ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 31 (307) от 09.09.2014
общество

Этимология отрочества

В саратовском ТЮЗе спектаклем «Отрочество» открылся новый театральный сезон
Комментарии:0
Просмотры: 547

В минувшую субботу в ТЮЗе на малой сцене состоялась премьера нового спектакля по пьесе молодого российского драматурга Ярославы Пулинович. Спектакль включен в репертуар театра по итогам творческой лаборатории «Четвертая высота. Шаг за шагом в будущее: драматургия для подростков».

Рекомендуемая возрастная категория для спектакля, указанная на билетах: 12+. То есть существенное количество отроков, которым еще не стукнуло двенадцать, на спектакль про самих себя сходить не могут. А сходить действительно стоит, и не только им. Это смелая инсценировка автобиографической повести Льва Толстого со стилизациями под современность. Билеты давно раскуплены. В проходе между рядами стоят дополнительные стулья. Они тоже пригодились.

Мораль без морализма

Сюжет построен на истории взросления главного героя спектакля – бледного юноши с ясным горячим взором – Николеньки. С раннего детства по натуре он поэт и мечтатель. Но даже в образованнейшей дворянской семье молодым поэтам жилось непросто. Главный герой постоянно испытывает чувство одиночества, недопонимания, разрыва, который невозможно преодолеть. Ясность и горячий взгляд, напротив, портят его отношения с семьей и близкими людьми, но помогают взглянуть на окружающий мир по-другому. Его понимает только мать. Это история о настоящем, чутком и впечатлительном мальчике, в котором каждый зритель узнает себя.

В инсценировке Ярославы Пулинович взяты лишь некоторые эпизоды трилогии Толстого. Большинство, конечно, из «Отрочества». Вообще получилась такая солянка из фрагментов по Толстому. Самые ключевые из взятых эпизодов – это первая поездка Николеньки на охоту, история ссор и диалогов со старшим братом Владимиром. Смерть матери, переезд в Москву, обучение у гувернеров, взаимоотношения с родными и домочадцами, первая любовь к Сонечке.

В центре внимания – изменение ценностных ориентиров маленького Николая, становление его характера, робкий процесс инициации, принятия своего «я». Те, кто прочел все три повести, с настороженностью наблюдали за динамикой главной сюжетной линии, так как спектакль и повести – это две разные по форме вещи. Но содержание задумывалось прежнее. В едином времени и пространстве слиты все три произведения. Даже, скорее, перемешаны. Это конструктивный и созидательный замес. Вольная интерпретация Толстого многое исключила, многое упростила, привнося в спектакль Толстого еще больше. Без морализма и неуместных дидактических метафор.

Любовь и прочие трудности

В «Отрочестве» весь мир толстовских повестей оживает. Просыпается детство с его теплым светом, чистой любовью и безвременьем. Классический текст XIX века обращается с малой сцены ТЮЗа не только к подросткам, но и ко взрослым зрителям. Это спектакль-напоминание взрослым об их детстве, которое навсегда остается с каждым человеком. Постановка о родном и самом близком, но самом недостижимым и тайном. Главный герой – это собирательное «мы». Вместе с Николаем эти самые «мы» взрослеем, стесняемся себя, ищем, боимся, учим и не учим уроки, спорим сами с собой, разочаровываемся, прыгаем в огонь и влюбляемся. «Отрочество» – как короткая жизнь в жизни. Время, когда ставятся главные вопросы для каждого человека. Период, без которого каждый последующий этап не имеет значения.

Как поставить спектакль о юноше и не наврать самому себе и зрителям? Надо быть по-своему отроком, наверное. Это спектакль о простых, понятных и одновременно сложных чувствах, вещах, переживаниях, которые самоочевидны, но придерживаться их сложней всего. Это спектакль о том, как не перестать быть ребенком. Толстовские метаморфозы человеческой души – это далеко не скучное маразматичное морализаторство. До своего собственного отрочества надо еще дорасти. Для режиссера в спектакле этот период жизни не что-то неизбежное, не возрастной рубеж, через который проходит каждый, а, скорее, личный момент истины и робкая попытка отождествление себя в мире, поиск даже не ответов, а просто вопросов.

Авторов!

Драматург из Екатеринбурга Ярослава Пулинович уже стала лауреатом многих престижнейших премий в области театра – «Голос поколения», «Дебют», «Евразия», «Новая пьеса» (в рамках «Золотой маски»), «Арлекин».

Режиссёр спектакля «Отрочество» Алексей Логачев тоже молодой, выпускник Российской академии театрального искусства – ГИТИС (мастерская Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова). Играл в двух знаковых дипломных спектаклях мастерской – это «Пушкинский дом» по роману Андрея Битова, режиссер-педагог Сюзанна Серова. И «День рождения Смирновой & Чинзано» Л. Петрушевской, режиссер-педагог Елена Невежина. Но сначала Алексей окончил Нижегородский государственный университет, факультет вычислительной математики и кибернетики. Самые яркие театральные постановки Логачева – «Хармс втроем» по произведениям Даниила Хармса, театр им. Булгакова, в соавторстве с Сергеем Арониным и Екатериной Негруца. «Метель» Василия Сигарева по Пушкину. Спектакль ставился в Пермском академическом театре «Сцена-Молот». И «Москва-Петушки» – Венедикта Ерофеева, мастерская Каменьковича и Крымова, ГИТИС.

Художник-постановщик «Отрочества» – Ольга Колесникова. Эскиз спектакля подготовлен еще в ноябре прошлого года. Постановка была единогласно признана победителем лаборатории по результатам зрительского голосования. 84 процента голосов зрителей было отдано за включение спектакля в постоянный репертуар. Постановка была отмечена театральными критиками и художественным руководством театра.

Ключевые слова: ТЮЗ, Ярослав Пулинович
Оцените новость
0
18 (432)
от 23
мая
2017
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
1
Хвост, чешуя – дело государственное
Чем больше рыбы, тем крепче продовольственная уверенность.
Наше трезвое счастье
Неожиданно подумал, что знаменитый указ от 16 мая сейчас помнят только пятидесятилетние россияне и, понятное дело, те, кто старше. А ведь кажется, еще вчера только было.
Фронт пошел на бой с мусором
В Саратове состоялся рейд по несанкционированным свалкам.
Размытые тайны прошлого
История маленького села в большой стране.
Хотели 27 миллиардов, а получили в 10 раз меньше
Новый механизм льготного кредитования заработал не для всех.
НАШИ РУБРИКИ:
7 дней с Дмитрием Козенко, pro & contra, «Саратовские страдания», а где-то есть тёплые страны, банковская отчётность, беседы с инсайдером, билет до детства, блогосфера, былое, вы можете помочь, гадание на символе, город, граффити, деду Морозу и не снилось!, деловые женщины, день работников ЖКХ, залп хлопушек, интервью, информация, итоги года, итоги года: культура, итоги года: политика, каталог, конфетти, краем глаза, кстати сказать, максимальное приближение, нам отвечают, ничего смешного!, новости, новости вековой давности, новости полувековой давности, новости полуторавековой давности, общество, объявление, печальные итоги: экономика, письмо в редакцию, политика, получите подарочек!, примите наши поздравления!, путешествия, Радаев. Итоги, разговор у ёлки, регион, реклама, репортаж, с Новым годом!, с праздником!, с юбилеем!, серпантин: день за днём, сновидения, события, спорт, удивило!, фейерверк, фото недели, фоторепортаж, экономика
Реклама


>> ЦИТАТА
архив

Политик Алексей Навальный о России, где президентом стал он
Полная версия интервью

>> СОЦСЕТИ