ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 26 (302) от 22.07.2014
общество

Не от мира сего

Как важно задумываться о последствиях
Комментарии:0
Просмотры: 601

Лето – традиционное время блокбастеров, которые всячески эксплуатируют фантастическую тематику и каждый раз ставят своих персонажей в трудную ситуацию, из которой сложно найти выход, да и вообще, еще сто раз предстоит подумать: а выход ли это? Конфликт интересов – вечная проблема человеческих отношений, потому его так любят режиссеры. И не только блокбастеров. Корреспондент «Газеты недели» решил сходить в саратовские кинотеатры и обнаружил много общих черт у фильмов, на первый взгляд друг с другом никак не связанных.

«Превосходство»

Где: «Пионер», «Победа», «Синема 5», «Синема Парк»

Вообще в оригинале картина называется Transcendence, что, сами понимаете, не аналогично русскому «Превосходству», но прокатчики – народ сообразительный, понимают, что такое название, мягко говоря, вряд ли привлечет массового зрителя в кинотеатр

(а фильм с бюджетом в 100 миллионов долларов на иное не имеет права рассчитывать), поэтому решили его слегка подкорректировать. Впрочем, коррекция эта не так уж страшна, а может, и нет, потому что по кассовым сборам фильм провалился в США, а в России, напротив, довольно успешен. Впрочем, как не пойти в кино, если в фильме играет всенародный любимец Джек-Воробей, пардон, Джонни Депп? «Играет», впрочем, здесь довольно условный глагол. Но по порядку.

Перед нами формально мир будущего. Формально, потому что это будущее кажется уже явно недалеким. Уилл Кастер (Джонни Депп) с рядом ученых занимаются разработкой искусственного разума, объединяющего все наработки человечества. То есть создают своего рода кибернетического бога. Но не всё так просто: у этой идеи есть ярые противники в лице противников технической эволюции, которые не останавливаются ни перед чем, чтобы сорвать разработки. Например, совершают покушение на Кастера, в которого стреляют пулей с изотопами полония (!). Через какое-то время Кастер скончается, но безутешная жена (Ребекка Холл) сделает рискованную попытку вернуть мужа, закачав его сознание (!!) в машину. Кастер оказывается спасён, но, это, конечно, уже совсем не тот человек.

Даже по этому описанию сразу возникают две мысли. Во-первых, у фильма огромный потенциал, несмотря на затасканность идеи в целом (достаточно вспомнить того же «Газонокосильщика»), зато можно поиграть со множеством тем и жанров: антиутопия, триллер, в конце концов, экзистенциальная драма. Во-вторых, бросается в глаза множество внутренних логических нестыковок и весьма спорных идей. «Превосходство» выглядит как невесть откуда взявшийся мамонт в мегаполисе – эпично и идиотски одновременно.

Насчет, кстати, мамонтов. Дебютная картина оператора оскароносного Кристофера Нолана – Уолли Пфистера – в век современных технологий снята на пленку, что, кажется, проясняет позицию режиссера: он, по всей видимости, противник прогресса, может, потому и «антипрогрессоры» в фильме тоже побеждают цифровую реинкарнацию Кастера, стремящуюся изменить мир по-своему. Вот только... Только против правды не попрешь. Как известно, автор сам не всегда до конца понимает, какую глубокую мысль вкладывает в произведение.

Парадокс в том, что это кино, стремящееся выглядеть умно, но при этом хромающее на обе ноги в плане внутренней логики, оказалось в результате умнее всех – и критиков, и автора, поскольку «антипрогрессоры», которым мы по идее должны симпатизировать, выглядят в фильме крайне несимпатично и сами по сути создают угрозу. В то же время цифровой бог Деппа в своем стремлении систематизировать мир по-своему очень логичен и до последнего пытается затормозить нарождающийся конфликт. К сожалению, это становится понятно только в последней четверти картины – до этого момента фильм так же неуклюж, как мамонт в посудной в лавке.

«Фрэнк»

Где: «Дом кино»

«Фрэнк»Забавно, что, как и в предыдущей картине, главного героя, вернее актера, его играющего, мы толком не видим. Ну, с Деппом всё понятно: после смерти человеческого тела мы можем лицезреть его лишь в компьютере. С Фрэнком (Майкл Фассбендер) ситуация интереснее: большую часть времени он, как некогда один из его протитопов, Фрэнк Сайдботтом, носит огромную шарообразную маску из папье-маше.

История такова: жил да был не очень талантливый, но чрезвычайно тщеславный парень Джон (Домналл Глисон), который пытался сочинять глуповатые поп-песенки по принципу «что вижу, то и пою». Но однажды он в совершенно идиотской ситуации попадает в чудаковатую группу чудаковатого Фрэнка с не менее чудаковатым названием «The Soronprfbs». Как часто водится, другие участники группы воспринимают нового участника в штыки, но раз Фрэнк так решил, то придется терпеть. А вот Фрэнк Джоном очень заинтересовывается. Настолько, что начинает постепенно подпадать под его влияние, сначала прощая ему слив в Интернет записей репетиций, затем соглашаясь упрощать свои экспериментальные песни, чтобы публика лучше понимала, а под конец – не отказываясь от идеи дурацкого акустического концерта, поскольку остальные участники, потеряв терпение, уходят из группы. Понятно, что конец едва ли будет оптимистичным.

Парадоксально все-таки складываются истории кинолент. Если спорное, но благодаря своей идее толковое «Превосходство» провалилось у зрителя и критики, то в случае «Фрэнка» Ленни Абрахамсона пишущая братия слилась в волне временами умеренного, временами не очень, но все-таки восторга. Я ни в коем случае не хочу с ними спорить: «Фрэнк» – кино действительно хорошее, удачно совмещающее комедию с драмой. Однако если задаться несколько банальным, но справедливым вопросом, а для чего этот фильм все-таки снимался, то ответ приходит на ум сразу: для того, чтобы показать, что со своим уставом в чужой монастырь не ходят. Но согласитесь, эта идея, мягко говоря, не нова, и если именно она является основной темой ленты, то как-то грустно становится. Да и вообще, если задуматься, спорная она, спорная.

Тем не менее фильм очень хорош. Хорош и, как уже было сказано, умелым сочетанием жанров, и толковым изображением авангардных музыкантов, одной ногой стоящих в гениальности, другой – в безумстве, а третьей метафизической – в банальном неумении ладить с обществом и принимать его далеко не всегда глупые предложения. Не менее хороша и импровизированная музыка, записанная актерами прямо во время съемок. Может, им действительно не помешало бы создать группу?

«Планета обезьян: Революция»

Где: «Пионер», «Победа», «Синема 5», «Синема Парк»

«Планета обезьян: Революция»«Война – наш отец, он зачал нас, новое племя, в раскаленном чреве окопов, и мы с гордостью признаем общее наше родство. <...> Мы не задумываемся о пользе и практической выгоде, нам ни к чему комфорт, нам нужно только необходимое – то, чего хочет судьба». Так писал до прихода Гитлера к власти Эрнст Юнгер, один из величайших – если не самый великий – писателей XX века. Тогда он иначе относился к войне, чем годы спустя, благо время переосмыслить свой огромный военный опыт было предостаточно: немец скончается в 1998 году, не дожив полутора месяцев до 103-летия. Но если Юнгера жизнь заставила пересмотреть свои взгляды, то, к сожалению, весь ужасный опыт XX века по-прежнему мало что значит для властителей мира. Собственно, нынешние дни тому иллюстрация.

«Планета обезьян: Революция» – это, в общем-то, рассказ о том, что было, что есть и что, к сожалению, будет, – разгорание конфликта на почве, когда стороны элементарно не успели и не захотели толком договориться. Я не буду сейчас подробно останавливаться на истории экранизаций «Планеты обезьян» и на сюжете новой ленты, упомяну лишь ключевые моменты. После эпидемии обезьяньего гриппа человечество поредело – выживало лишь два человека из тысячи. Города пришли в упадок, люди потеряли друг с другом связь, а мир оказался захваченным разумными обезьянами. К моменту начала фильма обезьяны были уверены, что люди вымерли – их уже два года не видели, – и вдруг случайно на них наткнулись. Отделались тогда буквально малой кровью благодаря мудрости вожака обезьян – Цезаря (его формально играет Энди Сёркис), которого подначивает к агрессивным действиям ближайший друг – Коба (Тоби Кеббелл). Однако позже друг становится врагом и с помощью манипуляций заставляет обезьян пойти в поход на людей.

Наверняка многие зрители воспримут этот фильм как очередной толковый летний боевик-блокбастер, благо кино снято интересно и сцен экшена в нем предостаточно. Однако это не повод закрывать глаза на философскую проблематику картины.

Создатели ленты попали в точку, назвав главного антигероя фильма Кобой – по одному из псевдонимов Сталина. В киношном Кобе то тут, то там проглядывают черты «отца народов», как впрочем, и любого охочего до власти политика: готовность в буквальном смысле переступать через трупы, репрессивная политика, в том числе и по отношению к бывшим соратникам, карательные меры как особый способ устрашения не только чужих, но и своих.

Самое же ужасное заключается в том, что и такую логику можно понять: до того как ненависть окончательно не застилает глаза Кобе и он не начинает действовать с особой жестокостью, его поведение оправдано – он знает, что люди вооружаются, что, как только они подкопят силы, наверняка стоит ожидать нападения, наконец, он слишком хорошо помнит, как они издевались над Кобой и его сородичами.

Можно понять и людей: они осознают, что обезьяны – потенциально опаснейшие враги, да и злость за эпидемию, выкосившую человечество, еще очень свежа. Таким образом, противостояние биологических родственников превращается в классическую вражду Монтекки и Капулетти, когда всё можно было бы решить миром, вот только ни одна из сторон толком даже в моменты перемирия никому не доверяет, боясь подвоха. Боязнь прошлого застилает взор и не дает задумываться о будущем. Задумывался ли о будущем Коба?

Ключевые слова: кино
Оцените новость
0
18 (432)
от 23
мая
2017
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
1
Хвост, чешуя – дело государственное
Чем больше рыбы, тем крепче продовольственная уверенность.
Наше трезвое счастье
Неожиданно подумал, что знаменитый указ от 16 мая сейчас помнят только пятидесятилетние россияне и, понятное дело, те, кто старше. А ведь кажется, еще вчера только было.
Фронт пошел на бой с мусором
В Саратове состоялся рейд по несанкционированным свалкам.
Размытые тайны прошлого
История маленького села в большой стране.
Хотели 27 миллиардов, а получили в 10 раз меньше
Новый механизм льготного кредитования заработал не для всех.
НАШИ РУБРИКИ:
7 дней с Дмитрием Козенко, pro & contra, «Саратовские страдания», а где-то есть тёплые страны, банковская отчётность, беседы с инсайдером, билет до детства, блогосфера, былое, вы можете помочь, гадание на символе, город, граффити, деду Морозу и не снилось!, деловые женщины, день работников ЖКХ, залп хлопушек, интервью, информация, итоги года, итоги года: культура, итоги года: политика, каталог, конфетти, краем глаза, кстати сказать, максимальное приближение, нам отвечают, ничего смешного!, новости, новости вековой давности, новости полувековой давности, новости полуторавековой давности, общество, объявление, печальные итоги: экономика, письмо в редакцию, политика, получите подарочек!, примите наши поздравления!, путешествия, Радаев. Итоги, разговор у ёлки, регион, реклама, репортаж, с Новым годом!, с праздником!, с юбилеем!, серпантин: день за днём, сновидения, события, спорт, удивило!, фейерверк, фото недели, фоторепортаж, экономика
Реклама


>> ЦИТАТА
архив

Политик Алексей Навальный о России, где президентом стал он
Полная версия интервью

>> СОЦСЕТИ