ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 2 (278) от 21.01.2014
общество

Страх и ненависть в столице

В театре драмы прошла первая премьера в календарном году
Комментарии:0
Просмотры: 666

Есть такой старый хороший японский фильм 1958-го года – «Легенда о Нараяме». Он повествует о том, как в средневековой Японии дети относили своих стариков-родителей умирать на гору Нараяма. Обычай жестокий, но с точки зрения людей того времени необходимый: ртов много, кормить всех нечем, а родители, которым исполнилось 70 лет, уже не в состоянии работать. С первым снегом старший сын возьмет старика на плечи, отнесет на гору, но вернется один, чтобы через какое-то время с ним поступили так же и его дети. Со временем этот обычай ушел, но не исчезла проблема восприятия старых родителей как обузы. На этот и некоторые другие вопросы попытался ответить театр драмы в спектакле с необычайно коротким названием «Ба».

«Ба» поставлен санкт-петербургской командой во главе с режиссером Сергеем Щипициным по одноименной пьесе Юлии Тупикиной, которая была написана в прошлом году и стала победителем международного конкурса Евразия-2013.

История такая: в Москве живут Оля (Дарья Родимова) и Лёша (Григорий Алексеев) – представители так называемого среднего класса. Оля работает в Останкино продюсером ток-шоу, судя по всему, чего-то в духе передач Малаховых. Ее гражданский муж руководит интернет-магазином, который занимается изготовлением печати на футболках. Живут неплохо в материальном плане. Это видно и по очень хорошо и правдоподобно обставленной квартире, воспроизводящей быт достаточно успешных людей: мягкие диваны, стеклянные столики на колесах, чтобы можно было привезти обед в комнату. Правда, в последнее время наступило некоторое напряжение в отношениях сожителей.

И без того хрупкий мир пока еще молодых людей (Алексею – 35, Оле в конце пьесы исполнится 30) полностью рушится с приездом Олиной бабушки – Марии Васильевны, или просто Ба (народная артистка России Людмила Гришина). Мало того что жительница сибирской глубинки не понимает и не хочет понимать реалии современной жизни, так к тому же она еще и активно вмешивается в личную жизнь наших героев. Поначалу кажется, что она несносная и даже глуповатая бабка, потом начинаешь понимать, что, может быть, Мария Васильевна, конечно, и не сахар, но в жизни и в психологии людей достаточно неплохо разбирается. Вскоре она внесет разлад в семейную жизнь внучки, но, как выяснится, оно и к лучшему: Оля найдет себе настоящего мужчину – скульптора Степана (Александр Каспаров).

Спектакль заявлен как комедия, но это только внешняя оболочка. Нет, посмеяться зрителю придется не раз и не два, в основном, конечно, благодаря уморительному персонажу Людмилы Гришиной, мастерски сыгравшей Ба. К ней мы еще вернемся, а пока поговорим о жанре. Комедией спектакль только кажется: все эти наивные провинциализмы Марии Васильевны, конечно, забавляют, но, наблюдая за спектаклем, сразу начинаешь отмечать зарождающуюся драму.

Стоит ли удивляться, что самым главным камнем преткновения в отношениях отцов и детей является не настоящее Оли, непонятное для бабушки, а их общее прошлое. Вернее, то, что их связывает, то есть пропущенное среднее звено: сначала невестка бабушки и мама Оли Вера (надо заметить, что в самой пьесе она не является действующим лицом, в то время как в спектакле сама читает собственное письмо дочери) и сын Марии Васильевны, отец Оли Сергей. Своего эмоционального пика спектакль достигает в конце первого действия, когда Оля, в конец разъяренная бабушкиными рассказами, начинает ей высказывать всё, что она думает и про родину, и про ее жителей, и про саму бабушку, сдавшую собственного сына в сумасшедший дом, из-за того что он был диссидентом.

Вот здесь кроется вторая важная тема – противостояние старого мира и нового. Мария Васильевна – не просто провинциалка, а глубокий «совок» по мировосприятию, не удивлюсь, если яростная сталинистка, но мы этого не знаем. В то время как ее внучка хочет быть современной успешной женщиной («ну вот, нагулялась, теперь поживу буржуазно, тихо»), которой не нужны штампы в паспорте и дети, хотя настоящим чайлдфри является, конечно, не она, а Алексей. Кто из них прав? Да никто.

Оля и Алексей, конечно, представители среднего класса, но никак не «креативного», а прожигающего жизнь на тусовках, вечеринках, попойках. Мария Васильевна – это атавизм, оставшийся умом глубоко в прошлом, и нечего жалеть об этом. Только усилиями замечательной Гришиной бабушка в самом спектакле, в отличие от оригинальной пьесы, не вызывает не то что бы ненависти, а даже простого неприятия: весь спектакль ты только умиляешься ее деревенской наивности и порой глуповатым попыткам повлиять на внучку, что, впрочем, со временем удается сделать.

На самом деле в этом спектакле нет ни одного положительного героя, которому искренне симпатизируешь, разве что Степану. Но и он кажется несколько нереальным и слишком уж идеальным. Даже эпизодический персонаж Тихон (Игорь Игнатов), занимающийся йогой, выглядит более правдоподобно со своими заскоками. Правда, не совсем понятно, зачем он вообще вводится в спектакль, потому что намеченное противостояние его со Степаном за Олю в итоге никак не развивается, и Тихон незаметно сливается с интерьером.

По этой рецензии может сложиться мнение, что спектакль производит негативное впечатление. Ничуть. Несмотря на продолжительность в два с половиной часа с антрактом эта постановка удалась. И дело не только в упомянутой ранее замечательной игре Гришиной, но и в том, что «Ба» действительно сумела соединить комедию с драмой, прошлое с современностью.

Оцените новость
0
18 (432)
от 23
мая
2017
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
1
Хвост, чешуя – дело государственное
Чем больше рыбы, тем крепче продовольственная уверенность.
Наше трезвое счастье
Неожиданно подумал, что знаменитый указ от 16 мая сейчас помнят только пятидесятилетние россияне и, понятное дело, те, кто старше. А ведь кажется, еще вчера только было.
Фронт пошел на бой с мусором
В Саратове состоялся рейд по несанкционированным свалкам.
Размытые тайны прошлого
История маленького села в большой стране.
Хотели 27 миллиардов, а получили в 10 раз меньше
Новый механизм льготного кредитования заработал не для всех.
НАШИ РУБРИКИ:
7 дней с Дмитрием Козенко, pro & contra, «Саратовские страдания», а где-то есть тёплые страны, банковская отчётность, беседы с инсайдером, билет до детства, блогосфера, былое, вы можете помочь, гадание на символе, город, граффити, деду Морозу и не снилось!, деловые женщины, день работников ЖКХ, залп хлопушек, интервью, информация, итоги года, итоги года: культура, итоги года: политика, каталог, конфетти, краем глаза, кстати сказать, максимальное приближение, нам отвечают, ничего смешного!, новости, новости вековой давности, новости полувековой давности, новости полуторавековой давности, общество, объявление, печальные итоги: экономика, письмо в редакцию, политика, получите подарочек!, примите наши поздравления!, путешествия, Радаев. Итоги, разговор у ёлки, регион, реклама, репортаж, с Новым годом!, с праздником!, с юбилеем!, серпантин: день за днём, сновидения, события, спорт, удивило!, фейерверк, фото недели, фоторепортаж, экономика
Реклама


>> ЦИТАТА
архив

Политик Алексей Навальный о России, где президентом стал он
Полная версия интервью

>> СОЦСЕТИ