Независимые АЗС заявили о дефиците дизельного топлива в регионах
Владельцы независимых АЗС заявили об отсутствии возможности купить дизельное топливо по оптовым ценам на нефтебазах крупных компаний. Об этом сегодня, 30 октября, пишет РБК со ссылкой на владельцев АЗС и экспертов.
Президент Независимого топливного союза Павел Баженов отметил, что в 40% регионах России наблюдается дефицит дизельного топлива на нефтебазах. По его словам, независимые заправки не могут купить дизельное топливо у нефтяников мелким и средним оптом. Цены на товар в опте выставляются выше розничных, по которым сами компании продают бензин и дизель у себя на заправках.
«Превышение оптовых цен над розничными объясняется тем, что после резкого скачка цен на топливо весной 2018 года правительство договорилось с крупнейшими нефтяными компаниями о заморозке розничных цен на бензин и дизель с начала июня, цены на заправках они продолжают держать, а опте уже стали повышать с начала сентября», - отметили журналисты.
«На нефтебазах дизеля просто нет уже 10 дней. Объяснение - весь объем отдан на собственные АЗС», - сообщила совладелица одной из сетей АЗС в Саратовской области Екатерина Савкина, добавив, что ее заправки вынуждены покупать дизель на АЗС «Роснефти», где стоимость составляет 42,45 рублей за литр, в то время, как на независимых заправках стоимость литра топлива 45,5 рублей.
Наравне с Саратовской областью, в Краснодарском крае основным поставщиком топлива является «Роснефть».
«По итогам сентября 2018 года производство дизельного топлива евро-5 на НПЗ «Роснефти» составило 2,14 миллиона тонн, что на 353 тысяч тонн выше аналогичного периода 2017 года. Поставки дизеля на внутренний рынок относительно 2017 года выросли в сентябре до 1,3 миллиона тонн (+20%) соответственно. Компания перевыполнила биржевые нормативы по дизельному топливу, продав 8% от производства при минимуме в 5%», — сообщил РБК представитель «Роснефти».
Вице-президент Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи Антон Карпов заметил, что с начала года до вчерашнего дня, дизельное топливо подорожало на 21,33% и треть этого роста (8%) пришлась на октябрь. По данным биржи, ежедневно должно продаваться минимум 25 тысяч тонн топлива, чтобы не было дефицита. Однако продается только 17,4 тысячи тонн дизеля, из которых 6,7 тысячи тонн - зимнее дизтопливо.
«Из-за высоких цен на экспорте даже небольшие заводы, которые ранее поставляли дизель на внутренний рынок, предпочли отправить товар заграницу, поясняет Карпов. Их традиционные покупатели пришли на биржу, где недостаточно предложения для удовлетворения растущего спроса», - пишет РБК.
Вице-премьер Дмитрий Козак признал, что сейчас ситуация на топливном рынке находится «на грани», но пообещал, что правительство будет стремиться удержать рост цен на топливо в пределах инфляции.
«Сегодня запасы бензина и дизтоплива имеются в необходимом количестве, просто экспортная альтернатива очень высока, и она стимулирует нефтяные компании и нефтетрейдеров экспортировать нефтепродукты, чтобы получить сверхдоходы», — отметил он.
Премьер-министр Дмитрий Медведев пригрозил ввести запретительные экспортные пошлины, если по итогам консультаций с крупными нефтяными компаниями цены на рынке топлива не стабилизируются.
«В июле 2018 года был утвержден закон, предоставляющий правительству право повышать экспортные пошлины на светлые нефтепродукты до 90% от пошлины на нефть, если компании не обеспечивают необходимого объема поставок на внутренний рынок», - заметили журналисты.
В Федеральной антимонопольной службе заметили, что в последние недели оптовая цена на дизельное топливо выросла так, что приблизилась к пиковым значениям июня этого года. Начальник управления по топливно-энергетическому комплексу ФАС Дмитрий Махонин выразил надежду, что правительству не понадобится вводить заградительные пошлины на экспорт нефтепродуктов.
«Ситуацию можно было бы исправить, увеличив продажи топлива на бирже. Регуляторы уже согласовали рост обязательных продаж с 5% до 7,5% от производства дизельного топлива с 10% и до 15% от производства бензина. Новые правила должны вступить в силу до конца 2018 года», - поделился с журналистами Карпов.
По мнению аналитиков, ручное управление является не самой эффективной мерой для решения проблемы дефицита топлива на рынке. По их мнению, рано или поздно придется отпустить цены на топливо.
«Для того, чтобы цены на бензин и дизель перестали расти или даже снизились, необходимо отменить акцизы на топливо, за счет которых пополняются дорожные фонды, полагает эксперт. А для наполнения дорожных фондов использовать поступления от НДПИ [налог на добычу полезных ископаемых]. В этом случае проблема дефицита топлива на внутреннем рынке будет решена», - заключили журналисты.