешевых фильмах ужасов»).

В выражениях Шинчук не стеснялся, потому не откажем себе еще в одной цитате: «Сами слова «экстремизм», «терроризм», «толерантность» никогда не имели аналогов в славянских языках. Почему? Потому что не было явлений, для которых понадобились такие выражения. Образно говоря, когда мы неосмотрительно впустили в нашу жизнь разрушительные слова, за ними пришли и разрушительные вещи».

В этой фразе особенно приковывает к себе внимание слово «толерантность». Возникают два вопроса. 1. Слово «терпимость» (к слову, более жесткое по значению) хоть в какой-то степени не является ли отечественным аналогом «толерантности»?

2. Случайно ли толерантность была поставлена в один ряд с экстремизмом и терроризмом? За минуту до этого Шинчук говорил о важности контекста и едва ли не понимал, что слово, которое в как бы демократическом государстве должно считаться неким достижением, рядом с двумя словами с негативной эмоциональной окраской будет восприниматься исключительно в том же ключе.

О проблемах культуры говорили и представители церкви: сначала о. Владимир Вигилянский предложил не забывать о билингвистическом вопросе (издании параллельных переводов текстов богослужений со старославянского на современный русский). Митрополит Лонгин не спешил с ним соглашаться, заметив, что старославянский язык – не просто старый книжный язык, но уже давно исполняет функции высокого стиля, приведя в качестве примера принципиально разных характер смысловых оттенков у слов «отче» и «отец».

Продолжали и тему американизации. Так, проректор по учебно-методической работе СГУ Елена Елина привела массу примеров влияния Запада на умы детей, подытожив свою речь тем, что против западной культуры ничего не имеет, однако современные процессы едва ли относятся к культуре как таковой. Научный руководитель Института филологии и журналистики Валерий Прозоров, выступавший следом после нее, предложил создать при областной или городской власти совет по русскому языку.

День третий: Китай и православие

На самом деле о Китае начали говорить еще в пятницу. Правда, тогда протоиерей храма святых апостолов Петра и Павла в Гонконге Дионисий Поздняев коснулся лишь самых общих моментов. Он заявил, что во многом восприятие Китая мифологизировано и что представление о китайцах в общем делать нельзя, потому что это целая группа народов. Также он постарался уверить всех, что «китайская угроза», скорее, необоснованный страх, чем реальность, и жители Поднебесной миролюбивы. Однако он не стал отрицать, что распространяющееся влияние КНР со временем увеличится, но в «меньшей степени в России. Эта территория не является приоритетной для них в силу своей неустроенности».

Свои наблюдения протоиерей продолжил высказывать на следующий день в рамках международного семинара «Культурные традиции России и Китая и глобализация современного мира», прошедшего в XII корпусе СГУ на философском факультете. Подробно останавливаться на всем мероприятии мы не будем: так же, как и в предыдущий день, количество выступающих просто не могло вписаться в регламент, а потому некоторые доклады были произнесены лишь тезисно.

Отец Дионисий назвал ключевым вопросом современной китайской цивилизации неопределенность с национальной духовной традицией, при этом подчеркнул, что не стоит путать духовную традицию с религиозной, и от того, как этот вопрос решит Китай, зависит его путь в будущем. Одной из причин востребованности христианства в КНР он назвал всё чаще возникающий вопрос о личности, который всегда ставился на второй план в этой стране. Кстати, динамика роста христиан в Поднебесной, по его данным, составляет примерно 7–8 процентов в год, чего не было никогда прежде. Говорил о. Дионисий и проблемах взаимодействия китайцев и христианства, среди которых особенно выделил отсутствие у первых понятия о необходимости изменения природы человека. Иными словами, китайцы считают, что человек вполне может быть благим и гармоничным без бога.

Так прошли первые три Дня славянской письменности и культуры. Последнее мероприятие состоится 24 мая, в пятницу, в День памяти Кирилла и Мефодия. Это будут божественная литургия в храме Покрова Пресвятой Богородицы, крестный ход от Покровского храма до Театральной площади, молебен у Поклонного креста, вручение грамот и памятных подарков победителям детских епархиальных конкурсов и олимпиад, а также возложение цветов к памятнику Кириллу и Мефодию у X корпуса СГУ.

Оцените новость
0
18 (432)
от 23
мая
2017
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
Хвост, чешуя – дело государственное
Чем больше рыбы, тем крепче продовольственная уверенность.
Наше трезвое счастье
Неожиданно подумал, что знаменитый указ от 16 мая сейчас помнят только пятидесятилетние россияне и, понятное дело, те, кто старше. А ведь кажется, еще вчера только было.
Фронт пошел на бой с мусором
В Саратове состоялся рейд по несанкционированным свалкам.
Размытые тайны прошлого
История маленького села в большой стране.
Хотели 27 миллиардов, а получили в 10 раз меньше
Новый механизм льготного кредитования заработал не для всех.
НАШИ РУБРИКИ:
7 дней с Дмитрием Козенко, pro & contra, «Саратовские страдания», а где-то есть тёплые страны, банковская отчётность, беседы с инсайдером, билет до детства, блогосфера, былое, вы можете помочь, гадание на символе, город, граффити, деду Морозу и не снилось!, деловые женщины, день работников ЖКХ, залп хлопушек, интервью, информация, итоги года, итоги года: культура, итоги года: политика, каталог, конфетти, краем глаза, кстати сказать, максимальное приближение, нам отвечают, ничего смешного!, новости, новости вековой давности, новости полувековой давности, новости полуторавековой давности, общество, объявление, печальные итоги: экономика, письмо в редакцию, политика, получите подарочек!, примите наши поздравления!, путешествия, Радаев. Итоги, разговор у ёлки, регион, реклама, репортаж, с Новым годом!, с праздником!, с юбилеем!, серпантин: день за днём, сновидения, события, спорт, удивило!, фейерверк, фото недели, фоторепортаж, экономика
Реклама


>> ЦИТАТА
архив

Политик Алексей Навальный о России, где президентом стал он
Полная версия интервью

>> СОЦСЕТИ