ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 29 (257) от 06.08.2013
общество

Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы

Пока в Саратове планомерно уничтожают трамвай, в других городах и странах этот вид транспорта восстанавливают
Комментарии:0
Просмотры: 543

За границей трамвай тоже поначалу недолюбливали, обвиняя во многих дорожных проблемах. А потом оказалось, что мнение это ошибочно. Сейчас на восстановление прежних сетей иностранцы тратят огромные деньги. Возвращение трамвая становится фишкой предвыборной кампании в Париже. О восстановлении прежней сети с гордостью рассказывают в путеводителях по Барселоне. В это же время наше руководство наступает на неоднократно опробованные грабли...

«Отсталая страна», активно развивающая трамвайные сети

«Если кто-то будет говорить вам, что трамвай – это устаревший, бесперспективный и неэффективный вид транспорта, не верьте», – пишет блогер belyaefff. И делится интересной информацией о стамбульском трамвае.

«Первый трамвай появился в Стамбуле в 1871 году. Расцвет его пришёлся на 1950-е, но уже в 1960-е, подвергнувшись тлетворному европейскому влиянию, Стамбул полностью ликвидировал трамвай – в ноябре 1966 года была закрыта последняя ветка».

Осознание ошибки пришло к властям в 1980-е. После долгой работы восстановленный стамбульский трамвай был торжественно перезапущен. Современный маршрут был открыт в 1992 году и модернизирован в 2004-м. Модернизация заключалась в полном переходе на низкопольные модели вагонов канадской фирмы Bombardier.

«Обратите внимание на идеально ровные рельсы, на отделённое от проезжей части и тротуара полотно, на бесшовную плитку. Совершенно бесшумно из-за угла появляется многовагонный состав». В Стамбуле работают несколько моделей трамваев. Они различаются как дизайном, так и «начинкой».

«Вообще стамбульский трамвай производит сильное впечатление. Особенно на жителей российских провинций, в которых трамвай застрял на уровне 1960–1970-х годов. Чего уж говорить – в моём родном Омске эти грохочущие монстры производства Усть-Катавского вагоностроительного завода очень медленны, шумны, неудобны. Летом в них жарко, зимой холодно. Низкий пол, кондиционер, электронное табло – понятия, неизвестные нашим трамвайщикам. Неудивительно, что в Омске до сих популярны идеи о полной ликвидации этого вида транспорта за его ненадобностью. А вот «отсталая» Турция почему-то активно строит трамвайные сети, закупает современный подвижной состав у лучших западных производителей, широко использует опыт европейских стран при прокладке и функционировании путей».

О трамвайных остановках в Стамбуле, попасть на которые можно только через турникеты, пишет amigooo. Кстати, проезд в транспорте стоит две-три лиры.

«Покупаете на улице рядом в автомате за три лиры жетон, бросаете и проходите. Большая часть остановки открыта и можно спокойно зайти, минуя турникеты, однако я что-то такого здесь не замечал. Представьте, что будет, если такую систему оплаты сделают у нас». Кстати, этот ЖЖ-юзер также обращает внимание на дорожное полотно под путями. «В исторической части города улочки очень узкие, и автомобили и трамваи ездят по одной дороге. В отличие от московских трамвайных путей, которые выложены брусчаткой и езда по которым убивает и подвеску, и настроение, здесь рельсы утоплены в обычное дорожное полотно и езда на авто не вызывает никаких неудобств».

О трамваях Таллина и Хельсинки информирует блогер nik-and-tos. «Визуально они лишь малость посимпатичнее наших громыхающих коробок. В Хельсинки в основном ходят трехвагонные составы. Несмотря на угловатый внешний вид внутри вполне современные и достаточно тихие. Цена – 2,80 евро за час. В Таллине трамваи состоят из двух частей (все же это не самостоятельные вагоны) каждая из которых на одной тележке, иногда между ними добавляют третью низкопольную секцию. Сами трамваи в Таллине старенькие и страшненькие».По словам автора, народу в эстонские и финские вагоны набивается порядочно, хотя временные интервалы на маршрутах небольшие. Трамваями народ активно пользуется, так как в большинстве случаев ездят они по выделенным путям.

Главную помеху для развития авторынка – уничтожить!

О том, как чувствует себя рельсовый транспорт в Стране восходящего солнца, пишет wladislavk. «Трамваи в Японии интересны не только своей многочисленностью, но и подвижным составом. В отличие от западноевропейских трамвайных систем, которые перешли на безликие и одинаковые современные вагоны, в Японии трамвайные системы сохранили множество различных моделей вагонов, включая настоящие ретро-трамваи».

Особенностью местных трамваев, по словам блогера, можно назвать то, что у них нет разворотных кругов, вагоны симметричны, имеются две кабины и двери по обеим сторонам. Конечные остановки зачастую оформлены в виде мини-вокзалов с тупиками железнодорожного типа. Очень удобна система оплаты проезда – обычно это фиксированный тариф, оплачиваемый на выходе в специальный автомат, стоящий возле машиниста. Движение трамваев налажено четко: на остановках вывешены расписания и подробные схемы, остановки объявляются.

«К сожалению, уничтожение трамваев в центральных частях городов в послевоенные годы привело к тому, что большинство современных трамвайных систем расположено где-то в пригородах, и многие туристы до них попросту не добираются. По числу трамвайных городов Япония опережает все остальные азиатские страны, вместе взятые: их тут 16. Такая многочисленность трамваев объясняется спецификой индустриального развития Японии: города стали богатеть на рубеже XIX–XX веков, когда трамваи были в моде. Уничтожение трамваев в послевоенное время тут тоже шло, как и в других странах, но трамвайных систем к тому времени было настолько много, что всё порушить попросту не успели, и многие системы дожили до нынешнего времени, когда мода на рельсовый транспорт вернулась».

В Осаке трамвайная сеть интересна тем, что в ней имеются две не связанные друг с другом системы – старая и новая. Последняя относится к разновидностям монорельса. Кстати, открылась новая система в 1981 году. Линия у нее всего одна. Так как составом управляет робот, из вагона открывается хороший фронтальный вид.

«Старая трамвайная система Осаки в своём нынешнем виде – это жалкий осколок некогда крупной сети. Маршрутов трамвая в Осаке всего три. Некоторые пересечения линий с улицами оборудованы шлагбаумами».

Трамвайная система в Хиросиме – самая крупная в Японии по протяжённости, сообщает автор. В отличие от других городов, здесь трамваи не сохранившийся по недоразумению реликт где-то на окраине, а основной вид городского транспорта. «Сегодня в городе существует восемь трамвайных маршрутов. Тарификация на одних маршрутах зональная, на других – фиксированная».

О драматичной и показательной истории американских трамваев повествует блог sarmetro. «Старейшая из ныне действующих в США трамвайных систем открылась в Новом Орлеане в 1835 году. Постепенно трамвай в Америке становился всё более востребованным. К 1921 году 90 процентов всех поездок в США совершались на рельсовом транспорте. Практически в каждом городе с населением более 2500 человек была своя собственная система электрических дорог».

На судьбу трамваев в Америке повлияла стратегия нового вице-президента «General Motors», возглавившего компанию в очень трудный для нее период. Он предложил уничтожить главную помеху для развития авторынка – электрический трамвай. «Согласно собственным документам GM, в 1922 году было создано подразделение, одной из целей которого стала замена трамваев на автомобили, автобусы и грузовики. Городские трамваи управлялись компаниями, в ведении которых находились и железнодорожные перевозки. Всем им поставили ультиматум: либо заказы на доходные перевозки по железной дороге автомобилей будут отданы конкурентам, либо эти компании заменят свои трамваи автобусами. Поскольку без таких заказов перевозчики не смогли бы конкурировать с другими компаниями, они соглашались. Так же поступали и с банками, которые финансировали трамвайные компании. Когда эти меры не помогали, GM просто создавало холдинги, которые скупали трамвайные компании и закрывали их. «General Motors» признала в документах для суда, что к середине 50-х годов ее агенты захватили более 1000 трамвайных сетей и перевели на автобусную тягу 90 процентов из них».

Трамваи в Америке стали возрождаться с 2000 года. В следующем году в Вашингтоне снова заработает линия, закрытая в 1962 году. Кстати, трамвайное производство в США настолько отстало, что восстановлением сети в стране сейчас занимаются чехи. Они строят ветки и поставляют вагоны Skoda.

Многочисленные плакаты с интригующей надписью: «Вот он!»

Самый внушительный вид транспорта в столице Каталонии, по словам блогера mib55, – это трамвай. Трамвай вернулся на улицы лет десять назад после более чем 30-летнего отсутствия. «Был давеча в Барселоне, так там гордятся тем, что заново построили трамвайную сеть, это даже отдельно упоминается в аудиоэкскурсии для туристов».

Сейчас в Барселоне две отдельных подсети скоростного трамвая: на каждой из них по три маршрута. Все трамвайные вагоны одной модели – низкопольные пятисекционные «гусеницы».

О нелегкой судьбе парижского трамвая пишет zyalt. «Первые трамваи появились в Париже ещё в 1855 году. Париж стал одним из первых европейских городов, в котором появилась конка, а в начале 20-го века Париж имел почти 1000 км линий! Однако уже в 1920-х годах началась постепенная деградация трамвая. Тогда считалось, что трамвай мешает автомобильному движению, и его ликвидация рассматривалась как способ борьбы с пробками. В пределах Парижа трамвай прекратил существование в 1937 году, в пригородах – в 1938. Ничего не напоминает история? Да, именно это сейчас происходит во многих российских городах. Трамваи убирают под предлогом борьбы с пробками».

Прошло время и местные чиновники поняли, что одним только строительством новых дорог и новых линий метро транспортную проблему города не решить. Поэтому в Париже, как и во многих других городах Франции, началось возрождение трамвая. Первая линия нового парижского трамвая открылась, по словам блогера, в 1992 году. К 2006 году, спустя 70 лет трамвай вернулся практически в центр города. «Почему-то у многих людей трамвай ассоциируется со старой гремящей металлической коробкой. На самом деле современные трамваи – это совсем не то, что ездит по улицам наших городов. Когда строилась и готовилась к открытию центральная линия, в Париже шли выборы мэра города. Возвращение трамвая в город было одной из основных предвыборных фишек действующего мэра. Весь Париж был заклеен постерами с фотографией трамвая и надписью «Il est la!» (Вот он!)»

В данный момент развитие линии трамвая в Париже продолжается. «Трамваи ходят мягко и очень тихо. Все рельсы в приятных зеленых газонах. На каждой остановке есть карта маршрутов, карта района со всей информацией и автомат по продаже билетов. Автомат принимает наличные и банковские карты. Трамваи в Париже низкопольные – зазор между платформой и полом трамвая не превышает пары сантиметров, поэтому в него можно без труда въехать с коляской или тележкой. Без посторонней помощи трамваем могут пользоваться инвалиды – это называется «город, удобный для всех».

И напоследок запись от mymaster, который объясняет, почему наши трамваи такие шумные, а заграничные такие тихие. Пост очень подробный и информативный, мы взяли из него совсем чуть-чуть.

Для того чтобы граждане поняли, что в трамвае издает звуки, автор подробно описывает само устройство этого вида транспорта. После переходит к пояснениям. «У нас много трамваев с одноступенчатым подвешиванием кузова, они очень сильно изнашивают рельс и собственные колеса. На колесах протираются «лыски», а рельс становится волнообразным. То есть вам кажется, что у трамвая круглые колеса, на самом деле они имеют нарушение формы из-за кучи «лысок». Вам кажется, что рельсы в общем-то прямые – на самом деле они имеют волнистую поверхность, из-за того что колеса протирают в них углубления, создавая волнообразный износ. И наконец, стрелки и стыки рельсов – это места, где трамвай ударяется колесами, вызывая повышенный шум и вибрацию. При прохождении наших стрелок вагон использует не только опорную часть колеса, но еще и гребень, из-за такого перехода при прохождении стрелки происходят очень звучные удары. Нигде в мире такие устаревшие конструкции стрелок не используются».

Ключевые слова: трамвай, блоги
Оцените новость
0
18 (432)
от 23
мая
2017
ЧИТАТЬ СВЕЖИЙ НОМЕР В PDF архив
1
Хвост, чешуя – дело государственное
Чем больше рыбы, тем крепче продовольственная уверенность.
Наше трезвое счастье
Неожиданно подумал, что знаменитый указ от 16 мая сейчас помнят только пятидесятилетние россияне и, понятное дело, те, кто старше. А ведь кажется, еще вчера только было.
Фронт пошел на бой с мусором
В Саратове состоялся рейд по несанкционированным свалкам.
Размытые тайны прошлого
История маленького села в большой стране.
Хотели 27 миллиардов, а получили в 10 раз меньше
Новый механизм льготного кредитования заработал не для всех.
НАШИ РУБРИКИ:
7 дней с Дмитрием Козенко, pro & contra, «Саратовские страдания», а где-то есть тёплые страны, банковская отчётность, беседы с инсайдером, билет до детства, блогосфера, былое, вы можете помочь, гадание на символе, город, граффити, деду Морозу и не снилось!, деловые женщины, день работников ЖКХ, залп хлопушек, интервью, информация, итоги года, итоги года: культура, итоги года: политика, каталог, конфетти, краем глаза, кстати сказать, максимальное приближение, нам отвечают, ничего смешного!, новости, новости вековой давности, новости полувековой давности, новости полуторавековой давности, общество, объявление, печальные итоги: экономика, письмо в редакцию, политика, получите подарочек!, примите наши поздравления!, путешествия, Радаев. Итоги, разговор у ёлки, регион, реклама, репортаж, с Новым годом!, с праздником!, с юбилеем!, серпантин: день за днём, сновидения, события, спорт, удивило!, фейерверк, фото недели, фоторепортаж, экономика
Реклама


>> ЦИТАТА
архив

Политик Алексей Навальный о России, где президентом стал он
Полная версия интервью

>> СОЦСЕТИ