Экономист: Из-за дедолларизации Россия потеряла не менее 6,8 миллиарда долларов

Оценить
Экономист: Из-за дедолларизации Россия потеряла не менее 6,8 миллиарда долларов
Фото pixabay.com
К концу июня прошлого года ЦБ сократил долю доллара в резервах с 46,3% до лишь 21,9%, однако валюты, в которые вместо этого вложилась Россия, ослабели по отношению к американской.

Банк России за последние полгода потерял по меньшей мере 6,8 миллиарда долларов США, что сопоставимо с годовыми затратами на все российское здравоохранение, под давлением политических обстоятельств избавляясь от резервов в американской валюте. Об этом сегодня, 15 января, в своем блоге на сайте радиостанции «Эхо Москвы» написал экономист Игорь Николаев.

Николаев отмечает, что на днях ЦБ обнародовал информацию о том, как изменилась структура его активов в иностранных валютах и золоте в период с июля 2017 года по июнь 2018 года. Оказалось, что доля доллара США в резервах регулятора за этот период снизилась с 46,3% до лишь 21,9%. Уменьшились также доли канадского доллара (с 3,2% до 2,9%) и британского фунта стерлингов (с 8,2% до 6,3%). При этом значительно возросла доля активов в виде евро - с 25,1% до 32%, китайского юаня – с 0,1% до 14,7%, а также японской йены - с 0% до 4,5%. Доля золота практически не изменилась, увеличившись с 16,1% до 16,7%.

«Итак, доллар США перестал быть главным валютным активом - вот она, дедолларизация в действии! Радуемся? - Не знаю, давайте попытаемся оценить, выиграла Россия или проиграла в чисто материальном плане от произошедшего изменения структуры активов. Почему естественным образом возникает этот вопрос? - Потому что мы же помним, что в последнее время американская валюта укреплялась и по отношению к евро, и по отношению к китайскому юаню», - отмечает Николаев.

Экономист напоминает, что если 30 июня 2018 года, когда реструктуризация активов завершилась, за 1 евро давали 1,163 доллара США, то 30 декабря - только 1,144 доллара. Юань за полгода также ослабел по отношению к американской валюте - его курс снизился с 0,151 до 0,145 доллара США соответственно. Курс японской иены практически не изменился.

«В таком случае очевидно, что изменение структуры активов в пользу слабеющих валют имеет следствием финансовые потери. На бытовом уровне эти процессы выглядели бы примерно так. Представьте, что у вас была тысяча долларов США, но вы их решили поменять на евро. Поменяли, а евро стал ослабевать по отношению к доллару. Сколько вы будете иметь спустя некоторое время в стоимостном долларовом эквиваленте? – Конечно же, уже не тысячу долларов США, а меньше. Разница между той первоначальной сумой и нынешним долларовым эквивалентом ваших активов и будет финансовыми потерями, которые вы понесли из-за неудачной реструктуризации ваших активов. Так вот, на государственном уровне у нас фактически произошло то же самое», - объясняет Николаев.

Экономист подсчитал, что финансовые потери России в результате снижения доли доллара в резервах, по сравнению с ситуацией, если бы структура активов не менялась с 30 июня 2017 года, составила к 30 декабря прошлого года около 6,8 миллиарда долларов США, причем это минимальная оценка, так как в ней не учитывалось дополнительное приобретение валюты в этот период.

«Поэтому общая итоговая цифра международных резервов Банка России - около 467 миллиарда долларов США по состоянию на конец 2018 года - могла бы быть существенно больше, если бы не реструктуризация активов. Понятное дело, что это было чисто политическое решение, для Банка России - это было вынужденное действие. Много это или мало - 6,8 миллиарда долларов США? В рублевом эквиваленте это будет почти 500 миллиардов рублей. Для сравнения: на все российское здравоохранение в 2019 году планируется выделить из федерального бюджета 637,2 миллиарда рублей», - отмечает Николаев.