ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 49 (228) от 25.12.2012
общество

«Стоп-кадр» для кинохроники

Нижневолжскую студию пытаются лишить её фильмофонда, создававшегося в течение 70 лет
Комментарии:0
Просмотры: 794

Нижневолжская студия кино­хроники, которую с таким трудом удалось отстоять в прошлом году (ей грозило закрытие и продажа здания), опять оказалась в критической ситуации. Неделю назад по местным СМИ прошло сообщение, что балансодержатели учреждения – ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция» – намерены вывезти весь киноархив студии на хранение в Москву. Для пущей сохранности.

Генеральный директор Нижневолжской студии кинохроники Андрей Наймушин рассказывает, что в ходе приватизации киноотрасли, начавшейся в апреле 2001 года после указа президента Путина, все киностудии разделялись на собственно студии и фильмофонды. Причем, как поясняет Наймушин, «приватизация должна была коснуться студий, но не фильмофондов. Государство хотело сохранить фонды у себя в руках. Но следующий шаг не был продуман: за счет чего эти сохраненные фонды будут функционировать. Они оказались подвешенными в воздухе».

В 2003 году Нижневолжскую студию разделили на две отдельные организации – производящую студию (здесь хранятся материалы только с 2003 года, директором её стал Андрей Наймушин) и архивную (она же «Фильмофонд Нижневолжской студии кинохроники». Здесь хранятся материалы с 1934-го по 2003 год).

«Очень быстро выяснилось, – продолжает Наймушин, – что жить фильмофонду не на что. Мы-то с трудом концы с концами сводили и оказались практически на стадии банкротства из-за отсутствия госзаказов в течение трех лет. А фильмофонд вообще официально не производящая структура. Максимум, что он может, – это предоставлять свои услуги – давать фрагменты, копировать фильмы. На это жить невозможно. А поддержки от государства он не имел никакой: ему не на что было содержать свой маленький штат, оплачивать коммуналку. Вместо того чтобы придумать, как всё исправить, началась цепь безумных и достаточно сложных реорганизаций: «Фильмофонд Нижневолжской студии кинохроники» сначала сделали филиалом фильмофонда «Центральной студии документального фильма». Вроде бы даже логика какая-то в этом была: все документальные студии страны объединить в единый фонд. Но у центральной-то студии от этого ни копейки не прибавилось, а ей добавили шесть или семь филиалов. Через два-три года у них отняли фильмотеку и передали мультипликаторам. Получалась странная ситуация: фильмофонд формально стал частью «Союзмультфильма», а здания остались филиалом центра документального кино. Надо заметить, что центральная студия тоже находится в тяжелом состоянии и обращается во все инстанции, чтобы у нее забрали все эти филиалы. В результате к концу этого года наметилась ситуация, когда фильмотека и недвижимость стали никому не нужны. Штата нет – уже целый год никто не получает зарплату. Соответственно, возникла угроза гибели фильмотеки с 1934-го по 2003 год из шести тысяч наименований».

Сам Наймушин видит разрешение ситуации в первую очередь в передаче фильмофонда на баланс региональных властей:

«Мне так и не ясно, зачем государству новая фильмотека, ведь у него есть копия каждого фильма в центральном киноархиве в Красногорске.

«Фильмофонд Нижневолжской студии кинохроники» создавался в регионе, он и должен остаться в регионе. Региону интересен этот фонд. Маловероятно же, что я побегу в Красногорск, чтобы мне выдали фрагмент фильма Хабаровской киностудии, и точно так же вряд ли им понадобятся съемки уборки полей в 1978 году в Волгоградской области. Но я знаю, что это бывает нужно местным заказчикам, и в Саратове это найдет применение, не говоря уже про сохранение исторической памяти малой родины.

Что же касается перспектив в этом деле, то уже есть не самый лучший вариант, который, к сожалению, может сработать. Учитывая, что здание, в котором располагается филиал фильмофонда, бесхозное, то территориальное управление федерального имущества («Росимущество») в лице Вячеслава Дьяконова ищет нового владельца, и в помещение въезжает какая-то областная структура. Так как этой структуре совершенно не интересна судьба фильмофонда, то параллельно появится интерес у Госфильмофонда, который вроде бы готов забрать негативы, исходники. Если они это сделают, то по чиновничьим законам задача будет решена: недвижимость пристроена, фильмофонд сохранён. Другое дело, что мы его никогда не увидим и мало кто увидит вообще, потому что он уедет в Москву. Это увеличит себестоимость каждой минуты фильма в 10-20 раз. Даже больше, ведь в Москву надо еще доехать (билеты, питание, командировка), и потому минута возрастет в 20-30 раз и станет почти недосягаемой для заказчиков, тем более что они в основном небогатые».

Разумеется, сам Наймушин хочет иного варианта развития – он обратился к заместителю председателя областного правительства Андрею Россошанскому с предложением передать фильмотеку на областной баланс: «В паре-тройке регионов так и было сделано. Мы бы предложили уже дальнейшее использование, пускай и с небольшим коммерческим эффектом. Структура реальная, не страшная, «приподъемная», при условии наличия фильмофонда».

Студия ждет каких-то подвижек в этом вопросе – письмо ушло в министерство культуры РФ, но ответ пока не получен. Встреча же Россошанского с министром Владимиром Мединским пока тоже не состоялась.

Проблема между тем приобретает масштаб, далеко выходящий за пределы Саратова, так как в случае изъятия киноархива пострадает не только наша область, но и Волгоградская, Астраханская, Пензенская, а также республика Калмыкия. Все эти регионы много лет входили в территорию, где снимали свое документальное кино сотрудники Нижневолжской студии.

Оцените новость
0
18 (432)
от 23
мая
2017
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
1
Хвост, чешуя – дело государственное
Чем больше рыбы, тем крепче продовольственная уверенность.
Наше трезвое счастье
Неожиданно подумал, что знаменитый указ от 16 мая сейчас помнят только пятидесятилетние россияне и, понятное дело, те, кто старше. А ведь кажется, еще вчера только было.
Фронт пошел на бой с мусором
В Саратове состоялся рейд по несанкционированным свалкам.
Размытые тайны прошлого
История маленького села в большой стране.
Хотели 27 миллиардов, а получили в 10 раз меньше
Новый механизм льготного кредитования заработал не для всех.
НАШИ РУБРИКИ:
7 дней с Дмитрием Козенко, pro & contra, «Саратовские страдания», а где-то есть тёплые страны, банковская отчётность, беседы с инсайдером, билет до детства, блогосфера, былое, вы можете помочь, гадание на символе, город, граффити, деду Морозу и не снилось!, деловые женщины, день работников ЖКХ, залп хлопушек, интервью, информация, итоги года, итоги года: культура, итоги года: политика, каталог, конфетти, краем глаза, кстати сказать, максимальное приближение, нам отвечают, ничего смешного!, новости, новости вековой давности, новости полувековой давности, новости полуторавековой давности, общество, объявление, печальные итоги: экономика, письмо в редакцию, политика, получите подарочек!, примите наши поздравления!, путешествия, Радаев. Итоги, разговор у ёлки, регион, реклама, репортаж, с Новым годом!, с праздником!, с юбилеем!, серпантин: день за днём, сновидения, события, спорт, удивило!, фейерверк, фото недели, фоторепортаж, экономика
Реклама


>> ЦИТАТА
архив

Политик Алексей Навальный о России, где президентом стал он
Полная версия интервью

>> СОЦСЕТИ