ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 23 (299) от 01.07.2014
экономика

Неповоротливые железные дороги

РЖД хочет меньше зависеть от иностранной продукции, но при этом неаккуратно в платежах российским производителям
Комментарии:0
Просмотры: 1095

Восемьдесят процентов маневровых локомотивов, используемых в России, производятся предприятиями Украины. Как и чем сейчас заменить эти локомотивы, необходимые для перегонки вагонов по станционным путям, перестановки из парка в парк и других подобных работ? На минувшей неделе региональные чиновники, представители местного бизнеса и «Российских железных дорог» (ОАО «РЖД») пытались понять, что им мешает вместе работать и развиваться. Проблема, оказалось, в самих РЖД.

По словам советника главного редактора газеты «Гудок» Олега Дьяченко, в свете последних санкций, которые «применяют к России определённые страны», особое значение получает вопрос независимости РЖД от зарубежной продукции. В руководстве компании регулярно обсуждают, что «эту часть российского бизнеса нужно развивать, и как можно больше, чтобы мы не зависели от других стран». Например, поставки для нужд РЖД шли из некогда дружественной нам Украины. И если украинские вагоны мы ещё можем заменить на «достаточно хорошего качества» российские, то вот чем заменить, например, украинские маневровые локомотивы – «вопрос вопросов».

По словам заместителя министра промышленности и энергетики Саратовской области Владимира Белгородского, в регионе насчитывается более 20 предприятий, непосредственно выпускающих продукцию для железных дорог. И это не говоря о косвенно связанном производстве – лакокрасочной продукции, например. Но вместо прямого сотрудничества с заводами-изготовителями РЖД почему-то часто приходится взаимодействовать с компаниями-посредниками. Никто уже и не скрывает, что это – последствия принятой в госкомпании системы оплаты за поставленную продукцию. РЖД привыкло переводить контрагенту деньги с тридцатидневной отсрочкой платежа.

– Конечно, нам намного удобнее работать напрямую с железной дорогой, – объясняет главный инженер саратовского ООО «Электротехнический завод «Гэксар» Александр Грайфер. – Но то, что мы получим деньги в лучшем случае только через тридцать дней, а то и больше, начинает убивать. Когда мы производим продукцию, мы делаем стопроцентную предоплату, чтобы закупить комплектующие. Поэтому приходится в такое тяжёлое время, как сейчас, ещё залазить в банки и брать кредиты в ожидании платежей от РЖД». Посредник же, в отличие от РЖД, готов дать нужную предоплату сразу.

– Поставщик обязан вовремя заплатить зарплату, налоги. А ваша система ставит его в такие рамки, когда ему надо найти того, кто даст деньги, – выговаривал заместитель генерального директора по маркетингу саратовского ОАО «Центральный научно-исследовательский институт измерительной аппаратуры» Андрей Трошин. – Банк не даст. Найдутся посредники, которые деньги дадут. Но и возьмут свой кусок».

– Я смело могу сказать, что в результате железная дорога получит то же самое изделие, но уже с накруткой посредника, – заметил Грайфер.

Однако накрутка – не единственная проблема при работе через третьи фирмы. Часто посредник оказывается попросту недостаточно квалифицированным в обращении с продукцией – хранит её под открытым небом и т. д. «В конце концов приходит продукция с просроченными сроками хранения и в непотребном виде», – заключил Грайфер.

«Работает производитель год с вами – тогда и работайте с ним напрямую. И вы тогда сразу сможете доказать наверху, сколько стоит товар у производителя и сколько такой же товар стоил у посредника», – предложил Трошин и посоветовал представителям госмонополии сделать список добросовестных производителей, с которыми можно работать смело. Подобный механизм уже используется в нефтяной и газовой отраслях.

– В нормальных условиях с заводами сложно конкурировать, – заметил заместитель директора по маркетингу ОАО «Сарэнергомаш» Виталий Лось.

– Я знаю, за рубежом вообще не понимают, как можно получить продукцию, не заплатив деньги, – высказался директор завода «Металлист» Владимир Буданов. – Если мы строим рыночные отношения, давайте строить их как положено. Я не говорю, что надо 100 процентов платить. 30 процентов платите, 50... Обманул тебя поставщик – для этого есть служба безопасности. Почему-то железные дороги думают, что если они оттянут платежи, они что-то на этом выиграют.

Однако поменять существующие порядки не так просто даже самим железнодорожникам – все эти правила прописаны в соответствующих документах. Но и руки опускать тоже было бы слишком безответственно. Потому что на каждой дороге такие потери!

– Мы всё время говорим: вот, у нас нельзя, у нас такое правило, такое положение, обойти мы это никак не можем и так далее. Где этот вопрос вообще решается? – начал анализировать ситуацию вслух советник главного редактора газеты «Гудок». – Нужно направить служебную записку с обоснованием: сколько теряется денег на посредниках. Но важно, чтобы она пошла наверх, чтобы это можно было проследить, донести её до Гапановича (старший вице-президент ОАО «РЖД». – Здесь и далее прим. авт.), до Морозова (первый вице-президент ОАО «РЖД»), до великого экономиста Михайлова (старший вице-президент по экономике и финансам ОАО «РЖД»), который всё время говорит о деньгах Якунину (президент ОАО «РЖД»).

– Времена меняются, меняется и система, в том числе система снабжения, – заметил заместитель начальника Приволжской железной дороги по корпоративному управлению и работе с органами власти Сергей Лиходаев. – Конечно, нужно стремиться, наверное, к западным образцам. Можно приводить массу примеров, когда на крупнейших фирмах говорят: «два дня – и наша запчасть поступает в любую точку мира». Как это всё делается без всяких договоров, тендеров и так далее, пока трудно понять. Но тем не менее, нам нужно выстраивать эту работу.

Замминистра Белгородский в своем выступлении сделал акцент на том, что в последнее время со стороны РЖД наблюдается общее снижение спроса на продукцию. Заместитель начальника Приволжской ЖД Лиходаев этого не отрицал. Он объяснил корреспонденту «Газеты недели» сложившуюся ситуацию следующим образом: «Есть сокращение заказов на ремонт, запчасти и так далее. Наверное, это связано с тем, что падают объёмы не только пассажирских, но и грузовых перевозок, и нам пришлось поджиматься в виде капитального и среднего ремонта инфраструктуры». Лиходаев сообщил, что всё это может быть связано с ситуацией на Украине.

Неповоротливые железные дороги

Оцените новость
0
18 (432)
от 23
мая
2017
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
Хвост, чешуя – дело государственное
Чем больше рыбы, тем крепче продовольственная уверенность.
Наше трезвое счастье
Неожиданно подумал, что знаменитый указ от 16 мая сейчас помнят только пятидесятилетние россияне и, понятное дело, те, кто старше. А ведь кажется, еще вчера только было.
Фронт пошел на бой с мусором
В Саратове состоялся рейд по несанкционированным свалкам.
Размытые тайны прошлого
История маленького села в большой стране.
Хотели 27 миллиардов, а получили в 10 раз меньше
Новый механизм льготного кредитования заработал не для всех.
НАШИ РУБРИКИ:
7 дней с Дмитрием Козенко, pro & contra, «Саратовские страдания», а где-то есть тёплые страны, банковская отчётность, беседы с инсайдером, билет до детства, блогосфера, былое, вы можете помочь, гадание на символе, город, граффити, деду Морозу и не снилось!, деловые женщины, день работников ЖКХ, залп хлопушек, интервью, информация, итоги года, итоги года: культура, итоги года: политика, каталог, конфетти, краем глаза, кстати сказать, максимальное приближение, нам отвечают, ничего смешного!, новости, новости вековой давности, новости полувековой давности, новости полуторавековой давности, общество, объявление, печальные итоги: экономика, письмо в редакцию, политика, получите подарочек!, примите наши поздравления!, путешествия, Радаев. Итоги, разговор у ёлки, регион, реклама, репортаж, с Новым годом!, с праздником!, с юбилеем!, серпантин: день за днём, сновидения, события, спорт, удивило!, фейерверк, фото недели, фоторепортаж, экономика
Реклама


>> ЦИТАТА
архив

Политик Алексей Навальный о России, где президентом стал он
Полная версия интервью

>> СОЦСЕТИ