ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 33 (261) от 17.09.2013
общество

Полёт из века в век

Саратовская авиакомпания отмечает день рождения
Комментарии:0
Просмотры: 1898

«Саратовский объединенный авиаотряд» начал свою историю в 1931 году как база сельскохозяйственной авиации. Прошли десятки лет, исчез Советский Союз. Региональные авиа­компании во многих городах были вытеснены более крупными авиаперевозчиками, технологии шагнули так далеко вперед, как и не могли себе представить первые саратовские авиаторы, а ОАО «Саратовские авиалинии», правопреемник государственного авиапредприятия, сберег свою команду и продолжает успешно развиваться, поддерживать в летной годности воздушные суда, быть востребованным, совершать рейсы в Европу на самолетах, соответствующих мировым стандартам. 19 сентября у «Саравиа» 82-й день рождения. Его отметят более тысячи сотрудников компании. Это лишь подтверждает то, что им удается сохранить здоровый дух предприятия и правильное отношение к своему делу.

Рожденный из «пепла» и пыли

В 1930-е годы выпускались фанерные По-2 (У-2) – самолеты, которые сдувал ветер и обгоняли автомобили. Но до последних дней войны на всех фронтах использовались несколько тысяч таких машин. Саратовское авиапредприятие внесло свой вклад в борьбу с немецкими захватчиками. В первых числах июля 1941 года девять экипажей 242-го авиаотряда, занимавшего одно из ведущих мест в Московском управлении ГВФ, на самолетах У-2 вылетели на формирование в подмосковный аэропорт Быково. После войны в реорганизованном авиаотряде проходило качественное и количественное изменение самолетного парка. В феврале 1954 года первые самолеты «Ли-2» приземлились в саратовском аэропорту, а в апреле летный экипаж перегнал из авиационного завода Киева в Саратов Ан-2.

После окончания школы в 1958 году Юрий Давыдов улетал в Куйбышев для прохождения медкомиссии перед поступлением в Краснокутское летное училище. Отправлялся он с деревянного аэровокзала. На аэродроме был маленький асфальтированный пятачок, а самолеты Ли-2 и Ан-2 приземлялись на грунт, размокающий в непогоду. По этой причине весной и осенью транспортные самолеты базировались на авиационном заводе или в Разбойщине, на базе вертолетного училища.

Через три дня после тридцатилетнего юбилея авиапредприятия выпускника летного училища Юрия Давыдова зачислили вторым пилотом Ан-2. В 1965 году он совершил первый самостоятельный полет на этом самолете, из Саратова в Балаково доставил тысячу двести килограммов электродов. Будучи пилотом, Юрий Кириллович прошел все руководящие должности, возглавлял коллектив авиапредприятия в сложное время перехода на новую систему хозяйствования с 1990-го по 2003 год. Во время его руководства, в 1997 году, саратовский аэропорт получил статус международного. Сейчас Юрий Давыдов – председатель совета директоров ОАО «Саратовские авиалинии». Но это было чуть позже…

Шаг за шагом

Искусственное покрытие и рулежные дорожки на аэродроме появились в середине 1960-х годов. Взлетно-посадочная полоса со временем росла от отметки 1600 до 1800 м. Еще в 1973 году было сделано технико-экономическое обоснование строительства аэропорта в Сабуровке, но проекту не был дан ход, смогли снова удлинить полосу до 2200 м, чего оказалось достаточно в тот момент.

Вполне понятно, что вехи жизни предприятия для его сотрудников связаны с освоением новой техники. Юрий Давыдов летал на вертолете Ми-2 и многих типах самолетов. В 1965 году в Саратов пришел новый Ан-24, делавший первые шаги в создании комфорта для пассажиров, отличавшийся от предыдущих машин, как небо от земли: система кондиционирования, герметичная кабина пилотов, дальность его полетов – 2 тыс. км. Следующим этапом для выпускника ордена Ленина академии гражданской авиации Юрия Давыдова стал и Як-40, Ан-24, Як-42.

1 апреля 1974 года работать в авиапредприятие пришел Сергей Пригородов, ставший впоследствии начальником цеха оперативного обслуживания самолетов, затем главным инженером, а с 1998 года он – начальник авиационно-технической базы – заместитель генерального директора. Сергей Иванович застал самолеты Ан-24. В 1979 году из Чехословакии начали поставлять Л-410, вместе с зарубежными коллегами саратовские авиаторы осваивали эти самолеты для местных воздушных линий.

31 декабря 1979 года ввели в эксплуатацию большую пристройку к аэровокзалу, он был увеличен в полтора раза. Появление более современных самолетов стало для пилотов и технического персонала настоящей революцией. Сергей Иванович участвовал в эксплуатационных испытаниях Як-42, которые проходили в аэропорту Быково, а затем он с коллегами переносил полученный опыт в Саратов, значительную поддержку техникам оказывал Саратовский авиационный завод.

– Мы так хотели заполучить Як-42, что собственными силами, хозспособом, строили лабораторию, – вспоминает Юрий Кириллович. – На этих самолетах мы начали летать с 1982 года.

В любой уголок области и страны

В райцентры в 1960-х годах легче было добраться самолетом, дороги почти отсутствовали. Билет в Базарный Карабулак на АН-2 стоил 2 рубля, и было 10 – 12 рейсов в день. 1970-е – 1980-е годы стали расцветом полётной географии авиапредприятия. Вся область и населенные пункты соседних регионов обслуживались самолетами местных авиалиний, которые доставляли пассажиров, почту, грузы: Маркс – Вольск – Балаково – Духовницкое – Хвалынск и обратно; Святославка – Самойловка – Балашов – Аркадак – Турки – Романовка – Родничок; Горный – Пугачев – Ивантеевка – совхоз «Труд» – Перелюб и обратно; другие населенные пункты. В летнее время года количество пассажироперевозок снижалось (с помощью самолетов в это время удобряли, подкармливали поля, боролись с вредителями).

Рейсы средней дальности выполняли самолёты Ан-24, Як-40, Як-42 в Москву, Ленинград, Волгоград, Куйбышев, Пензу, Магнитогорск, Свердловск, Новосибирск, Саранск, Иваново, Вильнюс, Ригу, Адлер, в города Украины, Кавказа, Средней Азии. В эти годы вместе со службой управления воздушного движения и РТОС (радионавигация), которые сейчас не входят в состав «Саравиа», на авиапредприятии работало свыше 3 тыс. человек.

Отдельной страницей для личного состава саратовского авиапредприятия стала восьмилетняя работа в Македонии (с 1993-го по 2001 год). Именно македонцы, у которых не было своей летной базы, открыли окно практически во все европейские города пилотам из провинциального Саратова. Эта работа стала и способом выживания в 1990-е годы. Временами на базах в Скопье и Охриде находилось до четырех Як-42 и до 78 человек лётного состава.

Новая эпоха

Юрий Давыдов называет 2013 год судьбоносным для «Саравиа». В этом году проводится реконструкция и ремонт взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек. Того требуют и два ожидаемых в ноябре Embraer 195 – начинается пополнение парка самолетов. Суперсовременные, надежные, более скоростные машины позволят расширить границы, увеличить дальность полетов, улучшить экономические показатели.

– Если раньше летный состав обучался управлению Ан-2 в Красном Куте, Сасово и Бугуруслане, Ан-24 – в Кировограде, Як-42 – в Ульяновске, то современные пилоты во главе с генеральным директором Константином Владимировичем Соколовым обучаются во Франции на английском языке, – подчеркивает Юрий Кириллович.

В этом же году аэровокзал получит третье рождение. Уже в октябре начнет свою работу его здание, после реконструкции. Теперь здесь пассажиры будут проходить регистрацию на рейс, досмотр, а оттуда – в автобус и к самолету, здесь же будет располагаться и сектор выдачи багажа.

– Я, как человек, проработавший в авиапредприятии полвека, благодарен судьбе за то, что вижу своими глазами, за то, как в аэропорт, в технику вдыхают новую жизнь, – радуется Юрий Давыдов.

Особое внимание в авиакомпании уделяется безопасности полетов. Около 15 лет Сергей Пригородов представляет «Саравиа» в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта. За эти годы в ее техническом комитете появлялось много новых предприятий, а затем они исчезали. Этих авикомпаний просто уже не существует.

– Каждый раз, когда я приезжаю на заседание ассоциации, меня спрашивают: «Вы еще живы?» Мы не просто живы, а прекрасно себя чувствуем, – уверенно заявляет Сергей Иванович. – В ноябре 2011 года специалисты «Аэрофлота», национальной компании, проводили у нас аудит. Они отметили, что наша техническая база полностью соответствует современным требованиям, и признались, что по своему уровню она ничем не уступает их собственной. До нашего предприятия эти же аудиторы инспектировали авиакомпанию в Оренбурге, эксплуатирующую «Боинги». Оказалось, что там база намного слабее. Як-42 – надежная машина, и наше стабильное финансовое положение позволяет поддерживать эти самолеты в рабочем состоянии, пока позволяет их запас прочности и срок службы. И всё же морально Як-42 устарел. В 1990-е годы политика была направлена на то, чтобы не развивать отечественные среднемагистральные самолеты, а приобретать зарубежные машины, поэтому умер и «САЗ». Но мне не стыдно за то, что в непростое время мы смогли сохранить технику в хорошем состоянии, модернизировать ее и летать практически по всему миру. Считаю, что в адрес нашего авиапредприятия направляется много не заслуженной нами негативной информации. Я часто летаю и вижу, что бортпроводники некоторых компаний не умеют общаться с пассажирами. Угодить пассажирам так, как это делают бортпроводники «Саравиа», редко где умеют.

ОАО «Саратовские авиалинии» – победитель национальной премии «Крылья России» 1999-го, 2000-го, 2006-го и 2011 годов. Саратовское авиапредприятие в рейтинге «Росавиации» входит в число авиакомпаний с минимальными задержками рейсов.

Главное богатство и гордость

К сожалению, во многих городах, где есть аэропорты, нет собственных авиакомпаний. Сотрудники саратовского авиа­предприятия своими стараниями его сохранили. В авиакомпании были и есть люди, которыми «Саравиа» гордится. Выделить кого-то особенно трудно, перечислить всех невозможно, ведь в авиации важна слаженная работа всего коллектива. Вот только несколько имен тех специалистов, которые в разное время получили звание заслуженных пилотов и работников транспорта. Пилот и командир Саратовского объединенного авиа­отряда в период с 1983-го по 1990 год Виталий Дмитриевич Перемот, авиамеханик, авиатехник Вениамин Константинович Марков, участники войны, пилоты Федор Сергеевич Кандауров, несколько лет работавший в Антарктике Свет Иванович Тарасов, штурман Николай Николаевич Мельников – их уже нет в живых. Продолжают вдохновлять окружающих и остаются полезными для своего предприятия, но уже в новом качестве пилоты Юрий Кириллович Давыдов, Виктор Иванович Фоков, Александр Степанович Васюк, инженер, бывший начальник АТБ, Герой Социалистического труда Николай Андреевич Ребров.

В лётном деле мелочей не бывает. Пилот должен быть готов к любой ситуации, и его действия должны быть доведены до автоматизма. Когда приходит время расставаться с любимой работой, которой ты живешь, сделать это очень трудно. Сны о полетах Юрию Кирилловичу снятся теперь еще чаще, чем раньше. Но благодаря плодотворным годам, отданным авиапредприятию, Юрию Давыдову, Сергею Пригородову и другим их опытным коллегам есть что передать молодым. А значит, история «Саратовских авиалиний» продолжается.

Полёт из века в век

Оцените новость
0
18 (432)
от 23
мая
2017
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
Хвост, чешуя – дело государственное
Чем больше рыбы, тем крепче продовольственная уверенность.
Наше трезвое счастье
Неожиданно подумал, что знаменитый указ от 16 мая сейчас помнят только пятидесятилетние россияне и, понятное дело, те, кто старше. А ведь кажется, еще вчера только было.
Фронт пошел на бой с мусором
В Саратове состоялся рейд по несанкционированным свалкам.
Размытые тайны прошлого
История маленького села в большой стране.
Хотели 27 миллиардов, а получили в 10 раз меньше
Новый механизм льготного кредитования заработал не для всех.
НАШИ РУБРИКИ:
7 дней с Дмитрием Козенко, pro & contra, «Саратовские страдания», а где-то есть тёплые страны, банковская отчётность, беседы с инсайдером, билет до детства, блогосфера, былое, вы можете помочь, гадание на символе, город, граффити, деду Морозу и не снилось!, деловые женщины, день работников ЖКХ, залп хлопушек, интервью, информация, итоги года, итоги года: культура, итоги года: политика, каталог, конфетти, краем глаза, кстати сказать, максимальное приближение, нам отвечают, ничего смешного!, новости, новости вековой давности, новости полувековой давности, новости полуторавековой давности, общество, объявление, печальные итоги: экономика, письмо в редакцию, политика, получите подарочек!, примите наши поздравления!, путешествия, Радаев. Итоги, разговор у ёлки, регион, реклама, репортаж, с Новым годом!, с праздником!, с юбилеем!, серпантин: день за днём, сновидения, события, спорт, удивило!, фейерверк, фото недели, фоторепортаж, экономика
Реклама


>> ЦИТАТА
архив

Политик Алексей Навальный о России, где президентом стал он
Полная версия интервью

>> СОЦСЕТИ