ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 47 (275) от 24.12.2013
интервью

Владимир Егоров: Мы как улей пчелиный

Комментарии:0
Просмотры: 822

По древнеславянским традициям 21 декабря кончилась осень и началась зима. И чтобы плавно войти в нее, было принято колядовать, есть, пить, наряжаться, гадать, веселиться – аж три недели. Вы скажете, что сейчас у православных христиан пост и ни о каких гуляньях не может быть речи? Но, как утверждают ученые, празднование зимнего и летнего солнцестояния является самым древним из всех ритуалов человечества. Новый год у древних славян называется Солнцеворотом. Сразу после него идет Колядень – первый месяц зимы и нового года. Коляда считался проявлением одного из главных славянских богов Дажбога, отождествляемого с Солнцем.

Есть в России места, где эти славянские праздники чтят и возрождают. Одно из них – деревня Поповка в Можайском районе Московской области, где уже три десятка лет живут почитатели русского космизма, древнего славянства и приверженцы принципов жизни старины глубокой. И в Саратове уже есть поклонники образа жизни, заведенного в этнокультурном центре «Колосвет». Съездили – и покорились совершенно несуетным духом и чистотой устроителей иного варианта человеческой жизни. От них я про этот центр и узнала. А в конце ноября саратовские поклонники организовали приезд колосветовцев в Саратов. И мы поговорили с одним из первых поселенцев Владимиром Егоровым. Его еще зовут Кот Баюн. Под этим именем он выступает не только в скоморошьих спектаклях, но и значится автором на записях своих глубоких и неожиданных инструментальных импровизаций.

– А почему сказочный кот не может играть на пианино? – удивился он моему удивлению.

– Потому что музыка у вас грустная и глубокая при всей сказочности вашей жизни. Вы человек тоскующий и очень взрослый в музыке. А в спектаклях вы ребячитесь. Где вы настоящий?

– В музыке. Но нельзя же находиться в одном состоянии. Мне почему-то кажется, что судьба всех клоунов такая. Они чаще находятся в состоянии ребенка, но с обратной стороны это самые грустные и печальные люди. Может, это скоромошье?

Мы сидели с ним в зале звукозаписывающей студии «Река» после концерта, где одним из номеров программы было пение рун. Как говорит Владимир, когда они поют руну «Мы с тобой всё сможем, помоги нам, боже», это этнографическая, архаическая вещь. Но есть и такие словесно-музыкальные заклинания, что сочинили сами.

– «Ты без брата – воин без меча/ Ты без дядьки – воин без щита/ Помни, что без дида ты пустой...» Когда вы сочиняете эти песни-руны, у вас есть идеология, необходимый набор канонических образов, символов, которые надо упомянуть? Проверяете ли вы текст этнографическими изысканиями?

– Архаики не так и много в нашем репертуаре. Но это как раз этнографическая вещь, не сомневайтесь. Когда мы стали жить на земле, мы стали петь. Когда мы стали петь, мы стали понимать, что нам хочется большего – славить солнце, воспевать реку. И видимо, начала просыпаться родовая память. Мы стали сочинять. Мы же сейчас находимся в таком времени, когда открывается много знаний из нашего прошлого. Мы можем делать какие-то параллели из ведической культуры Индии, из того, что мы знаем. Но нам очень важно выразить основную идею в образах сегодняшнего дня. То есть мы возрождаем прошлые традиции, но мы хотим быть понятыми как можно большим числом людей.

– Давайте уточним, кого вы имеете в виду, говоря «мы». Только к вашему имени Интернет выбрасывает целый список названий: «Суроварг», «Суряница», «Колосвет», «Русский лад».

– «Суроварг» – это наш мужской славянский хор, «Суряница» – обрядовый театр, восстанавливающий обычаи древних сл авян, «Колосвет» – наш этнокультурный центр. Он начался с того, что в 80-е годы две женщины взяли дом в деревне в Можайском районе. Галина Борисовна Романова – основательница уникальной образовательной методики для детей от трёх до пяти лет, которая известна сейчас в России под названием «Бабушкина школа». Ольга Александровна Торопова по профессии биолог, по сути своей – философ. Я познакомился с ней, когда был еще школьником. Ее дочка Алена была моей одноклассницей. Мы были увлечены идеей жизни в ладу с собой, со Вселенной, с природой. Ольга Александровна наша начальница, потому что она начала, заварила эту кашу. Она тогда изучала русский космизм.

– И сразу после школы вы уехали в тот домик в деревне?

– Нет, я поступил в лесотехнический институт. Было начало перестроечных лет. Мы смело убрали из нашей институтской газеты ленинские слова «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и вместо них поставили слова Конфуция «Только знания и добродетель». Нас спросили: а зачем Конфуций в инженерном институте? А мы спросили: а как связаны пролетарии с профессорами?

Я преподавал на кафедре мировой отечественной культуры. Мы ее сами организовали. И это была первая культурная кафедра в техническом вузе. Мы давали второму курсу на выбор 16 предметов. Можно было изучать что хочешь – основы православной культуры, серебряный век. Это был фантастический курс. 200 человек у меня сидело на лекциях. А потом нам сказали, что из-за финансирования всё будет сокращаться. Мне предложили вести русскую архитектуру 19 века. Я сказал завкафедрой, что ничего не понимаю в этом и не могу делать то, в чем не уверен. Я уехал жить на природу в 90-е годы, когда вблизи деревни Поповки мы взяли 40 гектаров земли. Мне было тогда 25 лет. Люди так и уходили – кто в челноки, кто в бандиты, кто во внутреннюю эмиграцию.

– Вы поехали один?

– Нет, нас было несколько человек, увлеченных одними идеями. У нас был клуб «Живая земля». Мы общались с ученицей Вернадского Валентиной Сергеевной Неаполитанской, мы дружили с Аллой Андреевой, вдовой Даниила Андреева, наша институтская газета первая опубликовала стихи Даниила Андреева.

– Подождите, где Андреев с его «Розой мира» и где язычество? Вы же сейчас славите языческих богов?

– Я терпеть не могу слово «язычество». Для меня оно просто как клеймо. Есть слова более адекватные. Мы увлеклись обычаями, традициями, культурой, философией.

– Славянскими?

– Да нет же! Всех народов. Мы читали Махабхарату, Конфуция, и нам было интересно: а что у нас есть, у славян, с тех времен? Книг тогда было мало. Велесова книга появилась совсем недавно. Но мы быстро поняли, что нужно что-то делать, а не просто сидеть на кухне и говорить, как всё плохо. Тогда было уникальное время, когда крестьянско-фермерским хозяйствам давали земли. И мы стали крестьянами. И начали строить себе дома и учиться вести крестьянский быт, и пахать, и содержать скот.

Никогда не забуду, как я стоял, рубил сучки у дерева, и папа нашей подруги – сам с Вятки, корневой такой, правильный человек – подходит ко мне и говорит: «Вы, конечно, Владимир Юрьевич, в институте учились, преподаете, но когда топором рубите, ноги-то с одной стороны дерева держите, а топор все-таки с другой». Вот тогда я, наверное, понял, что с таких знаний и нужно начинать жизнь, чтобы она правильно сложилась. Постепенно у нас появился трактор, козы, коровы, пчелы. Сейчас у нас есть свой дом мастеров, то есть фактически мы всё делаем своими руками.

– У вас есть график общественных работ? Или обязанности приносить пользу?

– У нас роли распределены. Есть те, кто отвечает за двор, есть те, кто отвечает за строительство, за кухню (мы едим все вместе, хотя в домах каждый может приготовить себе что-то и сам). Нормальным словом нашу жизнь можно назвать «община». У нас своя картошка, мед, молочка. Мы закупаем только зерно, масло. Мы много производим своими ремеслами. У нас общий котел и каждый имеет из него то, что желает. А так как желания у всех реальные, то есть простые, сделать концерт в Саратове, например, то они исполняются. У нас есть даже что-то типа профсоюза, который отслеживает дни рождения, поездки к родственникам и напоминает о подарках.

Я занимаюсь организацией праздников, поэтому на нашей общинной ферме я разнорабочий, специалист по уборке навоза. И поверьте, что для меня это не повинность. Для меня одинаковая честь работать на нашем скотном дворе и выступать в московском международном доме музыки. Меня сегодня в Саратове спрашивали, как мы деньги делим. Мы знаем перед началом года, что будем строить, куда и зачем поедем, что в социальном плане нам надо сделать, а что – в художественном.

– У вас есть совет старейшин?

– Безусловно. Хотя мы не гнобим молодежь, но коллективный разум какой-то выработался. Мы как улей пчелиный. Мы 30 лет назад собрались жить в единстве с природой, космосом, понимая, что планета – это живой организм, и на ней все важны – камень, растение. Мы вегетарианцы, и скажу честно, в этом году мы пробовали летом даже сыроедение. Если ты созидаешь и сохраняешь энергетику пространства, то важно поддерживать себя в чистой форме. Мы проводим обряды славления Солнца. Нам важно сохранять этические основы отношений с природой.

– А как часто к вам приходят новые люди в общину? И как часто уходят?

– Мы даем возможность событию сбыться. Земля и простые, в принципе тяжелые условия проверяют людей на вшивость. Кто-то уходит, кто-то приходит. Иногда человек может прожить только какой-то этап своей жизни в общине. Но мы научились быть всем благодарны.

– Между вами не бывает ссор?

– Бывают, конечно. Но нельзя со стороны судить, кто прав, кто не прав. Поссорились, пусть мирятся. У нас несколько правил золотых – не вставать ни на чью сторону, искать ошибки в себе, не хранить камня за пазухой. Сохранение общего лада – это тяжелый труд, но его необходимо делать. Нельзя себя одного ставить выше общего лада.

– А есть кодекс какой-то с записанными правилами или вводный «курс молодого бойца»?

– Мы думали об этом и пришли к выводу, что, как только мы кодекс создадим, все негласные правила наших отношений превратятся в прописную истину. А прописные истины не держат людей вместе. Общий строй – он все-таки держится на родстве души, ума, совести. И потом, если прописать жесткие правила, секта получится. Во всем космосе существует принцип свободы воли. Ты можешь свою волю обернуть только внутрь себя, ее нельзя навязывать другим. Нам говорят, что в нашей общине отсутствует эффект гуру. На один вопрос у нас все ответят по-разному. И это очень хорошо.

– С одной стороны, вы получаетесь антицерковными людьми, которые из атеистов перепрыгнули в русский космизм, минуя религиозность. С другой стороны, в ваших песнях-рунах вы славите бога. Бог – что для вас? И не собираетесь ли вы создать какую-то свою религию?

– Бог – это исконно русское слово. В христианстве же нет слова «бог». Там Илохим, Яхве. Для древних славян бог – это что-то необъятное. Это единый живой космос. Вот и для меня он явен в солнце, в вас. Мы против религиозного миропонимания. Мы за науку и культуру. Что такое религия?

– Система мифов, правил, норм поведения, иерархий.

– Религия вообще-то происходит от латинского слова «связь». Веды предполагают знание и осознание. Это совершенно другой путь. Веды – живое знание, и только из уст в уста, от сердца к сердцу такое знание должно идти. Знаете, сейчас так много людей с умным очень видом делают очень глупые вещи, что мне кажется – нужно стараться сбить с людей этот цивилизационный снобизм. И мы традицию любим за то, что она ведет к каким-то простым и очень важным вещам.

– У вас есть политические амбиции?

– Нет, однозначно.

– А у вашей начальницы?

– Нет.

– У вас давно контакты с движением «Русский лад»?

– Года два.

– А вы не боитесь испортить свою репутацию тесным отношением с этой организацией? Там же собрались коммунисты с тягой к сталинизму.

– На сегодняшний день председатель координационного совета российского созидательного движения «Русский лад» Владимир Никитин – единственный политик, который говорит о русском космизме и ведической культуре. Назовите другую организацию, которая поддерживает интерес к ведической культуре. Мы судим по делам.

– В регионах представители «Русского лада» ратуют за избранность русского народа, забрасывая тухлыми яйцами другие.

– Посмотрите, собираются два азербайджанца – это диаспора, собираются два русских – это фашизм. Может, в Саратове что-то по-другому. Но вот я был у вас в Национальной деревне, и там русское подворье самое скромное. Но вы правильно подметили, мы находимся в ситуации очень острой, граничащей с национализмом. Даже провести большой праздник, связанный чисто с русской культурой, будет очень подозрительно. Но, видите, мы сторонники мира через культуру. А как мы без поддержки политиков будем петь песню «На горе Перуновой», если у нас сейчас в государстве та же политика, как в средние века: все должны быть в РПЦ? И только сотрудничая с «Русским ладом», мы имеем возможность легально при поддержке депутатов Государственной думы проводить большие, всероссийского уровня фестивали народного творчества. Может, мы станем в этом движении гарантом культуры, понимания, вежливости? Мы же за «Русский лад» не по крови. Люди разных национальностей в нашей стране умели жить всегда во взаимопонимании.

– Как только начинается национальная тема, тема самосознания, мгновенно начинается не лад, а разлад.

– Конфуций говорил, что народ, лишенный традиций, превращается в стадо говорящих животных. Мы хотим какую-то дверку приоткрыть в русских людях в прошлое. Я являюсь сопредседателем центра русского возрождения и национальных традиций. Я же не зову творить агрессию. Я предлагаю искать какое-то равновесие.

Оцените новость
0
18 (432)
от 23
мая
2017
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
Хвост, чешуя – дело государственное
Чем больше рыбы, тем крепче продовольственная уверенность.
Наше трезвое счастье
Неожиданно подумал, что знаменитый указ от 16 мая сейчас помнят только пятидесятилетние россияне и, понятное дело, те, кто старше. А ведь кажется, еще вчера только было.
Фронт пошел на бой с мусором
В Саратове состоялся рейд по несанкционированным свалкам.
Размытые тайны прошлого
История маленького села в большой стране.
Хотели 27 миллиардов, а получили в 10 раз меньше
Новый механизм льготного кредитования заработал не для всех.
НАШИ РУБРИКИ:
7 дней с Дмитрием Козенко, pro & contra, «Саратовские страдания», а где-то есть тёплые страны, банковская отчётность, беседы с инсайдером, билет до детства, блогосфера, былое, вы можете помочь, гадание на символе, город, граффити, деду Морозу и не снилось!, деловые женщины, день работников ЖКХ, залп хлопушек, интервью, информация, итоги года, итоги года: культура, итоги года: политика, каталог, конфетти, краем глаза, кстати сказать, максимальное приближение, нам отвечают, ничего смешного!, новости, новости вековой давности, новости полувековой давности, новости полуторавековой давности, общество, объявление, печальные итоги: экономика, письмо в редакцию, политика, получите подарочек!, примите наши поздравления!, путешествия, Радаев. Итоги, разговор у ёлки, регион, реклама, репортаж, с Новым годом!, с праздником!, с юбилеем!, серпантин: день за днём, сновидения, события, спорт, удивило!, фейерверк, фото недели, фоторепортаж, экономика
Реклама


>> ЦИТАТА
архив

Политик Алексей Навальный о России, где президентом стал он
Полная версия интервью

>> СОЦСЕТИ