ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 11 (287) от 25.03.2014
общество

В вине искусства

Смех и слезы современных художников
Комментарии:0
Просмотры: 579

Удалось мне на минувшей неделе ненадолго выбраться в Москву. Много что удалось посмотреть, пронаблюдать, сделать какие-то выводы. Но речь сейчас пойдет о последнем дне пребывания в стольном городе, когда я решил познакомиться с выставками современного искусства.

За плывущими конями...

На Гоголевском бульваре есть интересный памятник Шолохову. Сам писатель изображен плывущим на лодке, а за спиной у него с совершенно безумными глазами пытаются выбраться из воды кони. За этим «тихим Доном» располагается один из корпусов музея современного искусства (ММСИ), в который мы шли затем, чтобы посмотреть первую персональную и, к сожалению, посмертную выставку художника Павла Пухова (1983–2013), более известного по псевдониму Паша 183.

Паша 183, как часто бывает, до недавнего времени был известен исключительно в узких кругах. Куратор выставки, другой знаменитый уличный художник Кирилл Лебедев (Кто), написал по этому поводу (надпись действительно помещена на стене в одном из залов): «Заслуженный интерес общественных и художественных СМИ – тоже не благодаря его талантам, идеям, упорству, а вследствие дурного парадокса, медийного передергивания, катализатором которого два года назад послужило сравнение Паши с английским коллегой в тамошних газетах. Видимо, это злая ирония, что нужно обязательно работать на надрыве, быть названным профанными таблоидами «имярек 2» или, еще хуже (но еще эффективнее), – умереть, чтобы тебя заметили и признали, еще долго будет как нельзя актуальной».

В вине искусстваПашу 183 действительно не хочется сравнивать ни с кем – это был интересный художник со своим мировидением, на зацикленный на чем-то одном: на выставке представлены и граффити, и уличные инсталляции, и живописные работы, и фотографии. О самом Паше 183 рассказывается в нескольких документальных фильмах, непрерывно показывающихся в разных залах ММСИ. Здесь можно увидеть, как на граффити Алёнка с одно­именной шоколадки превращается в Че Гевару, а также знаменитую, наверняка многим знакомую остановку транспорта, на заднем стекле которой нарисованы крылья и поэтому садящийся на лавочку со стороны может быть похожим на ангела. Некоторые работы сопровождены фразами, которые хоть сейчас записывай в афоризмы: так, рядом с играющим бумажным корабликом мальчиком написано «Любое течение высохнет, но искусство останется».

На выставке представлено много работ, в том числе и политически окрашенных, но о том, как сам Паша 183 относился к этой теме, говорит еще одна из надписей на стене: «Я не считаю себя политическим художником. Я могу говорить о политике, но заниматься ей вплотную все время?! Для меня политика – еще большая грязь, чем реклама. Стоит туда наступить одной ногой, и ты уже в ней по уши. Мне многое не нравится в политике – о чем я хотел бы сказать, что хотел бы изменить, и я пытаюсь это сделать, но ударяться только в это не хочу».

Если возвращаться к словам, сказанным Кириллом Кто, Паша 183 был во многом идеалистом и романтиком, многое героизировал. Ему видней.

За вином

В вине искусстваНедалеко от станций метро Чкаловская и Курская есть Винзавод. Это действительно бывший винный комбинат «Московская Бавария», на территории которого находится крупный центр современного искусства со множеством галерей и даже филиалом знаменитого книжного магазина «Фаланстер». Мы пошли туда смотреть искусство.

Всего, что там есть, не перечислишь. Остановлюсь лишь на том, что меня поразило в первую очередь.

Во-первых, это выставка «Рай» белорусского художника Игоря Тишина, которого называют «дедушкой партизанского движения» после выставки 1997 года «Легкое партизанское движение». После нее началась дискуссия о том, является ли белорус вечным партизаном и нужно ли это выдавливать из себя. Не смолкает дискуссия и по сей день.

Как несложно догадаться, Тишин во многом политический художник, хотя, как и Паша 183, не зацикливается исключительно на этом. И все же в некоторых его полотнах нельзя если и не понять, то во всяком случае не почувствовать холодок тревоги от политических реалий. Его работы – это часто полузакрашенные фотографии, которые благодаря живописи приобретают новые оттенки смысла, вообще кардинально иные смыслы, и, как и в случае с Пашей 183, некоторые из них сопровождаются интересными фразами типа этой, написанной от руки: «Если государство уподоблять человеческому организму, то в случае войны я хотел бы жить в пятке».

Словно на контрасте с ним существует достаточно небольшая – всего 11 работ – выставка Павла Пепперштейна «Святая политика»: здесь царит совсем иное настроение, и даже близко нет угрюмой давящей атмосферы. Тишина с редким нервным смешком. Здесь смех звучит повсеместно: Пепперштейн берет современные социально-политические реалии и буквально выворачивает их наизнанку под соусом безумной и совершенно неполиткорректной сатиры, визуально следуя за советской карикатурой словно бы нарисованной детской рукой. Например, показывает ядерный взрыв со спокойным лицом человека, сопровождая надписью «Интернет – это плохо, а ядерное оружие – это хорошо», словно бы предвосхищая мракобесие Киселёва. А на соседней, например, изображена когтистая лапа, по всей видимости, бурого медведя с вырастающими из нее тарелками и небоскребами. Она тоже сопровождается совершенно замечательной надписью: «*** [очень плохая] цивилизация небоскребов убивает радость жизни и превращает всё в тошнотворный дебилизм».

В вине искусстваНаконец, последняя выставка – «Мой бедный Фаберже» Владимира Козина. Это тоже абсолютно безудержное озорство от «веселого лирика», как себя называет Владимир Козин. Работает он с любым материалом, с каким только придется: здесь вы увидите и гигантские пистолеты и унитазы, выполненные из черной резины, и разноцветных пластмассовых скелетов, которые своими позами отсылают к знаменитым произведениям искусства. В частности, только слепой не узнает в работе, вынесенной на афишу выставки, знаменитую «Девочку на шаре» Пикассо. Не обходится без политики и здесь, особенно досталось Ленину, чей бюст помещен в импровизированную клетку в форме яйца Фаберже и чей портрет обставлен мышеловками. И уж совсем Козин иронизирует, когда привязывает маленький бюстик Ильича к двум кирпичам на миниатюрных санках с веревкой и называет всё это «Последним передвижным памятником Ленину», сопровождая ремаркой «Так на санках в Ленинграде возили покойников».

Вот так и выглядит современное искусство в Москве. Иногда весело, иногда грустно, но, несомненно, глубоко.

Ключевые слова: Москва, искусство
Оцените новость
0
18 (432)
от 23
мая
2017
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
1
Хвост, чешуя – дело государственное
Чем больше рыбы, тем крепче продовольственная уверенность.
Наше трезвое счастье
Неожиданно подумал, что знаменитый указ от 16 мая сейчас помнят только пятидесятилетние россияне и, понятное дело, те, кто старше. А ведь кажется, еще вчера только было.
Фронт пошел на бой с мусором
В Саратове состоялся рейд по несанкционированным свалкам.
Размытые тайны прошлого
История маленького села в большой стране.
Хотели 27 миллиардов, а получили в 10 раз меньше
Новый механизм льготного кредитования заработал не для всех.
НАШИ РУБРИКИ:
7 дней с Дмитрием Козенко, pro & contra, «Саратовские страдания», а где-то есть тёплые страны, банковская отчётность, беседы с инсайдером, билет до детства, блогосфера, былое, вы можете помочь, гадание на символе, город, граффити, деду Морозу и не снилось!, деловые женщины, день работников ЖКХ, залп хлопушек, интервью, информация, итоги года, итоги года: культура, итоги года: политика, каталог, конфетти, краем глаза, кстати сказать, максимальное приближение, нам отвечают, ничего смешного!, новости, новости вековой давности, новости полувековой давности, новости полуторавековой давности, общество, объявление, печальные итоги: экономика, письмо в редакцию, политика, получите подарочек!, примите наши поздравления!, путешествия, Радаев. Итоги, разговор у ёлки, регион, реклама, репортаж, с Новым годом!, с праздником!, с юбилеем!, серпантин: день за днём, сновидения, события, спорт, удивило!, фейерверк, фото недели, фоторепортаж, экономика
Реклама


>> ЦИТАТА
архив

Политик Алексей Навальный о России, где президентом стал он
Полная версия интервью

>> СОЦСЕТИ