ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 3 (325) от 03.02.2015
общество

Женский взгляд

Семейные драмы, семейные ужасы
Комментарии:0
Просмотры: 478

Профессия режиссера – мужская или женская? Все-таки придется признать: мы знаем множество мужчин-режиссеров, но гораздо меньше женщин в этой профессии. Сегодня расскажем о двух премьерах, состоявшихся в Доме кино на минувшей неделе. Режиссерами обеих лент являются женщины. И обе доказывают, что умеют снимать качественное кино.

Когда мне станет плохо, мы помиримся

В 2006 году Оксана Бычкова сняла фильм «Питер FM», который достаточно сильно прогремел. К сожалению, дальше дело застопорилось: в 2008 году Оксана выпустила «Плюс один», после чего перешла на сериалы и короткометражки. И только в 2015 году вышел в прокат ее новый полноформатный фильм – «Еще один год». Фильм, впрочем, «старый новый», поскольку является своеобразным ремейком советской классики «С любимыми не расставайтесь». Впрочем, от оригинала как фильма, так и пьесы Александра Володина осталось всего ничего, а именно две сцены – в суде, где супруги подают на развод, да в больнице, где они мирятся. Да и эти моменты, надо признаться, кардинально отличаются от первоисточника. Это и делает новую версию старой истории уникальной – то же самое, в общем-то, только на современный лад рассказывает Оксана.

Женя (Надежда Лумпова) и Егор «Комар» (Алексей Филимонов) – молодожены, недавно переехавшие в Москву. Женя устраивается веб-дизайнером в модное СМИ, Егор – такой типичный парень, у которого формально есть образование, но по сути оно ему как корове седло – не пригодилось. Потому он и калымит бомбилой. И вот здесь и заключаются одновременно два важных элемента фильма – обоснование того, почему со временем молодожены разбегутся, и принципиальное отличие от «С любимыми не расставайтесь», где подтекста социальных различий нет, да и не мог быть выражен: эпоха другая, страна другая.

Нам остается только гадать, кто из героев оступится раньше. Вроде как должна Женя, но она-то как раз не оступается, в отличие от психанувшего Егора. И в этом плане «Еще один год» невольно перекликается с «Жизнью Адель», которая при ярко выраженной лесбийской тематике все-таки была картиной не про сексуальные меньшинства, а про бесперспективность сосуществования людей из разных страт общества, людей с разным укладом и мировосприятием.

Бычкова не просто рисует портрет семьи, она рисует портрет (не обязательно типичный) современной молодой семьи, когда кто-то из молодоженов не может дотянуться до уровня супруга. Оксана в сердцах говорит, что деградирует с Егором, – это и будет эффект разорвавшейся бомбы. Но, в сущности, они достойны друг друга: он простой парень, она – хипстер, у которой новогодний корпоратив начнется со стандартной для тусовки «Love will tear us apart» Joy Division, а закончится пьяными танцами на столе под «Руки вверх». Просто не повезло: кто-то пошел в гору, кто-то заперся в своем мирке и не захотел меняться. Потому и столь шутливое обоснование расторжения брака: «Разводимся по техническим причинам. Просто она – графиня, а я – придурок».

Очень, кстати, точное замечание – шутливость и показная самоирония молодого поколения сейчас стала своеобразной защитной реакцией. Понятно, что через какое-то время, как бы их ни разбросала судьба, они снова сойдутся, помирятся, снова разбегутся, ну и так далее по кругу, пока не станут взрослыми. Хотя инфантильными их не назовешь.

«Еще один год» – это хорошее, крепкое молодежное кино. Вернее, кино про молодежь и для молодежи, которое, впрочем, может спокойной смотреть и старшее поколение, если готово к обилию постельных сцен.

Не кормите свои страхи

Бабадук«Бабадук» – это ужастик или, благозвучней, хоррор. А хорроры принято считать низким жанром: мол, строятся на штампах, никакого психологизма, слишком узкая и конкретная цель – напугать зрителя – автоматически отметает для создателей фильмов все идеи кинематографа, которые не могут идти прямо в дело для достижения результата. Отчасти можно согласиться с этим мнением, хотя дело скорее не в том, что хоррор плох сам по себе, сколько в том, что режиссеры ленятся делать нестандартный проект, понимая, что и примитивного сюжета с банальными ходами хватит для того, чтобы неискушенный зритель закрывал руками глаза.

«Бабадук» австралийской дебютантки Дженнифер Кент доказывает, что количество штампов можно свести к минимуму, а обоснование ужаса можно показать тонко. Амелия (Эсси Дэвис) – некогда детская писательница – в один день лишилась близкого человека и приобрела нового: погиб муж, но родился ребенок. С Сэмом (Ной Уайзман) у них отношения сложные: мальчик не только напоминает ей о муже, она подсознательно перекладывает на него вину за гибель супруга. Мальчик же в свою очередь растет странным и даже опасным ребенком: не только, как и все дети, верит в монстров, но и изобретает различные средства защиты от них. Не удивительно, что преподаватели школы и родители беспокоятся за безопасность своих детей. У мальчика расшатаны нервы, плохое самочувствие, он, сам того не желая, сводит с ума и мать, которая в свою очередь так и не сумела смириться со смертью мужа и сознательно избегает контактов с другими мужчинами.

Описание предыстории напоминает, скорее, сюжет для драмы или триллера. Однако Дженнифер ломает стереотипы и неожиданно превращает фильм в ужастик: в какой-то момент в сюжете всплывет книжка про некоего Бабадука, который является ночью и убивает всех подряд. Ну а дальше прогнозируемо: как бы встречу с этим монстром ни пытались отсрочить, он все равно явится и начнет действовать. Как он это делает – рассказывать не будем.

«Бабадук» – это забавный случай в кино. На протяжении фильма не отпускает ощущение, что история могла больше выиграть, если бы снималась драма. А так пришлось пойти на определенные уступки жанру, сместить акценты. Может, сработало банальное предубеждение в отношении хоррора как низкого жанра. С другой стороны, Кент вполне могла осознавать, что лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме: если в роли ужастика «Бабадук» уже сейчас может считаться классикой жанра и одним из лучших фильмов, то перспективы его среди драматических фильмов были бы туманными. Впрочем... У фильма очень тонкая психологическая концовка, может, и выстрелил бы.

Ключевые слова: кино, Еще один год, Бабадук
Оцените новость
0
18 (432)
от 23
мая
2017
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
1
Хвост, чешуя – дело государственное
Чем больше рыбы, тем крепче продовольственная уверенность.
Наше трезвое счастье
Неожиданно подумал, что знаменитый указ от 16 мая сейчас помнят только пятидесятилетние россияне и, понятное дело, те, кто старше. А ведь кажется, еще вчера только было.
Фронт пошел на бой с мусором
В Саратове состоялся рейд по несанкционированным свалкам.
Размытые тайны прошлого
История маленького села в большой стране.
Хотели 27 миллиардов, а получили в 10 раз меньше
Новый механизм льготного кредитования заработал не для всех.
НАШИ РУБРИКИ:
7 дней с Дмитрием Козенко, pro & contra, «Саратовские страдания», а где-то есть тёплые страны, банковская отчётность, беседы с инсайдером, билет до детства, блогосфера, былое, вы можете помочь, гадание на символе, город, граффити, деду Морозу и не снилось!, деловые женщины, день работников ЖКХ, залп хлопушек, интервью, информация, итоги года, итоги года: культура, итоги года: политика, каталог, конфетти, краем глаза, кстати сказать, максимальное приближение, нам отвечают, ничего смешного!, новости, новости вековой давности, новости полувековой давности, новости полуторавековой давности, общество, объявление, печальные итоги: экономика, письмо в редакцию, политика, получите подарочек!, примите наши поздравления!, путешествия, Радаев. Итоги, разговор у ёлки, регион, реклама, репортаж, с Новым годом!, с праздником!, с юбилеем!, серпантин: день за днём, сновидения, события, спорт, удивило!, фейерверк, фото недели, фоторепортаж, экономика
Реклама


>> ЦИТАТА
архив

Политик Алексей Навальный о России, где президентом стал он
Полная версия интервью

>> СОЦСЕТИ