ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 4 (232) от 05.02.2013
политика

Имидж нужен положительный…

Партнерство власти и СМИ – реальность? Фантастика!
Комментарии:0
Просмотры: 740
Телеэкран – вот «посредник» между областным правительством и прессой в их «информационном партнерстве»

В минувший четверг на заседании правительства области рассказывали об успешном взаимодействии региональной власти со средствами массовой информации. О партнерских отношениях между ними и информационной открытости чиновников. Способствовала позитивным сдвигам и налаживанию диалога программа «Развитие информационного партнерства органов государственной власти Саратовской области со СМИ на 2011–2013 годы». Это на словах. На деле же журналистов в зал заседаний не пустили, им отвели места в другом помещении.

За происходящим пресса наблюдала по телевизору. Точнее, по двум телевизорам, на которых велась онлайн-трансляция мероприятия. Новшество это вызывало некоторые неудобства: статичная картинка упорно показывала лишь лица президиума, выходивших к трибуне докладчиков и затылки сидевших на первом ряду чиновников. Идентифицировать же тех, кто выступал с места, было проблематично.

Не было в тот день и традиционного подхода губернатора к прессе. Почему глава региона решил проигнорировать сие общение, в его пресс-службе объяснить не смогли. В итоге вопросы журналистов остались без ответа. Такое вот информационное партнерство получилось.

Основная часть программы – ежегодные открытые конкурсы информационных проектов. Направлены они на лучшее освещение социально значимых тем в СМИ, проводятся по нескольким тематическим направлениям, в зависимости от того, на каком вопросе власть хочет акцентировать внимание. Темы могут быть, например, такими: «стабилизация экономики – залог успеха», «положительный имидж области» «герои нашего времени», «программы для детей и юношества», «защита здоровья, семьи, детства», «модернизация и инновация в развитии области». СМИ, решившие поучаствовать в конкурсе, обязательно проходят через публичную защиту своих проектов. На оплату позитивного материала правительства перечисляет прессе субсидии.

История с налаживанием диалога между властью и прессой длится в регионе с 2004 года. Именно тогда начала действовать первая программа по развитию информационного партнерства. С тех пор популярность конкурсов и объем финансирования программы растут.

В прошлом году конкурсов было три. На участие в них поступило 700 заявок (в 2004 году заявок было 162, в 2005-м – 117). В итоге конкурсная комиссия поддержала 380 проектов в 99 СМИ (в 2004-м победили 30 проектов, в 2005-м – 76). «Все информационные проекты реализованы в полном объеме», – было написано в розданном справочном материале. А вот деньги правительство выплатило не в полном – эта информация вскользь прозвучала на заседании уже с трибуны. Оказалось, что в прошлом году бюджет оплатил только 73,3 процента реализованных проектов.

Кстати, что касается денежной составляющей программы, то в прошлом году в ее бюджет было заложено 30 млн рублей, однако потратили на нее 61 млн. Еще 55 млн было выделено из внебюджетных источников (в основном это средства редакций). В этом году на реализацию программы в областной казне предусмотрено 37 млн.

В прошлом году в рамках победивших на конкурсах проектов в теле– и радиоэфир вышло 2427 сюжетов и передач, в Интернете размещено 2715 сообщений, в печатной прессе опубликовано 6232 материала.

Одна из сложностей в реализации программы заключается, по словам первого заместителя министра печати и информации Светланы Бакал, в качестве информационных материалов. «Примерно 10 процентов материалов было исключено, а значит, не оплачено», – поясняет она. Что же касается информационной открытости чиновников и вопроса взаимодействия власти и СМИ, то, по словам Бакал, «недоработки в этом вопросе имеются и с той, и с другой стороны».

Кстати, на заседании прозвучало бодрое: программа позволила обеспечить освещение более 1500 открытых мероприятий, среди которых свыше 60 пресс-конференций и брифингов. А вот о том, что среди всего этого многообразия встреч губернаторская пресс-конференция была лишь однажды, а сам Валерий Радаев числится в списке наиболее закрытых для СМИ региональных глав, предпочли тактично не вспоминать…

Мы спросили у коллег по цеху, заметили ли они подвижки в вопросах информационной открытости органов государственной власти области и повышении эффективности их взаимодействия со СМИ. И поскольку открытые конкурсы, которые проводит минпечати, частенько вызывают у коллег нарекания, мы поинтересовались, находят ли они в этом деле политическую или какую-то иную подоплеку.

Алексей Мурзов, главный редактор ИА «СарБК»:

– Программа существовала и ранее, но властные структуры в целом по-прежнему остаются закрытыми. Я не говорю об отдельных ведомствах, высокий уровень взаимодействия со СМИ в которых во многом связан с конкретным пресс-секретарем или самим руководителем либо активностью отдельных журналистов. Думаю, что проблема не в наличии или отсутствии каких-либо программ, а в конкретных руководителях. Если, например, мы говорим о правительстве, то в первую очередь это губернатор.

При определении победителей в конкурсах информационных проектов всегда присутствует какая-то подоплека. Некоторые СМИ власть не может обойти по определению – в силу их значимости, занимаемой доли на медийном рынке, популярности и влиятельности. Другие – в силу аффилированности. Часть – по остаточному признаку. Но, однозначно, даже самый открытый орган власти прежде всего смотрит на некую «благонадежность» СМИ и готовность его идти на компромисс. Сложно представить, что чиновники будут платить СМИ, которое их ежедневно критикует.

Тимофей Бутенко, корреспондент «Газеты «Наша Версия»:

– Единственное, что я заметил, так это увеличение количества официальных пресс-релизов и ограничение возможности для журналистов получать информацию от первого лица. Что касается конкурсов, это надо смотреть по каждому конкретному случаю. Если есть основания полагать, что конкурсы проведены с нарушениями, то тут может быть коррупционная подоплека, но я пока этот вопрос так плотно не рассматривал, поскольку никогда не интересовался партнерством власти и СМИ.

Елена Бадикова, главный редактор «Аткарской газеты»:

– Программа стала для нашего издания своего рода локомотивом. Благодаря ей мы смогли отправить своих журналистов на учебу, обновили компьютерное оборудование, фото– и аудиозаписывающую аппаратуру, увеличили полосность газеты, улучшили качество полиграфического исполнения, перешли на цветную полиграфию. Программа дала нам возможность вылезти за узкие местечковые рамки, почувствовать себя в большой информационной семье.

Антон Морван, корреспондент журнала «Общественное мнение»:

– Подвижек (во всяком случае в положительную сторону) не заметил. «Наша» власть как занималась отписками и затушёвыванием действительности, так и занимается. Официальные отчёты ведомств кишат ростом всего и вся, «конструктивным диалогом» и прочей, мало имеющей отношения к жизни за пределами чиновничьих кабинетов и дач, «позитивной динамикой».

Конечно, развитие Интернета делает своё дело. Чиновничьим структурам хоть и со скрипом, но приходится подчиняться этому фактору – выходить в онлайн, рассылать и публиковать релизы, по велению вышестоящего начальства даже обзаводиться блогами и аккаунтами. Но за редким исключением (когда у того или иного ведомства нормально работают пресс-службы, в которых трудятся квалифицированные журналисты, и когда этот фактор помножен на относительную вменяемость руководителя этого ведомства), вся информационная деятельность государственных и муниципальных структур – это размножение показухи в кондово-совковых традициях. Насчет подоплеки в конкурсах я тут скажу, как Рабинович из бородатого анекдота: «Зачем слова, когда и так всё понятно?»

Ключевые слова: власть, пресса, СМИ, конкурс
Оцените новость
0
18 (432)
от 23
мая
2017
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
1
Хвост, чешуя – дело государственное
Чем больше рыбы, тем крепче продовольственная уверенность.
Наше трезвое счастье
Неожиданно подумал, что знаменитый указ от 16 мая сейчас помнят только пятидесятилетние россияне и, понятное дело, те, кто старше. А ведь кажется, еще вчера только было.
Фронт пошел на бой с мусором
В Саратове состоялся рейд по несанкционированным свалкам.
Размытые тайны прошлого
История маленького села в большой стране.
Хотели 27 миллиардов, а получили в 10 раз меньше
Новый механизм льготного кредитования заработал не для всех.
НАШИ РУБРИКИ:
7 дней с Дмитрием Козенко, pro & contra, «Саратовские страдания», а где-то есть тёплые страны, банковская отчётность, беседы с инсайдером, билет до детства, блогосфера, былое, вы можете помочь, гадание на символе, город, граффити, деду Морозу и не снилось!, деловые женщины, день работников ЖКХ, залп хлопушек, интервью, информация, итоги года, итоги года: культура, итоги года: политика, каталог, конфетти, краем глаза, кстати сказать, максимальное приближение, нам отвечают, ничего смешного!, новости, новости вековой давности, новости полувековой давности, новости полуторавековой давности, общество, объявление, печальные итоги: экономика, письмо в редакцию, политика, получите подарочек!, примите наши поздравления!, путешествия, Радаев. Итоги, разговор у ёлки, регион, реклама, репортаж, с Новым годом!, с праздником!, с юбилеем!, серпантин: день за днём, сновидения, события, спорт, удивило!, фейерверк, фото недели, фоторепортаж, экономика
Реклама


>> ЦИТАТА
архив

Политик Алексей Навальный о России, где президентом стал он
Полная версия интервью

>> СОЦСЕТИ