ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 12 (240) от 02.04.2013
общество

Зачем пишут на стенах?

«По большей части негативное отношение к граффити связано с рисованием неопытных художников»
Комментарии:0
Просмотры: 1255

Каждый день, выходя из подъезда, я вижу вымазанные белой краской огромные буквы на стене: «Алена, ты самая лучшая!» Гараж напротив тоже несет в себе какие-то вербальные сигналы, правда, менее «благожелательные» по отношению к прямому адресату. Далее – остановка, где на стекле павильона сделана заковыристая нечитабельная надпись черным маркером. Надписи, изображения, граффити наполняют каждый уголок.

Взять хотя бы центр города: может показаться, что он не так богат на проявления творчества молодежи, как окраинные районы, где и молодежь обитает совсем другая. На самом деле стоит зайти в первый попавшийся дворик на проспекте Кирова, как вам бросится в глаза цветное или одноцветное, красивое или не очень творение умельцев – или «умельцев», в зависимости от художественности изображения. Зачем пишут на стенах? И где грань между граффити как видом современного искусства и обыкновенным хулиганством и вандализмом?

На эти вопросы я прошу ответить Олега Зябкина, художника граффити и владельца первого в Саратове граффити-магазина «Skills». По мнению Олега, следует разделять понятия легальности и эстетической ценности изображения:

«Я могу увидеть на улице рисунок и по определенным критериям дать ему высокую оценку. Но при этом, если опираться на законы, выполнение этой работы будет считаться хулиганским поступком. Любой рисунок в неположенном месте – хулиганство или вандализм. А его художественные ценности, «вес» – другая история. Есть, конечно же, люди, которые причисляют любые надписи, сделанные аэрозольной краской, к граффити-искусству. По большей части негативное отношение к граффити связано с рисованием неопытных художников или просто людей, совершенно далеких от этого.

По причине использования одного и того же инструмента, аэрозольной краски, художников граффити и обывателей часто приравнивают друг к другу. Пока зритель вживую не увидит то, что может сделать художник этими средствами, его часто считают тем самым хулиганом, который сделал неприличную надпись на стене».

При этом Олег лукаво добавляет: «Но и в надписях на заборе типа «Здесь был Вася» можно усмотреть признаки высокого искусства. Всё зависит от места, времени и средств, которыми пользовался автор. Любая надпись или рисунок имеют в определенной степени свою художественную ценность. Везде есть свои критерии. И у человека, который сталкивается в городской среде с таким видом искусства, оно может вызвать как положительные, так и отрицательные эмоции. Важно отметить, что реакция происходит в любом случае».

С 2006 года Олег Зябкин стал целенаправленно заниматься развитием граффити в Саратове, открыл собственный магазин и стал обмениваться опытом с другими художниками. «Граффити в Саратове есть, и это положительный факт, говорящий о том, что молодежь интересуется современным искусством, развитием уличной культуры. При этом совершенно не развита весомая часть уличной художественной культуры – стрит-арт, а именно плакаты, трафареты, стикеры и инсталляции». Художники, по мнению Олега, привыкли рисовать в некоем «тепличном» режиме – «находя какой-нибудь двор или заброшенную территорию, не выходят на открытое городское пространство».

«В любом городе, – говорит Олег, – если власти не прижимают граффити, можно договариваться и находить интересные места для реализации своего эскиза или проекта. Когда это происходит исключительно локально, это неестественное развитие граффити-культуры. Граффити-культура – движение художников по городу, «общение» с городской средой».

На вопрос, можно ли усмотреть в граффити особую форму общественного протеста, граффити-художник утверждает: «О протесте можно говорить, когда он ярко выражен и зритель без особого труда может усмотреть его в работе художника. Если же мы говорим о работах, которые можно увидеть на улицах Саратова, где может быть и нарисован сложно читаемый шрифт и выполнена некая абстрактная композиция, то это не протест, а совершенно обычная деятельность граффити-художника. Когда говорят, что при помощи граффити молодежь протестует против власти, это часто неправда».

Дворик на пересечении двух центральных улиц города когда-то, в 2007 году, стал «теплицей» первых саратовских граффити-художников. Рисунки на красном кирпиче зданий хранят следы как неуклюжих экспериментов новичков, так и вполне серьезных графических работ. «Как это было: стоит стена, нарисовали немножко – никто внимания не обратил. Нарисовали еще – вопросов ни у кого не возникает. По этому принципу мы и заняли этот двор. Сейчас, зайдя в него, те художники, которые там рисовали, себя чувствуют как дома», – вспоминает Олег.

Я не спеша фотографирую пестрые стены. Когда съемка почти подходит к концу, внезапно чья-то тяжелая рука ложится на мое плечо. Мужчина средних лет раздраженно интересуется, зачем я это делаю. «Я, знаете ли, проходила мимо, и мне понравились эти цветные стены». «Я понимаю, что это может понравиться, – тыкает он на наиболее удачные работы, – но как может понравиться это?» Долго постигая, почему высококачественные граффити можно снимать, а обычные обделены таким вниманием, я продолжаю оправдываться и доказывать, что они всё же лучше, чем нецензурные лозунги на стенах.

«Есть у нас такие молодцы, которые снимают эти стены, а потом выкладывают фотографии в Интернете, – объясняет местный блюститель порядка. – Одни, значит, вот так всё изрисуют, другие нажалуются, а мы потом должны штрафы за это платить! Ты точно не из них? Никуда потом не напишешь?»

Немного слукавив и тем самым освободившись, я начинаю размышлять о том, что нынче, наверное, особой формой протеста и способом самовыражения там, где молодежи только и остается выразить себя, стали уже не граффити, а выкладывание в Сети фотографий городских неисправностей – на заметку чиновникам.

Ключевые слова: граффити, надписи, стены
Оцените новость
0
18 (432)
от 23
мая
2017
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
1
Хвост, чешуя – дело государственное
Чем больше рыбы, тем крепче продовольственная уверенность.
Наше трезвое счастье
Неожиданно подумал, что знаменитый указ от 16 мая сейчас помнят только пятидесятилетние россияне и, понятное дело, те, кто старше. А ведь кажется, еще вчера только было.
Фронт пошел на бой с мусором
В Саратове состоялся рейд по несанкционированным свалкам.
Размытые тайны прошлого
История маленького села в большой стране.
Хотели 27 миллиардов, а получили в 10 раз меньше
Новый механизм льготного кредитования заработал не для всех.
НАШИ РУБРИКИ:
7 дней с Дмитрием Козенко, pro & contra, «Саратовские страдания», а где-то есть тёплые страны, банковская отчётность, беседы с инсайдером, билет до детства, блогосфера, былое, вы можете помочь, гадание на символе, город, граффити, деду Морозу и не снилось!, деловые женщины, день работников ЖКХ, залп хлопушек, интервью, информация, итоги года, итоги года: культура, итоги года: политика, каталог, конфетти, краем глаза, кстати сказать, максимальное приближение, нам отвечают, ничего смешного!, новости, новости вековой давности, новости полувековой давности, новости полуторавековой давности, общество, объявление, печальные итоги: экономика, письмо в редакцию, политика, получите подарочек!, примите наши поздравления!, путешествия, Радаев. Итоги, разговор у ёлки, регион, реклама, репортаж, с Новым годом!, с праздником!, с юбилеем!, серпантин: день за днём, сновидения, события, спорт, удивило!, фейерверк, фото недели, фоторепортаж, экономика
Реклама


>> ЦИТАТА
архив

Политик Алексей Навальный о России, где президентом стал он
Полная версия интервью

>> СОЦСЕТИ