ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 14 (290) от 15.04.2014
былое

«Благодатные воды волжские»

Братья Чернецовы воспели их и кистью, и пером
Комментарии:0
Просмотры: 939
Н. Г. Чернецов. Вид города Саратова при закате солнца. 1860 год

С начала XVIII века в России широкие масштабы приобрели научные экспедиции. Затем получили распространение путешествия по территории империи частных лиц с познавательными целями. В 1838 году художники братья Григорий Григорьевич (1802–1865) и Никанор Григорьевич (1805–1879) Чернецовы совершили первое в России «художественное путешествие», имевшее научно-познавательные цели. В ходе этого путешествия они побывали на территории Саратовской губернии.

Братья Чернецовы были уроженцами города Луха Костромской губернии, обучались в Академии художеств, которую окончили в 1827 г., а позднее оба получили звание академиков живописи. Еще учась в академии, братья задумали совершить плавание по Волге, чтобы запечатлеть великую русскую реку на большом протяжении. Свое путешествие художники начали с Рыбинска, где купили судно, оборудованное под плавучую художественную мастерскую, наняли судовых рабочих и лоцмана. Путешественники плыли по Волге с мая по ноябрь 1838 г., проделав путь по реке до села Ново-Павловское, а затем по суше – до Астрахани. Следуя по Волге, они рисовали панорамы обоих берегов. Из путешествия братья привезли 1982 рисунка и около 80 этюдов, выполненных маслом. В начале 50-х годов Чернецовы на их основе создали панораму «Волга» и начали её демонстрировать в Петербурге на Васильевском острове.

Панорама представляла собой огромное полотно длиной 700 м и высотой 2,5 м и крепилась на двух вертикальных цилиндрах, располагаясь за окном помещения, оборудованного в виде каюты. Картина перематывалась с одного цилиндра на другой. При этом создавался шумовой эффект, будто зрители находятся внутри движущегося судна и наблюдают пейзажи волжских берегов. От частой демонстрации полотно пришло в полную негодность.

Некоторое представление о том, как выглядели отдельные элементы панорамы, дают сохранившиеся видовые живописные изображения да акварели из волжских альбомов, созданные Чернецовыми. В Русском музее находится картина одного из братьев – Никанора, – изображающая Саратов на закате солнца. Правда, работа написана спустя двадцать лет после путешествия, и пейзаж несколько «досочинен»: он радует глаз не по сезону пышной, «итальянской» растительностью (Чернецовы посетили Саратов в октябре). Но в целом ландшафт вполне узнаваем.

По итогам экспедиции художниками была также создана рукопись, опубликованная в 1970 году под заглавием «Путешествие по Волге». Эти путевые записки рассказывают о «тревожной полугодовой жизни на воде», сопряженной с трудностями, а нередко и опасностью для жизни. Авторы упоминают и о «грозных картинах природы, когда в слабой ладье своей [они] боролись то с разъяренными волнами, то с неодолимыми льдами». Язык «Путешествия» настолько живописен, что читатель с воображением и «видит», и «слышит» плеск воды, шум ветра, пение бурлаков, крики птиц, разноголосицу на причалах, громкие команды лоцманов.

Интерес у путешественников вызывали не только панорамы городов, памятники архитектуры, остатки «твердынь», прибрежные горы, гроты и пещеры, встретившиеся необычайные деревья, но и занятия населения. Описали художники и города Саратовской губернии. Губернский центр Чернецовы осматривали с Соколовой горы: «Отсюда он имеет превосходный вид! Широкие его улицы, здания, сады – всё ясно, как на плане, и дает полное понятие о значительности города». В Саратове художники впервые увидели пирамидальные тополя; отметили, что «большая часть домов прекрасно выстроена». Они описали разливы Волги в половодье и упомянули об обвалах Соколовой горы. По их мнению, Саратов «по красоте своей, торговле и по числу жителей, которых считают до 45 тысяч, есть первый после Казани город на Волге».

Среди уездных городов Саратовской губернии братья Чернецовы выделяют Вольск и по «живописному положению», и «по прекрасным строениям, в нем находящимся». Живописность расположения и красоту ландшафта в Хвалынске художники тоже отметили. Большой интерес у Чернецовых вызывали археологические памятники, руины некогда существовавших городов эпохи Средневековья. В частности, путешественники посетили Увек.

Чернецовы мечтали издать материалы своего путешествия, но при жизни им этого сделать не удалось. Отвергнутые и забытые, братья умерли в нищете, оставив воспетые и кистью, и пером «благодатные воды волжские».

Оцените новость
0
18 (432)
от 23
мая
2017
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
Хвост, чешуя – дело государственное
Чем больше рыбы, тем крепче продовольственная уверенность.
Наше трезвое счастье
Неожиданно подумал, что знаменитый указ от 16 мая сейчас помнят только пятидесятилетние россияне и, понятное дело, те, кто старше. А ведь кажется, еще вчера только было.
Фронт пошел на бой с мусором
В Саратове состоялся рейд по несанкционированным свалкам.
Размытые тайны прошлого
История маленького села в большой стране.
Хотели 27 миллиардов, а получили в 10 раз меньше
Новый механизм льготного кредитования заработал не для всех.
НАШИ РУБРИКИ:
7 дней с Дмитрием Козенко, pro & contra, «Саратовские страдания», а где-то есть тёплые страны, банковская отчётность, беседы с инсайдером, билет до детства, блогосфера, былое, вы можете помочь, гадание на символе, город, граффити, деду Морозу и не снилось!, деловые женщины, день работников ЖКХ, залп хлопушек, интервью, информация, итоги года, итоги года: культура, итоги года: политика, каталог, конфетти, краем глаза, кстати сказать, максимальное приближение, нам отвечают, ничего смешного!, новости, новости вековой давности, новости полувековой давности, новости полуторавековой давности, общество, объявление, печальные итоги: экономика, письмо в редакцию, политика, получите подарочек!, примите наши поздравления!, путешествия, Радаев. Итоги, разговор у ёлки, регион, реклама, репортаж, с Новым годом!, с праздником!, с юбилеем!, серпантин: день за днём, сновидения, события, спорт, удивило!, фейерверк, фото недели, фоторепортаж, экономика
Реклама


>> ЦИТАТА
архив

Политик Алексей Навальный о России, где президентом стал он
Полная версия интервью

>> СОЦСЕТИ