Общественная палата предлагает заменить слово «клянусь» на «обещаю» в тексте военной присяги
По данным «Известий», Общественная палата РФ 21 декабря внесла на рассмотрение Минобороны, Госдумы и администрации президента поправки в текст воинской присяги, в которых предлагается заменить слово «клянусь» на «обещаю».
Причиной изменения Общественная плата называет необходимость «учитывать религиозные взгляды и национальные особенности значительной части военнослужащих». При этом издание цитирует председателя комиссии Общественной палаты по нацбезопасности Александра Каньшина, который считает, что «в основе службы в армии должно быть добровольное решение человека, которое не противоречит его внутренним убеждениям».
Согласно п.2 ст.40 федерального закона З «О воинской обязанности и военной службе» 1998 года, текст воинской присяги выглядит следующим образом:
«Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю на верность своей Родине – Российской Федерации. Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования Воинских уставов, приказы командиров и начальников.
Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество!»
По всей видимости, членам Общественной палаты показалось, что текст противоречит словам Иисуса Христа, сказанным во время Нагорной проповеди и приведенным в Евангелии от Матфея (ст.33-37): «34. А Я говорю вам: не клянись вовсе…».
Председатель Саратовской Общественной Палаты Александр Ландо прокомментировал ИА «Свободные новости» инициативу коллег:
«Я к этому отношусь очень настороженно. И сам принимал присягу и во время Великой Отечественной войны люди шли в бой и клялись защищать Родину. Это странное предложение, потому что не было никакого общественного обсуждения, Русская православная церковь не выражала своей позиции. Я считаю, что это не совсем обоснованная инициатива. Мы же клянемся в верности и любви».
Руководитель общественного «Фонда Книги Памяти» Георгий Фролов также отрицательно высказался в отношении инициативы Общественной палаты:
«Слово «клятва» гораздо глубже и точнее отражает сущность воинского долга и никакого противоречия с христианским учением я не вижу. Русская православная церковь, которая очень активно в последнее время работает в войсках, еще не имеет такого опыта, который накопили вооруженные силы по военно-патриотическому воспитанию. И мне бы хотелось, чтобы армейские священники теснее работали именно с ветеранскими организациями, участники которых могут на своем примере рассказать, что такое долг, самопожертвование и воинский патриотизм. Но например представители Саратовской духовной семинарии не поддерживают с нами никаких контактов, по вопросам работы в вооруженных силах.
Клятва есть клятва, это не обещание. Можно обещать и не выполнить, а клятву придется держать до конца. В этом основное отличие и ничего менять в присяге конечно нельзя».
Александр Глущенко, председатель саратовского «Союза ветеранов контртеррористических операций России» скептически отнесся к предложенным изменениям присяги:
«Странное предложение. Традиционно слово «клянусь» присутствовало и в присяге дореволюционной российской армии и в присяге советской армии. Мало того, это слово присутствует в присягах практически всех современных государств имеющих вооруженные силы. Слово достаточно сильное, содержательное, эмоциональное. Характерно, что в царской армии , где религии отводилось очень важная роль в поддержании боевого духа , фраза звучала «...клянусь перед Богом». То есть, никаких противоречий не было. Мне кажется, современным «богословам» из ОПы надо внимательнее изучить контекст божьей заповеди. Хотя, зная о жизненных ориентирах многих из них, могу сделать вывод. что им нравится формулировка «Век воли не видать» или типа того. А по большому счету, это очередная попытка увести общество, в том числе и военных людей, от обсуждения более серьезных проблем - тотального воровства и коррупции в силовых структурах, дедовщины, развала военного образования».