СМИ: У россиян появилась высокая готовность к переменам

Оценить
СМИ: У россиян появилась высокая готовность к переменам
Фото Архив ИА «Свободные новости»
Социологи полагают, что «крымская мобилизация» закончилась.

У россиян в настоящее время присутствует высокая готовность к переменам, сообщает сегодня, 11 октября, «Коммерсантъ» со ссылкой на исследования социологов Комитета гражданских инициатив. Специалисты полагают, что в России закончилась «крымская мобилизация», а ее место занял «запрос на справедливость», вытеснивший надежды на сильную власть и помощь государства.

При этом, передает издание, социологи уверены, что даже в случае роста недовольства «возможности самоорганизоваться у общества нет».

Авторы доклада КГИ «Признаки изменения общественных настроений и их возможные последствия» провели десять фокус-групп в Москве, Владимире и Гусь-Хрустальном, они выполнили «сравнительный анализ личностных социально-психологических профилей» 60 сторонников и оппонентов власти в соцсетях, придя к выводу, что в общественном сознании произошли «фундаментальные изменения». При этом они не «спущены» сверху, а возникли в результате «межличностного общения на бытовом уровне». Такая тенденция, уверены исследователи, может начать «формировать общественно-политическую повестку».

«Так, 94% участников фокус-групп заявили, что «не полагаются больше на государство». На первый план выходит не требование сильной власти (7%), а требование справедливости (80%). Одновременно люди меньше соглашаются с внешней политикой РФ, причем количество несогласных увеличивается «по мере снижения уровня жизни». Больше всего внешнеполитический курс Кремля поддерживают в Москве, меньше во Владимире, а еще меньше - в «депрессивном моногороде Гусь-Хрустальном», - приводит «Коммерсантъ» данные исследователей.

Как объяснил журналистам соавтор доклада и член КГИ Михаил Дмитриев, такие процессы вызваны «усталостью от длительного периода экономического неблагополучия и спада доходов». В схожей форме они протекали в конце 90-х годов прошлого века после затяжного экономического кризиса, затем - после кризиса 2008 года. Современные тенденции вызревали подспудно, а причиной их проявления стало объявление о повышении пенсионного возраста.

«Эти процессы «можно рассматривать как отложенное продолжение предыдущей волны негативных настроений, которая внезапно прервалась в начале 2014 года» вследствие присоединения Крыма. Изменившиеся настроения будут «способствовать критическому восприятию официальной информации», - рассказали журналистам авторы доклада, отметив, что пока «ни в одной группе не прозвучало агрессивных высказываний в отношении власти», а недовольство остается локальным.

При этом социологи выдвинули точку зрения, согласно которой всплеск протестов после монетизации льгот в 2005 году «не был подкреплен фундаментальными факторами изменения массового сознания» и «сошел на нет менее чем через год», а сейчас недовольство пенсионной реформой и его «последствия могут растянуться на более длительное время».

Дмитриев также заявил «Коммерсанту», что до президентских выборов 2024 года настроения могут поменяться, но избиратели «будут больше интересоваться радикальными и демагогическими инициативами». Социолог уверен, на примере США и стран Европы, что «противостоять волне популизма очень сложно», и уже «несколько правительств в Европе пали под давлением популистской волны». Россию от такого сценария может уберечь тот факт, что активисты в основном действуют «ситуативно, реагируя на локальные события» и не придерживаются «целостной системной повестки», а участие в протесте для них «является не столько средством достижения социально значимых целей, сколько способом самовыражения, что порождает соперничество и конфликты».

Как прокомментировала изданию ведущий научный сотрудник отдела социально-политических исследований «Левада-Центра» Наталья Зоркая, из-за пенсионной реформы у граждан значительно упало доверие к президенту и правительству, при этом больше 40% людей отмечали, прослушав послание президента Федеральному собранию, что внимание было уделено милитаристской тематике, а не социальным проблемам.

«По всей видимости, пришел конец крымской мобилизации, а люди погрузились в состояние кризиса и падения доходов. Перспективы на улучшение также неясны», - рассказала журналистам социолог, добавив, что в обществе будут расти «напряжение и недовольство», но без возможности самоорганизоваться, так как в России нет «реальных партий или общественных движений, которые могли бы артикулировать общественные настроения».