ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 16 (244) от 30.04.2013
регион

Сушите весла, дачники

На Волге не открылась пригородная пассажирская навигация
Комментарии:0
Просмотры: 966

Нынешней весной саратовцы впервые в истории региона лишились возможности проехать по Волге на пригородном теплоходе. Как заявил председатель областного комитета транспорта Василий Разделкин, пассажирская навигация не открылась из-за отсутствия подрядчиков, желающих заниматься речными перевозками, и разрушения причальной стенки городской набережной, которая признана непригодной к эксплуатации.

«Если мы не решим вопрос с ремонтом причальной стенки, скоро пароходам некуда будет причаливать», – считает транспортный прокурор Виктор Ростов. Причальная стенка считается федеральной собственностью и находится в аренде у частной фирмы. Примечательно, что ни у владельцев (управления Росимущества), ни у арендаторов документов на это сооружение нет, то есть непонятно, как его ремонтировать.

Обычно теплоходы из Саратова ходили по трем маршрутам – на Кошели, Шумейку и Сосновку. За сезон продавалось более 30 тысяч билетов. 60 процентов пассажиров составляли льготники. Этим транспортом пользовались в основном пенсионеры-дачники и студенты, отправляющиеся на турбазы.

Как полагают чиновники, саратовские дачники вполне обойдутся без теплоходов. «Можно спокойно сесть на автобус и доехать. У нас нет необходимости открывать дополнительные маршруты», – заявил на прямой линии Разделкин.

Садоводы с ним не согласны: «Автобусы – это, конечно, неудобно. В жару в автобусе нечем дышать. В салоне негде разместить ведра и сумки с урожаем. Поездка по реке – это уже отдых, а в переполненном автобусе?» – говорит заместитель председателя некоммерческого партнерства «Центр правовой и методической поддержки садоводов» Николай Бебнев.

Теплоход «Ом» вмещает до 240 человек, теплоход «Москвич» – до 150 (в основном саратовцев обслуживали суда этих марок). Междугородные автобусы «большой вместимости» («Икарусы» и «ЛиАЗы») имеют только по 45 сидячих мест. Существенно отличается и цена на проезд. Билет на теплоход до Кошелей (по тарифам прошлого года) стоил 70 рублей. Билет на автобус (в нынешнем году) стоит 172 рубля, как поясняют в справочной автовокзала, никаких льгот для пенсионеров нет, в пути придется провести больше трех часов. Как опасается заместитель председателя некоммерческого партнерства «Центр правовой и методической поддержки садоводов» Николай Бебнев, отмена «дачных» теплоходов может привести к тому, что некоторые дачники откажутся от своих участков.

Удар по кошельку

Как рассказывает Николай Бебнев, основной проблемой саратовских садоводов стали не только транспортные расходы, но и всё увеличивающиеся налоги. В нынешнем году в регионе выросла кадастровая стоимость земли (расценки утверждает областное правительство). По словам Бебнева, в городской черте произошло увеличение в два-три раза, в районах области – до 250 раз. В 2008 году «Газета недели» уже рассказывала о скандале, связанном с резким ростом кадастровой стоимости: тогда расценки увеличились в 100–550 раз, земельный налог (ставка составляет 0,3 процента кадастровой стоимости участка) за шесть соток, например, на Кумысной поляне составил 1000–1200 рублей в год. С учетом нынешнего повышения величина налога достигнет почти 3 тысяч рублей. Кроме того, нужно платить за воду, электричество, охрану и т. д. То есть скромная дачка обойдется в 6–7 тысяч рублей в год, а это почти равно размеру одной месячной пенсии (по сведениям Пенсионного фонда, средняя пенсия в области составляет 9,1 тысячи рублей).

– На данный момент в Саратове садоводы из числа пенсионеров и многодетных семей имеют 100-процентную льготу по земельному налогу, но что будет в следующем году, неизвестно. В Саратовском районе садоводы таких льгот не имеют, – говорит Бебнев.

«В свое время государство, решая продовольственную проблему, бесплатно дало нам землю. В основном это были необработанные участки, неудобья, овраги. Мы облагородили эту землю, сами построили дороги, водопроводы, электрические сети. А теперь с нас требуют такие суммы!.. Мы будем вынуждены бросать дачи. 70–80 процентов садоводов – пенсионеры, у нас уже силёнок нет, чтобы работать на прибыль и окупить расходы», – говорит Николай Бебнев.

По подсчетам центра поддержки садоводов, восемнадцать садоводческих некоммерческих товариществ (СНТ), расположенных на Кумысной поляне, платят около 4 миллионов рублей земельного налога в год. Кроме того, СНТ отчисляют взносы в Пенсионный фонд – 20 процентов от фонда оплаты труда (как полагает Николай Иванович, это юридический парадокс: ведь зарплату председателю и бухгалтеру дачники-пенсионеры выплачивают из своих пенсий). Но с уплаченных государству денег ни рубля не возвращается на обустройство инфраструктуры дачной территории.

«Мы писали проект программы развития садоводства: ставили вопросы по ремонту дорог, водопроводов и электросетей. Мы готовы сотрудничать с властью, консультировать. Но, судя по всему, чиновники не хотят с нами заниматься», – говорит Бебнев.

Сейчас в Саратовской области 307 тысяч садоводов. В целом по России, по оценкам Союза садоводов РФ, около 21 миллиона человек, с учетом членов семей – не менее 60 миллионов. Как отмечает Николай Иванович, в крупных регионах программы поддержки дачников давно существуют. Например, в Ленинградской области (где зарегистрировано более 600 тысяч садоводов) на развитие инфраструктуры за четыре года было выделено 1,2 миллиарда бюджетных рублей. В Московской области, где насчитывается более 1,2 миллиона садоводов (и их материальные возможности, надо думать, заметно больше, чем у саратовцев), – по миллиарду рублей в год.

Как проводили теплоходы

Как уже рассказывала «Газета недели», речные перевозки в Саратове регулярно становились поводом для скандала, поскольку этот бизнес связан с бюджетными дотациями. Весной 2008 года ОАО «Пассажирское речное управление», выполнявшее тогда госконтракт на перевозки, заявило о прекращении навигации. По подсчетам компании, областное правительство не доплатило ей более 6 миллионов рублей за обслуживание льготников. Владелец фирмы Александр Тимошок рассказывал прессе, что бюджетное финансирование оборвалось после беседы с руководством транспортного ведомства: человек, «очень похожий на министра», якобы просил у предпринимателя миллион. Примечательно, что впредь эта компания государственных подрядов не получала.

Следующим перевозчиком стало ООО «Казанское речное пассажирское агентство». Летом 2010 года в саратовской прессе снова появились сообщения о приостановке навигации, так как у фирмы возникла судебная тяжба с коллегами из Казани по поводу права собственности на теплоходы.

Осенью 2010-го трехлетний контракт на перевозки получила саратовская фирма «Фарватер». Злые языки связывали ее с тогдашним руководством транспортного ведомства. В 2012 году власть в регионе сменилась, и пассажиры теплоходов это почувствовали: с 1 августа, в разгар дачного сезона, навигация была остановлена. Как объясняли в областном комитете транспорта, фирма-перевозчик не расплатилась за услуги по содержанию судовых ходов, выполненные специализированной организацией «Саратовский район водных путей и судоходства». За долги путейцы сняли судоходную обстановку – бакены, буи и другие «дорожные знаки», без которых невозможно движение по воде.

В начале нынешнего года представители транспортного комитета обещали «не повторять ошибок» и тщательнее проверять потенциальных подрядчиков. По словам чиновников, велись переговоры с компаниями из Волгограда или Астрахани. Но, судя по всему, те предложением не заинтересовались.

Оцените новость
0
18 (432)
от 23
мая
2017
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
1
Хвост, чешуя – дело государственное
Чем больше рыбы, тем крепче продовольственная уверенность.
Наше трезвое счастье
Неожиданно подумал, что знаменитый указ от 16 мая сейчас помнят только пятидесятилетние россияне и, понятное дело, те, кто старше. А ведь кажется, еще вчера только было.
Фронт пошел на бой с мусором
В Саратове состоялся рейд по несанкционированным свалкам.
Размытые тайны прошлого
История маленького села в большой стране.
Хотели 27 миллиардов, а получили в 10 раз меньше
Новый механизм льготного кредитования заработал не для всех.
НАШИ РУБРИКИ:
7 дней с Дмитрием Козенко, pro & contra, «Саратовские страдания», а где-то есть тёплые страны, банковская отчётность, беседы с инсайдером, билет до детства, блогосфера, былое, вы можете помочь, гадание на символе, город, граффити, деду Морозу и не снилось!, деловые женщины, день работников ЖКХ, залп хлопушек, интервью, информация, итоги года, итоги года: культура, итоги года: политика, каталог, конфетти, краем глаза, кстати сказать, максимальное приближение, нам отвечают, ничего смешного!, новости, новости вековой давности, новости полувековой давности, новости полуторавековой давности, общество, объявление, печальные итоги: экономика, письмо в редакцию, политика, получите подарочек!, примите наши поздравления!, путешествия, Радаев. Итоги, разговор у ёлки, регион, реклама, репортаж, с Новым годом!, с праздником!, с юбилеем!, серпантин: день за днём, сновидения, события, спорт, удивило!, фейерверк, фото недели, фоторепортаж, экономика
Реклама


>> ЦИТАТА
архив

Политик Алексей Навальный о России, где президентом стал он
Полная версия интервью

>> СОЦСЕТИ