Гудков: Путин повелся на «сказки» о массовом разоблачении шпионов в России
Бывший депутат Госдумы Геннадий Гудков проанализировал слова президента Владимира Путина на коллегии ФСБ о том, что в прошлом году российскими спецслужбами «была пресечена деятельность 129 кадровых сотрудников и 465 агентов иностранных спецслужб».
Свои размышления Гудков опубликовал в блоге на сайте «Эха Москвы».
«Я не знаю, почему президент, работавший в УКГБ по Ленинграду, закончивший институт Андропова (нынешняя Академия внешней разведки) и имеющий опыт сотрудника ПГУ (головное подразделение разведки КГБ СССР) ведется на такие сказки», - подчеркнул автор, напомнив, что сам более 10 лет работал в УКГБ по Москве, в том числе в службе контрразведки.
«Я начал свою службу во времена В. Алидина, крутого генерал-полковника с богатой боевой биографией, на годы которого, как мне кажется, пришелся подъем работы контрразведки нашего Управления. Так вот, если мне не изменяет память, все УКГБ в год «брало с поличным» порядка пяти-семи агентов западных спецслужб. И это тогда считалось выдающимся результатом, - замечает Гудков. - Потому что провал агента в любой разведке - тяжелое ЧП, которое случается, к счастью, далеко не каждый год.
После провала разведка порою на годы прекращает активные операции в стране, перенося связь со своей агентурой на другие территории или делая ее полностью обезличенной».
Он также подчеркнул, что более 90% агентов разведок не выявляются контрразведчиками, иначе спецслужбы попросту не смогли бы вербовать людей - никто бы не согласился на гарантированный длительный тюремный срок.
Геннадий Гудков предполагает, что 129 человек - практически общее количество сотрудников всех резидентур стран НАТО, работающих в России под прикрытием. Также он напомнил, что по любому провалу агента, особенно, если с ним задерживают сотрудника резидентуры, прикрывавшегося дипломатической работой, МИД РФ выступает со специальной нотой, объявляет раскрытого разведчика персоной нон-грата с последующей высылкой. Согласно отчетам ФСБ, такие заявления в прошлом году МИД должен был делать чаще чем раз в день.
«Вы помните такое? Я - нет. Ну, было 2-3 раза, плюс взаимные высылки дипломатов. Или мы перешли на «тихое разоблачение» и секретные высылки этих самых 129 разоблаченных разведчиков? Хотелось бы понимать методику ФСБ лучше», - подчеркивает бывший контрразведчик.
Гудков предлагает два варианта объяснения «фантастической» статистики о разоблачении шпионов в России.
«Первое: агенты Запада уже мерещатся ФСБ на каждом углу. Типа исторической отрыжки сталинского режима, когда «враги народа» оказывались еще одновременно и агентами пяти разведок. Ведь говорит президент, что Россия - в кольце врагов, вот и развивается в спецслужбах паранойяльный синдром обнаружения сотен вражеских агентов, заглядывающих ночами в каждое окно, - пишет он. - Второй вариант еще хуже: агентами западных разведок ... назначают. Как уже назначают в России депутатами, мэрами, губернаторами. Можно заявить, что вся оппозиция, независимые журналисты, правозащитники - установленные агенты. Да что мелочиться, шпионы - «экстремисты» из числа блогеров, пользователей соцсетей, допускающих неправильные ретвиты и репосты, сотрудники «нежелательных» организаций и так далее».
Если второе объяснение цифр в отчетности контрразведки окажется правильным, предрекает автор, в следующем году число «разоблаченных» шпионов может перевалить за тысячу, так как теперь любая критика властей будет считаться преступлением, и за ней будут видеть эмиссаров с Запада.
«Ну, а если серьезно, то в условиях полного отсутствия независимого аудита деятельности ФСБ, МВД, СКР и прочих аббревиатур и их полной непрозрачности можно удивлять мир любым количеством «побед», - подводит итог своим рассуждениям Геннадий Гудков.