В Саратове создан «золотой наношприц» для лечения рака

Оценить
В Саратове создан «золотой наношприц» для лечения рака
Фото pixabay.com
Статья об успешных экспериментах в области модификации генома опубликована в Journal of Biophotonics.

В Саратове разработана технология для проведения генных модификаций без использования вирусов, с помощью наночастиц золота. Об открытии сообщает РИА «Новости» со ссылкой на публикацию в Journal of Biophotonics Тимофея Пылаева из Института биохимии и физиологии растений и микроорганизмов РАН в Саратове.

Применение золотых наночастиц, по мнению исследователя, может быть альтернативой существующим методикам генной терапии, адресного внесения лекарственных препаратов и получения модифицированных культур клеток. На сегодняшний день работа с геномом ведется посредством относительно небезопасных методов. Новая ДНК в клетки вводится с помощью сверхтонких игл или ретровирусов. Однако иглы при неудачном вводе разрушают оболочку клетки, а на вирус может развиться иммунологическая реакция. Это затрудняет перенос результатов экспериментов в медицинскую практику.

Как передает издание, в настоящее время биологи, инженеры и биотехнологи ищут методы «прямого» ввода ДНК в клетку, которые бы не приводили к ее гибели или повреждению. Некоторые методики включают использование наночастиц, способных или проникать внутрь клеток, или формировать в клеточной оболочке временные отверстия. Многие из таких наночастиц оказались эффективнее вирусов, но применять их не представляется возможным из-за их токсичности.

Российские исследователи, по данным РИА, создали наночастицы, похожие на миниатюрные трехмерные звезды с «лучами-шипами». Они способны формировать временные отверстия в клеточных оболочках, не проникая в сами клетки и не повреждая их, но пропуская внутрь клеток другие молекулы. С помощью золотых частиц исследователи вживили в подопытные клеточные культуры ген медузы, заставивший их светиться зеленым цветом. Выяснилось, что методика позволяет проникнуть в 95% клеток, тогда как ближайший аналог, германский полимерный препарат TurboFect, - в 25% клеток. Метод может быть применен на практике для лечения рака и других медицинских целей.

Эксперименты саратовских биохимиков были поддержаны грантом Президентской программы исследовательских проектов Российского научного фонда, подчеркивает издание.