ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 33 (261) от 17.09.2013
«Саратовские страдания»

Кино – конец искусства и его начало

«Перелет в другую страну» – так отзывались о прошедшем в Саратове фестивале документального кино
Комментарии:0
Просмотры: 1031
Татьяна Зорина – бессменный организатор фестиваля

Автор сценария и режиссер фильма основной конкурсной программы «Мои немецкие дети» Том Тамар Пауэр сказала, что незачем снимать кино, о котором можно писать, а потом и читать в газете. Нужно ли об этом вообще писать? О настоящих фильмах вообще невозможно написать. Их надо смотреть. Чем все здесь и занимались на протяжении пяти дней. Зачем что-то интерпретировать и пропускать через посредников, если есть уникальная возможность окунуться в это самому.

Один большой фильм…

Программа Десятого международного телекинофестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания» была более чем насыщена. Даже если ты загодя подготовился к нему, разобрался с делами, взял отпуск, переделал все, что не переделывается, все равно не попадешь на все фильмы. За пять дней со среды 11 сентября и по понедельник 16-го физически невозможно было увидеть все. Многие мероприятия проходили одновременно. Основная конкурсная программа пересекалась с фильмами дополнительной программы – Панорамы «КИНО.DOK». Куда ползти, куда идти?

Оздоровительная передозировка современным документальным кино не прошла даром. После убойного шквала лент, сейчас уже цифровых, в голове выстраивается своя программа, состоящая иногда из одного большого фильма, в который вошли люди, деревня, контрабандисты, убийцы, матери-одиночки и другие герои со всего мира. После нескольких часов впечатления постепенно «устаканиваются». Каждая картина занимает свое место, выстраивается общая хронология просмотренного. Еще раз открываешь программу и читаешь: тот фильм ты посмотрел или это был другой. Некоторые ищут картины в интернете, чтобы пересмотреть, но очень не часто находят.

Кино – конец искусства и его началоПервые два дня «Сарстрада» были зрительскими. Первый сеанс начался в 11 часов утра. Это детский сеанс, на котором показали «Слона и веревочку» – культовый советский фильм. Сразу после окончания – викторина. Дети из вторых и третьих классов особой разницы между собою и своими сверстниками, которые жили в 1945 году, не нашли.

– Надо учиться и еще раз учиться прыгать на скакалке. Даже если ты не сможешь, надо все равно учиться, – отвечают хором дети.

Ребята говорят с умным видом, что в целом похожи. Но и отличаются.

– Потому что у нас более крутые игрушки, потому что мы в будущем. Может, мы умнее. Наряды раньше были совсем другие. И кино – черно-белое.

Затем «Наша кинофабрика» – конкурсный показ документальных и игровых фильмов о жизни Саратова и области, снятых местными авторами.

Новые темы от старушки Европы

На второй день говорили о «Схожести взгляда» и об общей любви к восточно-европейскому кино в Немецком центре вместе с продюсером и менеджером в сфере культуры Фонда им. Роберта Боша Корнелией Райхель из Германии. В этом году она также является членом жюри конкурсной программы «Саратовских страданий». Говорили о многогранности восточно-европейского кинематографа. Каждый год – новая тема, потрясение и очередной повод для хорошего кино. Корнелия Райхель рассказывала о развитии документальных фестивалей в Западной Европе, которые зародились из ничего, о перспективах для саратовских студентов, которые хотят делать качественное кино у себя на родине. Старушка Европа постоянно накидывает новые темы для размышления. Многие упрекают ее в излишнем аристократизме, но после румынского фильма «24 ведра, 7 мышей, 18 лет» Мариуса Якоба или нидерландской картины «Законы Мэтью» Марка Шмидта – это бессмысленно.

Райхель здесь с самого начала осени: до «Саратовских страданий» работала в Ульяновске на Первом всероссийском форуме региональных кинопроизводителей «РегионКино».

– У нас в Германии тоже больше не рай. Ищем так же деньги, работаем. Многие в Германии работают, отдавая себя без остатка, особенно в сфере культуры. Не за деньги. «Саратовские страдания» – это прекрасный фестиваль, с которым мы, надеюсь, будем и дальше сотрудничать. Что-то перенять с обеих сторон – это полезно.

Изысканное блюдо начала века

Бессменный участник и почетный гость «Саратовских страданий» московский киновед Ирина Гращенкова представляла программу «Немое кино. Живая музыка». Это две мелодрамы с участием Веры Холодной и Ивана Мозжухина – «Дети века» Бауэра, 1915 года. И картина Якова Александровича Протазанова «Пиковая дама», 1916 года. За роялем – художественный руководитель Саратовской областной филармонии имени Шнитке, профессор Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова, заслуженный деятель искусств РФ Анатолий Катц.

– Кино 16-17-х годов – это блюдо изысканное и не для всех. «Дети века» – все мы дети какого-то века, времени. Метафорическое перенесение смыслов, карнавал на войне. Поэтическое и изобразительное направление. «Красота впереди правды», говорил Бауэр. Его за это порицали. Но красота выражает суть времени. Глубина кадра, живописная работа, творческий контекст – здесь чувствуется, конечно, и Борисов-Мусатов, Врубель, Чайковский. Очень органичные и глубокие связи с культурой той эпохи. Необыкновенно талантливая, необыкновенно греховная эпоха. Расцвет нашего кино в годы Первой мировой войны – это одна из русских загадок. Это феномен русского искусства. Самая неподходящая эпоха, которая стала самой подходящей.

«За профессию не очень беспокоюсь»

Официальное открытие началось с фильма-призера Каннского кинофестиваля «Отдать концы» Таисии Игуменцевой. Она приехала в Саратов и, кстати, тоже в жюри. В картине снимался наш земляк Алексей Куличков.

– Фильм создан не на почве темы конца света, а на почве отдельных интимных историй. Фильм о жизни людей в условиях того, что завтра ничего не будет. Акцент смещен на их восприятие конца, что они меняют для себя. Я не искала героев, которые могут сыграть. Мне нужны герои, которые могут прожить. Он о жизни людей. Если жизни завтра не будет. Условия конца света. Пересмотрят ли герои свою жизнь…

На открытии кинокритик Кирилл Разлогов сказал, что у каждого фестиваля есть своя атмосфера. Это очень своеобразный фон.

– С одной стороны, вроде документальное кино, с другой – мелодрама. Соединить несоединимое. В России документальные кинофестивали – единственный способ довести их до зрителя. На ТВ другой формат. Я не беспокоюсь за будущее кино. 99% фильмов никому не нужны. Но в них варится профессия. Пропорции оставались теми же всегда. За профессию я тоже не очень беспокоюсь.

Член жюри писатель Александр Терехов сказал, что «Саратовские страдания» – это перелет в другую страну. Показывают реальные фильмы. Изменяют жизнь.

Член жюри Ольга Харитонова:

– С каждым фестивалем виден его бесспорный прогресс. Становится все интереснее. Фестиваль – огромное событие для города. Он становится интереснее и значительнее.

Ирина Гращенкова здесь с самого первого фестиваля. Она помнит, как он быстро укреплялся. Сначала он был только региональным. Сейчас это роскошная международная программа. Но главное, выросла очень хорошая команда, которая его проводит. А фестиваль – это команда.

– Это имеет даже большее значение, чем конкурсная программа, – утверждает Ирина Николаевна. – Когда команда слаженно работает, из всего можно извлечь хороший смысл и глубину кино. Мне приходилось бывать на всяких фестивалях. У «Саратовских страданий» – высочайший уровень. Фестиваль документальной мелодрамы – такого нет больше нигде. Есть своя ниша, свое направление. Посмотрите, какие председатели жюри! К сожалению, о нем мало говорят, о нем мало пишут. Тут работают скромные и не пиаристые люди. Мне-то как раз это очень нравится, но для общего дела в какой-то мере не самое лучшее. Важно, что фестиваль завершается дискуссией. Встречаются зрители, встречаются авторы, год за годом я веду эти обсуждения. Далеко не все фестивали устраивают в конце такие встречи вместе со зрителями и обсуждают, что было и почему. Появились очень яркие программы – ночные просмотры, новые площадки, немое кино. Последние годы стали вливаться выставки. Фестиваль имеет очень большой культурный контекст.

«Превращаемся из ребенка в подростка»

Бессменный директор фестиваля Татьяна Викторовна Зорина напоминает всем присутствующим, что 10 лет – это всего лишь возраст ребенка, превращающегося в подростка.

Антон Морван, корреспондент журнала «Общественное мнение», уверен, что фестиваль документальной мелодрамы «Саратовские страдания» является одним из немногих культурных событий в жизни города и области, которого ждешь с нетерпением. Шутка ли, за несколько дней фестивальных показов, презентаций, встреч и мастер-классов у саратовской публики появляется возможность пообщаться с мэтрами не только игрового и неигрового кино, но и музыки, литературы, изобразительного искусства… Пообщаться, подискутировать, обсудить темы, поднимаемые в конкурсных и внеконкурсных фильмах. В этом году у всех желающих была возможность обсудить будущее документалистики с кинокритиком Кириллом Разлоговым, разузнать об отношении к современной литературе у писателя Александра Терехова, пообщаться с Кирой Георгиевной Муратовой.

Сотрудник пресс-центра фестиваля Катя Телятова считает, что «Саратовские страдания» – это живое, динамичное и воистину крутое событие каждой осени.

– Здесь всегда есть прекрасные, талантливые и очень открытые участники. Мне, правда, неловко, когда ведущие выкрикивают лозунг фестиваля («Страдайте с нами, страдайте больше нас»). Но каждый год сюда приезжают конкурсанты, по своему милые, добрые, которые к концу становятся родными. «Саратовские страдания» – это когда ты выходишь просто покурить, а в итоге разговариваешь с режиссером о возвышенных материях. Здесь всегда можно найти что-то для себя – начиная с опыта, заканчивая приобретенными друзьями.

Вместе с Катей в пресс-центре работает студентка Аля Грунтовская.

– На этом фестивале я работаю всего второй год. Я рада такой возможности, потому что это невероятно интересно. Мне удалось просмотреть почти всю основную конкурсную программу. В каждой из них поднимаются особо важные социальные вопросы: проблемы национальной самоидентификации, проблемы адаптации аутистов и многое другое.

На время фестиваля ты выпадаешь из своей обычной жизни. Часами проводишь время в зале, смотришь фильмы и тут же обсуждаешь их с режиссерами – это ли не здорово? И еще, конечно, множество других мероприятий: выставки, концерты, круглые столы. Если совместить это все с отличным коллективом, то работать становится в разы приятнее.

В России авторское кино просто не доходит до зрителя. Почему это стало такой привычной закономерностью? Саратов имеет уникальную возможность. До него уже десять лет подряд оно доходит. Вместе с ведущими кинематографистами, которые приезжают сюда.

Здесь, на фестивале, кино живет по обе стороны экрана. «Саратовские страдания» – это домашний альбом, что-то интимное и человеческое, этим чем-то личным делились в этом году.

Говорят, кино – это конец искусства, кино – это и его начало. И те и другие правы. На официальном открытии Кирилл Разлогов разрезал торжественную кинопленочную ленту – символ конца пленочного кино. Цифровая запись – символ нового кино. На следующий фестиваль пленочные фильмы, скорее всего, отправлять уже не будут.

– А как правильно резать цифровую запись? Проблема почти неразрешимая, – говорит Кирилл Разлогов.

Оцените новость
0
18 (432)
от 23
мая
2017
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
Хвост, чешуя – дело государственное
Чем больше рыбы, тем крепче продовольственная уверенность.
Наше трезвое счастье
Неожиданно подумал, что знаменитый указ от 16 мая сейчас помнят только пятидесятилетние россияне и, понятное дело, те, кто старше. А ведь кажется, еще вчера только было.
Фронт пошел на бой с мусором
В Саратове состоялся рейд по несанкционированным свалкам.
Размытые тайны прошлого
История маленького села в большой стране.
Хотели 27 миллиардов, а получили в 10 раз меньше
Новый механизм льготного кредитования заработал не для всех.
НАШИ РУБРИКИ:
7 дней с Дмитрием Козенко, pro & contra, «Саратовские страдания», а где-то есть тёплые страны, банковская отчётность, беседы с инсайдером, билет до детства, блогосфера, былое, вы можете помочь, гадание на символе, город, граффити, деду Морозу и не снилось!, деловые женщины, день работников ЖКХ, залп хлопушек, интервью, информация, итоги года, итоги года: культура, итоги года: политика, каталог, конфетти, краем глаза, кстати сказать, максимальное приближение, нам отвечают, ничего смешного!, новости, новости вековой давности, новости полувековой давности, новости полуторавековой давности, общество, объявление, печальные итоги: экономика, письмо в редакцию, политика, получите подарочек!, примите наши поздравления!, путешествия, Радаев. Итоги, разговор у ёлки, регион, реклама, репортаж, с Новым годом!, с праздником!, с юбилеем!, серпантин: день за днём, сновидения, события, спорт, удивило!, фейерверк, фото недели, фоторепортаж, экономика
Реклама


>> ЦИТАТА
архив

Политик Алексей Навальный о России, где президентом стал он
Полная версия интервью

>> СОЦСЕТИ