ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 35 (311) от 07.10.2014
экономика

Транспортный назрел

Отрасль придётся разрушить и создать с нуля
Комментарии:0
Просмотры: 488

В Саратовской области озадачились вопросом оздоровления отрасли автотранспортных пассажироперевозок. В минувший четверг эта тема стала предметом обсуждения на заседании круглого стола в Саратовской областной думе. Депутаты ломали голову над тем, нужно или нет спасать государственные транспортные предприятия, нужна ли перевозчикам СРО, что делать с долгами автотранспортных компаний и прочее, прочее. Рассуждая о насущном, эксперты неожиданно пришли к выводу, что весь транспортный комплекс региона нужно разрушить до основания, чтобы затем заново создать с нуля.

Неэффекивное бесперспективное

По словам первого заместителя министра транспорта и дорожного комплекса региона Андрея Дармограй, на сегодняшний день на рынке транспортных услуг сложилась ситуация, когда частные перевозчики вытесняют государственные предприятия, постоянно выигрывая в конкурсах на обслуживание автобусных маршрутов – городских, пригородных, междугородных. При этом, как отметил чиновник, частные перевозчики получают самые выгодные маршруты с высоким пассажиропотоком. А государственным предприятиям достаются в основном те, что не востребованы основной массой населения, а если и пользуются популярностью, то, как правило, у льготных категорий.

Так, например, во всех крупных городах области частные перевозчики занимают от 75 до 100 процентов внутренних городских маршрутов. Тогда как на междугородных рейсах – со значительно более низким пассажиропотоком – первенство у государственных предприятий. Всего в Саратовской области перевозками пассажиров занимаются более 700 предприятий (ИП и юрлица). Из них 22 компании – акционерные общества со 100-процентной долей областного правительства.

Результаты анализа работы госпредприятий, по словам замминистра, выявили низкую эффективность их финансово-хозяйственной деятельности. Вообще, как сказал Дармограй, здесь всё неэффективно: бюджетные деньги, поступающие в виде субсидий за перевозку льготников, тратятся неэффективно, неэффективно используется автотранспорт и другое имущество, непонятно, как контролируется работа на маршрутах и как учитываются перевозимые льготники, если там вообще что-то контролируется и учитывается.

Как следствие, большинство автотранспортных предприятий, подконтрольных властям, находятся в предбанкротном состоянии. При этом шесть компаний уже в процедуре банкротства, а пять на её пороге. У многих госпредприятий постоянные долги по зарплате перед своими сотрудниками, и у всех долги по налогам.

При этом бюджетные субсидии затрат перевозчиков, как выясняется, не покрывают. Хотя из бюджета, по данным минтранса, уже в этом году на субсидирование автомобильных перевозок выделено около 800 миллионов рублей. Кредиторская задолженность перед перевозчиками постоянно растёт. Бюджет должен компаниям около 240 миллионов только за прошлый год, и источников покрытия этого долга у правительства сегодня нет.

Доклад представителя областного минтранса, со всех сторон подчёркивающий неконкурентоспособность государственных транспортных предприятий, закончился тезисом об отсутствии перспектив к развитию автотранспортных предприятий государственной формы собственности. И парой предложений по оптимизации работы транспортного комплекса Саратовской области.

Дармограй отметил, что главной задачей региональной власти является сохранение транспортной доступности для населения и качество предоставляемых услуг (а ещё экономия бюджетных средств, но это как будто не главное). Но возить людей вовсе не обязательно силами государственных предприятий. Если они не удержатся в современных рыночных условиях, значит будут заменены на занимаемых позициях предприятиями частного бизнеса. Другими словами, спасательного круга от власти государственным пассажироперевозчикам ждать не стоит.

Реформы с одной неизвестной (экономической)

Оптимизация транспортного комплекса, по замыслу региональных чиновников, подразумевает банкротство ряда неэффективных предприятий, однако при условии сохранения базовых организаций в крупных городах региона. В отношении остальных компаний могут быть рассмотрены разные варианты. В том числе передача пакетов акций некоторых автотранспортных предприятий (АТП) муниципалитетам. Маршрутную сеть в рамках оптимизации отрасли тоже предлагается изменить. Например, объединить некоторые направления. И даже индексировать тарифы, если возникнет такая надобность. Дармограй отметил, что на реализацию намеченных оптимизирующих мероприятий потребуется не менее года, по расчётам министерства. И вот тут с ним не согласились другие участники круглого стола.

Депутат облдумы Андрей Беликов, который по совместительству возглавляет одно из транспортных предприятий (ОАО «Автокомбинат № 2»), заявил, что план минтранса неэффективен и неперспективен. Чтобы увидеть хоть какие-то результаты предлагаемой оптимизации транспортной отрасли, по его мнению, потребуется как минимум три года. Но за это время система просто развалится, уверял Беликов, и оптимизировать уже будет нечего.

«Вы понимаете, что буквально в феврале-марте 2015 года предприятия начнут закрываться из-за долгов? Уже к новому году 4–5 перевозчиков объявят себя банкротами, – обращался депутат к представителям областного правительства. – Чтобы спасти транспортный комплекс, его придётся разрушить и создать с нуля».

Андрей Беликов предложил вернуться к опыту 30-летней давности и создать некую «объединяющую всех перевозчиков транспортную организацию областного значения», которая среди прочих вопросов занималась бы «наблюдением и координацией».

В качестве источника финансирования реализации этой идеи областной депутат предложил использовать те средства, которые сегодня так неэффективно тратятся на поддержку транспортного комплекса. А это ведь по 700 миллионов бюджетных рублей в год. По словам Беликова, достаточно будет взять всего 10 процентов от этих ежегодных затрат и потратить их на организацию работы новой организации.

В защиту своего предложения Андрей Беликов привёл ещё один аргумент. Наличие такой организации, по мнению депутата, обеспечит равные условия работы и понятные правила игры для всех участников рынка. В отличие от сегодняшнего дня, когда «целостная картина никак не складывается», даже с учётом предлагаемой минтрансом оптимизации.

Что касается предлагаемой минтрансом оптимизации транспортной отрасли, то у других экспертов, участвовавших в обсуждении, возникло к ней немало вопросов. Особенно к той её части, что подразумевает приватизацию АТП. По словам депутата Владимира Писарюка, в программе мероприятий, подготовленной правительством, совершенно не отражена экономическая составляющая.

«Здесь нет ни одного предложения по экономике реформ, – отметил Писарюк. – Какой эффект мы получим в результате их проведения? Не окажутся ли эти реформы очередными граблями, на которые мы наступим и получим себе по лбу?»

С этим согласилось большинство участников круглого стола. Депутат Алексей Мазепов отметил, например, что предлагаемый план оптимизации отрасли не проработан до конца, что ещё много в нём туманных моментов. Важно, мол, чтобы не стало хуже.

Оцените новость
0
18 (432)
от 23
мая
2017
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
1
Хвост, чешуя – дело государственное
Чем больше рыбы, тем крепче продовольственная уверенность.
Наше трезвое счастье
Неожиданно подумал, что знаменитый указ от 16 мая сейчас помнят только пятидесятилетние россияне и, понятное дело, те, кто старше. А ведь кажется, еще вчера только было.
Фронт пошел на бой с мусором
В Саратове состоялся рейд по несанкционированным свалкам.
Размытые тайны прошлого
История маленького села в большой стране.
Хотели 27 миллиардов, а получили в 10 раз меньше
Новый механизм льготного кредитования заработал не для всех.
НАШИ РУБРИКИ:
7 дней с Дмитрием Козенко, pro & contra, «Саратовские страдания», а где-то есть тёплые страны, банковская отчётность, беседы с инсайдером, билет до детства, блогосфера, былое, вы можете помочь, гадание на символе, город, граффити, деду Морозу и не снилось!, деловые женщины, день работников ЖКХ, залп хлопушек, интервью, информация, итоги года, итоги года: культура, итоги года: политика, каталог, конфетти, краем глаза, кстати сказать, максимальное приближение, нам отвечают, ничего смешного!, новости, новости вековой давности, новости полувековой давности, новости полуторавековой давности, общество, объявление, печальные итоги: экономика, письмо в редакцию, политика, получите подарочек!, примите наши поздравления!, путешествия, Радаев. Итоги, разговор у ёлки, регион, реклама, репортаж, с Новым годом!, с праздником!, с юбилеем!, серпантин: день за днём, сновидения, события, спорт, удивило!, фейерверк, фото недели, фоторепортаж, экономика
Реклама


>> ЦИТАТА
архив

Политик Алексей Навальный о России, где президентом стал он
Полная версия интервью

>> СОЦСЕТИ