ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 30 (258) от 27.08.2013
экономика

Газовое движение с напряжением

Переоборудование пассажирского транспорта на использование в качестве топлива природного газа выгодно и невыгодно одновременно
Комментарии:0
Просмотры: 635

«Внедрение газомоторного топлива – одно из приоритетных направлений развития топливно-энергетического комплекса». Круглый стол по этой теме прошел в минувший четверг в манеже Дворца спорта в рамках 5-го саратовского индустриального форума. Организатором выступило министерство промышленности и энергетики Саратовской области. Проблему обсуждали представители региональных министерств, газовой промышленности и автотранспортных предприятий области.

Есть шесть, а надо 28

Открыл обсуждение заместитель министра промышленности Владимир Белгородцев. По его словам, в 2013 году в России на газовых двигателях работают 103 тысячи автомобилей. Но это количество мало кого устраивает. Президент страны поставил задачу войти в число лидеров по использованию газового топлива. И уже подписано премьером Медведевым распоряжение о разработке мер господдержки по производству и обороту транспортных средств и сельхозтехники, работающих на природном газе. До конца года министерства должны предоставить правительству комплекс мер, направленных на доведение доли газомоторов в общественном и дорожно-коммунальном транспорте до серьёзных величин. В городах-миллионниках речь идет о 50 процентах, в городах с численностью населения до 300 тысяч человек – до 30 процентов, в городах с населением до 100 тысяч человек – до 10. Не совсем было понятно, какой вариант полагается 840-тысячному Саратову. Но пока нам подходит с большой натяжкой только третий вариант.

По словам начальника отдела природопользования регионального минпрома Сергея Гумаюнова, в Саратовской области сейчас функционирует шесть автомобильных газонакопительных компрессорных станций (АГНКС, проще газозаправок) – две в Саратове, по одной в Петровске, Балашове, Александровом Гае и Екатериновке. Есть еще два передвижных автомобильных газозаправщика. При этом загрузка перечисленного оборудования составляет всего 11 процентов. Однако, по словам чиновника, перспективные потребности газового транспорта оцениваются в 28 станций.

Бизнес-интересы Газпрома и Роснефти

Важность перехода на газомоторное топливо попробовал обосновать и начальник транспортного управления ООО «Газпром трансгаз Саратов» Сергей Сидоркин. По его словам, 42 процента вредных выбросов в атмосферу приходится именно на долю автотранспорта, а в определённые дни этот показатель доходит до 90 процентов. По мнению Сидоркина, большим плюсом для внедрения газомоторов в нашей стране является развитая сеть газопроводов, при этом Саратовская область – одна из самых газифицированных в РФ. К тому же в России гарантирована стоимость газа в размере не более половины от стоимости бензина.

Представитель газовой отрасли порекомендовал автомобилистам «не уповать на то, что нет станций» и «не использовать это как контраргумент в развитии данного направления», а «просто приобретать заправщики и возить газ себе на предприятие – заправлять технику и работать». Развитию газомоторной отрасли, по мнению этого специалиста, мешает лишь нежелание руководителей предприятий приобретать подобную технику. Сидоркин сравнил газозаправщики с бензовозами, «которые есть у всех», и пояснил, что стоят они не так много.

Отметим, что все шесть АГНКС области обслуживаются силами ООО «Газпром трансгаз Саратов». А газпромовские структуры занимаются переоборудованием автомобилей на использование газового топлива. Так что всем ясно, что развитие газовой топливной альтернативы для «национального достояния» – не просто благие намерения, а ещё и бизнес, к которому будут допущены только близкие высшей власти структуры. Саратовские чиновники рассказывают о желании Роснефти устанавливать модули компримированного природного газа на АЗС и в автобусных парках. Так что ничего необычного не было в том, что газозаправочный оптимизм разделили далеко не все присутствовавшие.

Баллон саратовской маршрутке, что корове седло

По словам Сергея Гумаюнова, одним из сдерживающих факторов перехода на газовое топливо в Саратовской области является сильная изношенность автотранспорта (в первую очередь государственного): 62 % автомобилей и 57 % автобусов имеют срок эксплуатации свыше 10 лет. Это делает их переоборудование невозможным. Это подтвердил и заместитель начальника управления пассажирских перевозок Борис Кайданов. Переоборудование порядком изношенных «маршруток» вряд ли будет иметь экономический смысл для частных предпринимателей. Большегрузные автобусы, перевозящие сейчас пассажиров в Саратовской области, до этого уже отработали по 10–12 лет в Европе. Установка большого количества газовых баллонов утяжеляет машину, и конструкция кузова после рейдов по разбитым дорогам области преждевременно выходит из строя. А сложившаяся практика закрепления газовых баллонов на крышах автобусов грозит проблемой с гаражами, не рассчитанными на такую высоту. Установка же баллонов в салоне, практикуемая некоторыми предпринимателями, недопустима по соображениям безопасности.

Помимо всего перечисленного, газовые автобусы сложны в обслуживании: перед ремонтом их необходимо загонять на станции скачивания газа, после чего ещё продувать систему азотом. Более того, хранение их может осуществляться только в боксах с постоянно работающей мощнейшей вытяжной вентиляцией. В противном случае технику придётся оставлять на улице. Понятно, что позволить себе подобные боксы может далеко не каждое предприятие. Велика и стоимость модульных компрессорных заправочных станций.

– Крупных транспортных пассажирских предприятий в Саратовской области три. Все остальные – с численностью парка от 15 до 20 единиц. Им этот комплекс двенадцатимиллионный, безусловно, не по карману, – пояснил Кайданов.

Еще один минус: запас хода газовых двигателей составляет только 60 процентов от возможностей бензиновых моторов, а это значит, что автомобилю на газе придётся делать больше дозаправок, что при существующем уровне развития газозаправочной сети в области весьма непросто.

Газпромовский Сидоркин защитил идею с другой стороны. Намекнул, что автобусный парк можно и заменить: проблема расшатывания кузова решена в автобусах новой конструкции с укреплёнными фермами. Прямо сказал, что не надо гнаться за количеством баллонов, устанавливаемых на крышах старых транспортных средств. Да и в салонах располагать газовые баллоны, по его словам, неопасно, если регулярно проходить технический осмотр и предусмотреть дополнительные меры безопасности.

Подводные камни в виде сложностей с заправкой, ремонтом и даже банальным хранением таких машин однозначно обернутся дополнительными расходами для муниципальных бюджетов. И даже если на пере­оборудование транспорта вдруг подкинут большой куш из федерального бюджета, расхлебывать последствия новшества придется именно муниципальным властям. Ну и людям, конечно. Ведь именно им придется сидеть в одном салоне с газовым баллоном и гадать, не рванёт ли он в следующую секунду у тебя за спиной.

 


[кстати сказать]

Нажимайте на газ!

Сегодня в мире насчитывается свыше 17 миллионов единиц транспортных средств, использующих в качестве топлива природный газ. Лучше всего с газификацией транспорта дела обстоят в Иране. И вот в апреле нынешнего года мы решили догнать лидера. Сначала Дмитрий Медведев отметил важность перехода России на газомоторное топливо. Потом Владимир Путин потребовал от правительства поощрений владельцам газового транспорта.

В Японии на газ переводится почти весь парк общественного транспорта, похожая ситуация в Нью-Йорке и Лондоне. Почему в цивилизованном мире использованию газомоторного топлива уделяется столь пристальное внимание? Первая (и, возможно, самая главная) причина – в экологии. По данным Газпрома, в сравнении с традиционными бензиновыми двигателями применение газовых агрегатов снижает выбросы вредных веществ в окружающую среду в среднем в пять раз. При этом вдвое уменьшается шумность автотранспорта. Экономика якобы тоже выигрывает – на четверть снижается расход топлива, удваивается пробег двигателя, в 1,5–2 раза увеличивается срок замены масла. А еще, по данным Газпрома, цена природного газа внутри страны в разы меньше цен на бензин (9 рублей за куб. м газа против 29,3 рублей за литр АИ-92).

И вот в апреле 2013 года председатель российского правительства Дмитрий Медведев на совещании по развитию автомобильной промышленности уже отметил важность перехода России на газомоторное топливо. По словам Медведева, это позволит изменить ситуацию с транспортными расходами и может повысить конкурентоспособность экономики страны в целом. А президент Владимир Путин даже потребовал от правительства ускорить работы в данном направлении, оговорив возможность предоставления поощрений владельцам газового транспорта. Глава федерального минэнерго Александр Новак и вовсе предложил обнулить транспортный налог для обладателей газомашин.

В США насчитывается 110 тысяч единиц газотранспорта и более тысячи газостанций для его обслуживания. И США с этими цифрами в рейтинге газомоторной славы за 2012 год явно проигрывают Ирану, где эксперты насчитали 3,3 миллиона «газовых» автомобилей и почти две тысячи газозаправочных станций. Чуть отстаёт от Ирана Пакистан. Здесь 3,1 миллиона газомашин, хотя больше газовых заправок – 3,3 тысячи. Далее по списку идут Аргентина, Бразилия, Китай, Индия.

Среди лидеров в газификации транспорта почти нет европейских держав, исключение составляют разве что Италия (740 тысяч машин, 7-е место) и – не­ожиданно – Украина (390 тысяч газоавтомобилей, 8-е место). У России только 20-е место – 80 тысяч работающих на газе машин и всего 250 газозаправочных станций. В Германии, кстати, на сопоставимое число машин 904 газозаправочные станции.

Оцените новость
0
18 (432)
от 23
мая
2017
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
1
Хвост, чешуя – дело государственное
Чем больше рыбы, тем крепче продовольственная уверенность.
Наше трезвое счастье
Неожиданно подумал, что знаменитый указ от 16 мая сейчас помнят только пятидесятилетние россияне и, понятное дело, те, кто старше. А ведь кажется, еще вчера только было.
Фронт пошел на бой с мусором
В Саратове состоялся рейд по несанкционированным свалкам.
Размытые тайны прошлого
История маленького села в большой стране.
Хотели 27 миллиардов, а получили в 10 раз меньше
Новый механизм льготного кредитования заработал не для всех.
НАШИ РУБРИКИ:
7 дней с Дмитрием Козенко, pro & contra, «Саратовские страдания», а где-то есть тёплые страны, банковская отчётность, беседы с инсайдером, билет до детства, блогосфера, былое, вы можете помочь, гадание на символе, город, граффити, деду Морозу и не снилось!, деловые женщины, день работников ЖКХ, залп хлопушек, интервью, информация, итоги года, итоги года: культура, итоги года: политика, каталог, конфетти, краем глаза, кстати сказать, максимальное приближение, нам отвечают, ничего смешного!, новости, новости вековой давности, новости полувековой давности, новости полуторавековой давности, общество, объявление, печальные итоги: экономика, письмо в редакцию, политика, получите подарочек!, примите наши поздравления!, путешествия, Радаев. Итоги, разговор у ёлки, регион, реклама, репортаж, с Новым годом!, с праздником!, с юбилеем!, серпантин: день за днём, сновидения, события, спорт, удивило!, фейерверк, фото недели, фоторепортаж, экономика
Реклама


>> ЦИТАТА
архив

Политик Алексей Навальный о России, где президентом стал он
Полная версия интервью

>> СОЦСЕТИ