ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 7 (235) от 26.02.2013
интервью

Антон Тишков: Закон с элегантностью утюга сносит сайты

Комментарии:0
Просмотры: 952

Cоздание и функционирование Интернета, разработка и продвижение проектов на просторе Всемирной сети в основном скрыты от глаз большинства пользователей. О том, как это всё работает и в какую сторону движется, мы говорили с Антоном Тишковым – веб-аналитиком и SEO-оптимизатором (SEO – search engine optimization, что означает «поисковая оптимизация»: по материалам «Википедии», это комплекс мер для поднятия позиций сайта в результатах выдачи поисковых систем по определенным запросам пользователей).

– Антон, как все-таки вас представить?

– Лучше как веб-аналитика. SEO я уже мало занимаюсь, потому что это направление постепенно отходит на второй план в традиционном понимании. SEO предполагает, что сайт делается для людей. Поисковые роботы уже научились понимать, когда сайт сделан для человека, и такие сайты, соответственно, получают плюсы в выдаче. Выдача – это результаты поиска по конкретному запросу. Заставить робота подумать, «черными» или «серыми» методами, что твой сайт лучше, чем на самом деле, очень сложно. Весь смысл SEO сейчас больше сводится к тому, чтобы анализировать, что происходит с сайтом, изучать поведение пользователей и верно реагировать на ситуацию. Сюда входит и юзабилити (дословно «удобство пользования») – повышение эргономики сайта, – и уменьшение количества страниц за счет более правильного расположения информации, и разметки под поисковых роботов. Новое направление – сниппеты, микроразметка.

– Что это?

– Интернет-страница состоит из программной части, стилей оформления, графических материалов и непосредственно вёрстки, как правило, HTML. Это гипертекстовая разметка. В последнее время начали появляться варианты добавления к гипертекстовой разметке микроразметки для поисковых систем, чтобы сообщать, где какой кусок информации расположен. Поисковый робот видит страницу набором текста и понимает отдельные слова, начало и конец предложения, но не может расставлять приоритеты, потому что он робот. Так поисковые системы помогают понять, где комментарии, где названия страницы, где навигация.

– Вы сказали, что SEO отходит на второй план. То есть «сеошники» не поспевают за развитием поисковых систем и поисковых алгоритмов?

– Нет. Все направления, которые я перечислил, актуальны и сейчас. Не так давно в Москве была конференция Russian Internet Weekend. Большая часть ее была посвящена новым направлениям, в том числе юзабилити, выступал его гуру – Дмитрий Сатин. Его можно назвать русским Стивом Джобсом, он такой же харизматичный, средних лет, понимает, что делает, и смотрит на работу как на философию.

– Интернет по меркам истории еще младенец. Однако SEO уже многие знают и стараются изучать. Это становится мейнстримом?

– То, что было актуально год назад, может перестать быть актуальным года через три. А многие берутся уже за устаревшее, то, что плохо работает или не работает вовсе. Что типично для мейнстрима. Многие компании занимаются SEO на уровне трехлетней давности – плотностью речевых слов, ссылками, спамом. Последнее относится к «черным» схемам. Эти схемы раньше были нормой, а сейчас – для особых «знатоков».

Еще одно направление, которое можно назвать мейнстримом, – разработка сайтов. Года три-четыре назад для любой, даже самой маленькой компании обязательным условием было наличие сайта. Сейчас люди понимают, что это не обязательно. Главное, чтобы это – наличие или отсутствие сайта – было выгодным для бизнеса. А сайт-визитка может стоить дорого, его нужно поддерживать, на него нужно тратить время. Иными словами, персональный сайт нужен далеко не всем. Зато сейчас появилось очень много компаний, которые работают на конвейере: предлагают на готовых шаблонах склепать сайт-визитку, который никем не будет посещаться. Это тоже мейнстрим.

– Получается, что те статьи в Интернете, которые не советуют обращаться к частникам-оптимизаторам (мол, только «черными» схемами и работают), могут лоббировать интересы крупных компаний?

– Компанию сложней переориентировать, чем одного человека. Но здесь палка о двух концах. Скажем, как проверишь опыт у частника? Как таковое портфолио по SEO очень сложно составить. Поэтому вопрос авторитета остается всегда открытым. Частниками могут быть как школьники, так и профессионалы, коих мало. А «черным» продвижением могут заниматься как частники, так и компании. И услуги компаний всегда дороже, стоит об этом помнить.

– Работа SEO-оптимизатора сложная, часто приходится выполнять нестандартные задания в предельно сжатые сроки. Да еще и наверняка гарантировать продвижение. Вообще, оптимизаторы часто дают гарантии?

– Даже «черные» стараются их не давать. Года три или четыре назад стало популярным направление – оплата за результат. То есть оптимизатор делает какой-то объем работы и получает оплату за пребывание сайта на определенных позициях в поисковой выдаче. Скажем, 10 дней сайт находится в топе – за 10 дней и платят. В любом случае, оптимизатору выгодно, чтобы сайт дольше держался на максимальных позициях, а долгосрочного результата «черной» оптимизацией не добьешься.

– Мы все ходим вокруг да около «черной» оптимизации. А что это такое? Логично, что есть «белая» и, скорее всего, «серая».

– Всё относительно. Относительно правил, установленных поисковыми системами. Свои во многом похожие правила есть и у Yandex, и у Google. Все попытки обмануть поискового робота – это «черная» и «серая» оптимизация. Особенно злостные попытки обмана – «черная» оптимизация. Например, спам. Это когда роботизированными программами по форумам, гостевым книгам и т. д. рассылаются ссылки на сайт. Еще один вариант – замена контента. Это когда сайт об одном, а контент подбирается о другом. Делается ставка на маловажные страницы, туда приходит поисковый трафик, и посещаемость сайта вырастает. Это кажется глупым лишь на первый взгляд, а на самом деле решает свои узкие вопросы.

– То есть это вопрос блицкрига: быстро набежали, продали, исчезли?

– Да. Часто бывает, что поисковый робот понимает, что перед ним обман. Тогда применяются разные санкции. Скажем, пессимизация в выдаче, когда сайт начинает занимать место худшее, чем должен был по идее, либо бан – тогда он вообще пропадает из выдачи.

– Есть еще дорвеи…

– Дорвеи – это страницы, которые «затачиваются» под поисковые запросы: скажем, куплю такую-то машину такого-то года. Такая страница собирает трафик и куда-то его направляет. Но в SEO применяется немного иная технология – сателлиты. Это такие странички, которые необходимы только для размещения ссылок и рекламы на главных сайтах.

– Я не раз сталкивался с тем, что такие сайты, дорвеи или что-то иное, переводят на те страницы, которые предлагают за товар отправить СМС. Получается, это лохотроны?

– Это другое направление разговора – сфера оплаты контента. Может быть, лохотрон, а может быть, и нет.

Это, в общем-то, новшество последних 10 лет, ведь правительство до сих пор не особо занимается расследованием ситуаций с обманом пользователей.

Тот, кто продает контент, если это, конечно, не обман, получает всего 30–40 процентов от того, что ты платишь. Всё остальное уходит сотовому оператору и биллингу. В любой другой экономической сфере нет такого, чтобы провайдер получал основную часть денег – банк же никогда не возьмет 70 процентов за транзакции. Поэтому и существуют такие лохотроны. И никто это не расследует.

– Много людей ловится на это?

– Очень много.

– А кто ловится? Совсем молодые ребята, которые впервые вышли в Интернет, и пожилые люди, которые никак в нем не разберутся?

– Дело не в этом, а в схеме. Тебе могут под видом «отправь СМС, получи товар» предлагать то, что тебе конкретно нужно. Скажем, ты ищешь научную книгу, которая есть в Интернете в одном экземпляре на одном сайте, но для этого надо отправить СМС, которая стоит 10 рублей, и вроде не жалко. Хотя ты можешь подозревать «развод». Цена может быть указана верно, но может быть и обман, и с тебя снимут рублей 300. Это лотерея – ты можешь получить, а можешь и не получить товар. Кстати, то же самое есть и на Западе, когда ты можешь подписаться на какие-то услуги. С тебя будут каждый месяц снимать 20–30 долларов, и не с мобильного, а с банковской карты, поэтому можно ничего и не заметить. Может быть, и мы к этому придем, ведь недавно Герман Греф высказал идею, что все валютные операции будут проходить через пластиковые карты. В таком случае основным инструментом оплаты мультимедийных товаров в Интернете будут не мобильные платежи, а банковские карты.

– Вернемся к SEO. Не мешает ли развитие соцсетей оптимизаторам?

– Мешает. Потому что происходит переориентация ценностей. Если поисковые системы раньше были основным источником трафика, то сейчас появилось что-то новое, что не идет ни в какое сравнение с какими-либо рекламными сетями. В соцсетях люди проводят гораздо больше времени, поэтому потенциал у сетей выше. Для сеошников это может быть как проблемой, так и дополнительной возможностью.

– SMO (social media optimization – «оптимизация сайта под социальные сети») – это попытка подстроиться?

– Да. Как и SMM (social media marketing). Но SMM – это маркетинг, а SMO – это уже оптимизация и ближе к SEO. В принципе это похожие направления, только первое больше заточено на вирусную рекламу, а второе – на оптимизацию того, что ты делаешь под конкретный результат, то, что ты получаешь.

– Иными словами, SMO – это создание и продвижение сайтов, но сделанных под соцсети?

– Это лишь одно направление. Но можно ведь и просто сделать и продвигать, скажем, тематическую группу во «ВКонтакте». Не всегда же нужен сайт. Группы также оптимизируются как под поисковые запросы, так и под восприятие людей.

– Хорошо. Не мешает ли сайтам то, что в последнее время в соцсетях появилась возможность смотреть материалы, не переходя по ссылке на сайт-первоисточник? Те же новости, к примеру. От этого падает количество переходов и просмотров у новостных сайтов?

– Это интересный момент. Казалось бы, это очень сильно отнимает трафик у сайтов, в том числе у новостных агентств. Это неизбежный процесс. Появление и развитие Интернета не привело к исчезновению печатной прессы. Блогеры не заменили журналистов, хоть и отняли у новостных ресурсов часть аудитории. То же самое и в соцсетях. Так или иначе, но кто-то эту нишу займет. Поэтому крупные новостные агентства идут на то, чтобы самостоятельно предоставлять новости через соцсети, и создают, таким образом, положительные впечатления о своем бренде. Косвенно или прямо, это увеличит количество посещений, пусть и не данной конкретной новости. Это лучше, чем ничего, хоть и вынужденная мера.

– Вы ведете собственный SEO-блог. Это же не типично для оптимизаторов? Зачем делиться опытом с конкурентами?

– Это как раз типично. Правда, было более популярно, когда я начинал его вести, – в 2006–2007 г. Я говорил, что сеошнику трудно составить портфолио, поэтому он должен иными средствами заявлять о своих возможностях и достижениях. Количество подписчиков, читателей, сам материал в блогах – это показатель того, чего оптимизатор добивается.

– Отдельно хотелось бы спросить про закон о черных списках сайтов, о котором ты много писал в блоге. Пытались закрыть YouTube, Rutracker.org, Lurkmore.to – не смогли. Закон работает или нет?

– Работает. Как каток. С элегантностью утюга он сносит сайты на своем пути. За несколько месяцев работы закона было закрыто грандиозное количество сайтов. В жизни не поверю, что у нас столько экстремистов.

Но это ладно. Нет абсолютно никакой необходимости блокировать с доменом IP-адреса, как у нас сейчас делают. Представим ситуацию: наркоман украл булку, приезжают представители власти, перекрывают дом и сносят его со всеми другими жильцами. Да, наркоман пострадал, но с ним и сотня ни в чем неповинных людей.

На одном IP-адресе может быть очень много сайтов. Так, в свое время пострадали проекты Навального, когда обнаружилось, что один из его сайтов имел общий IP с каким-то сайтом, который было решено заблокировать. Что самое забавное – не всегда можно узнать, что тебя заблокировали, потому что есть провайдеры, которые работают медленно. Самый логичный, правильный вариант борьбы с преступлениями в Интернете – это борьба с самим преступником по закону. И сайты блокировать можно только по решению суда, как во всех цивилизованных странах. А у нас фактически проявились наметки неправового государства, когда есть презумпция виновности. Потому что, как правило, владельцы сайтов должны доказывать свою невиновность постфактум.

– Вы работали над Sarunion.ru – сайтом саратовского отделения Союза журналистов. Почему вас заинтересовал этот проект?

– Я сотрудничал с ними, это знакомые мне люди. За работу потому ничего и не брал. Можно сказать, и за идею, и для имиджа, для портфолио.

Ключевые слова: Интернет, SEO, веб-аналитика
Оцените новость
0
18 (432)
от 23
мая
2017
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
1
Хвост, чешуя – дело государственное
Чем больше рыбы, тем крепче продовольственная уверенность.
Наше трезвое счастье
Неожиданно подумал, что знаменитый указ от 16 мая сейчас помнят только пятидесятилетние россияне и, понятное дело, те, кто старше. А ведь кажется, еще вчера только было.
Фронт пошел на бой с мусором
В Саратове состоялся рейд по несанкционированным свалкам.
Размытые тайны прошлого
История маленького села в большой стране.
Хотели 27 миллиардов, а получили в 10 раз меньше
Новый механизм льготного кредитования заработал не для всех.
НАШИ РУБРИКИ:
7 дней с Дмитрием Козенко, pro & contra, «Саратовские страдания», а где-то есть тёплые страны, банковская отчётность, беседы с инсайдером, билет до детства, блогосфера, былое, вы можете помочь, гадание на символе, город, граффити, деду Морозу и не снилось!, деловые женщины, день работников ЖКХ, залп хлопушек, интервью, информация, итоги года, итоги года: культура, итоги года: политика, каталог, конфетти, краем глаза, кстати сказать, максимальное приближение, нам отвечают, ничего смешного!, новости, новости вековой давности, новости полувековой давности, новости полуторавековой давности, общество, объявление, печальные итоги: экономика, письмо в редакцию, политика, получите подарочек!, примите наши поздравления!, путешествия, Радаев. Итоги, разговор у ёлки, регион, реклама, репортаж, с Новым годом!, с праздником!, с юбилеем!, серпантин: день за днём, сновидения, события, спорт, удивило!, фейерверк, фото недели, фоторепортаж, экономика
Реклама


>> ЦИТАТА
архив

Политик Алексей Навальный о России, где президентом стал он
Полная версия интервью

>> СОЦСЕТИ